Механизм правового регулирования
Правовое регулирование – это вид социального регулирования в целом Важная роль соц. рег-ния принадлежит прав. рег-нию, то есть воздействие специф. прав. средств на поведение людей и на общ. отн-ния в целях их упорядочения. Т.о., прав. рег-ние – это одна из форм воздействия права на общ. отн-ния. Воздействие права – это более широкое понятие, чем прав.рег-ние, оно связано лишь с воздействием на поведение людей специальных юридических средств: нормы права, правоотношения, акты реализации права. Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону перевода нормативно-правовых предписаний, упорядоченность общественных отношений. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. К основным элементам механизма правового регулирования относятся: 1. норма права 2. правовые отношения 3. акты реализации прав и обязанностей 4. акты применения права. Нормы – это модели правоотношений (основа механизма). От вида нормы права будет зависеть поведение субъекта. Правоотношения – это главное средство перевода абстрактных норм в индивидуальные акты поведения субъекта права. Акты реализации права – это фактические действия субъекта Акты применения права – это индивидуализ. властные предписания, которые обеспечивают возн-ние правоотношений, гарантир.осущ-ние прав и обяз-тей и т д. Это акты индивидуализированного прав. рег-ния (решение суда по конкретному юр. делу, приказ ректора университета и др.). В связи с такими элементами, в лит-ре выделяют: 1. простое регулирование – это процесс, в @ права и обяз-ти осущ-тся самими субъектами 2. сложное рег-ние предполагает исп-ние акта применения нормы права по обеспечению реа-ции норм права. В слож. рег-нии именно правоприм. акт влечет возн-ние субъект. прав и юр. обяз-тей у отдельных индивидов. Результат прав. рег-ния должен быть правомерным поведением людей. Выделяют стадии правового регулирования: стадия придания юридической формы норме права (например, формы закона). На этой стадии осуществляются общее неперсонифицированное воздействие права, то есть оказывается воздействие на сознание людей, очерчивается круг возможных прав и обязанностей. *стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей, то есть возникают правоотношения, у субъектов возникают права и обязанности. *стадия реа-ции субъективных прав и юридических обязанностей, то есть воплощение этих прав и обязанностей в конкретном поведении участников. На этой стадии может осущ-ся защита нарушенных прав у субъектов и сама по себе эта стадия может носить длительных характер (например, состояние в браке, состояние в трудовых отношениях, в гражданстве). Акты реализации могут выражаться в 3-х формах: - исполнение – соблюдение – использование - стадия применения права - стадия издания акта применения права может предшествовать стадии возникновения правоотношения стадия применения права может выступать формой реализации субъективных прав и обязанностей (например, в совершении правонарушения оспаривается права конкретного лица)
95. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других источников права. Виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов которые источниками права не являются.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему в характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Стадии правоприменения
Стадии правоприменительного процесса. 1. Установление фактических обстоятельств дела. Особенность этой стадии в том, что правоприменительный орган исследует факты, которые он непосредственно не может наблюдать. 2. Выбор и толкование нормы (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела). Эта стадия сводится к выбору той нормы, к которой сводятся данные обстоятельства. норма вбирается путем сравнивания обстоятельств реальной жизни, которые установлены на одной стадии и юридических фактов, которые влекут действия этого предписания. Правоприменителя приходится учитывать действие нормы во времени, пространстве и по кругу лиц. Проблема коллизии правовых норм: правоприменитель может обнаружить 2 или 3 нормы, которые регулируют этот вопрос. Правоприменитель будет уничтожать коллизию, но может быть так, что такой коллизионной нормы и не будет. Необходимо, чтобы правоприменитель использовал официальный текст, дабы не допустить ошибку. 3. Вынесение процессуально-обоснованного решения (правоприменительного акта). Решение по делу представляет собой акт, который связывает норму права с конкретным случаем, то есть устанавливает права и обязанности конкретных субъектов. Для вынесения такого решения, необходимо внутреннее убеждение правоприменителя в достоверности обстоятельств и в их верной юридической классификации. 4. Контроль и надзор за исполнением правоприменительного акта (основан на деятельности судебных органов). Акт правоприменения – это документ, фиксирующий принятое решение, имеющий официальное значение и властный характер. Решение правоприменительного органа должно быть выражено в надлежащей письменной форме, и иметь определенные внешние атрибуты: - наименование акта (приказ, приговор…) - дата, место издания - полное наименование органа или должностного лица, издавшего правоприменительный акт - подпись должностного лица