Механизм правового регулирования

Правовое регулирование – это вид социального регулирования в целом Важная роль соц. рег-ния принадлежит прав. рег-нию, то есть воздействие специф. прав. средств на поведение людей и на общ. отн-ния в целях их упорядочения. Т.о., прав. рег-ние – это одна из форм воздействия права на общ. отн-ния. Воздействие права – это более широкое понятие, чем прав.рег-ние, оно связано лишь с воздействием на поведение лю­дей специальных юридических средств: нормы права, правоотношения, акты реализации права. Механизм правового регулирования вы­ражает деятельную сторону пере­вода нормативно-правовых предписаний, упорядочен­ность обществен­ных отношений. Механизм правового регулирования – это система юридиче­ских средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. К основным элементам механизма правового регулирования относятся: 1. норма права 2. правовые отношения 3. акты реализации прав и обязанностей 4. акты применения права. Нормы – это модели правоотношений (основа механизма). От вида нормы права будет зависеть поведение субъекта. Правоотношения – это главное средство перевода абст­рактных норм в индивидуальные акты поведения субъекта права. Акты реализации права – это фактические действия субъекта Акты примене­ния права – это индивидуализ. властные предпи­сания, которые обеспечивают возн-ние правоотношений, гаран­тир.осущ-ние прав и обяз-тей и т д. Это акты индивидуа­лизиро­ванного прав. рег-ния (решение суда по конкретному юр. делу, приказ ректора универси­тета и др.). В связи с такими элементами, в лит-ре выделяют: 1. простое регулирование – это процесс, в @ права и обяз-ти осу­щ-тся самими субъектами 2. сложное рег-ние пред­полагает исп-ние акта применения нормы права по обеспечению реа-ции норм права. В слож. рег-нии именно правоприм. акт влечет возн-ние субъект. прав и юр. обяз-тей у от­дельных индивидов. Результат прав. рег-ния должен быть право­мерным поведением лю­дей. Выделяют стадии правового регулирования: стадия придания юридической формы норме права (например, формы за­кона). На этой стадии осуществляются общее неперсо­нифицирован­ное воздействие права, то есть оказывается воздействие на сознание людей, очерчивается круг возможных прав и обязанностей. *стадия индивидуализации и кон­кретизации прав и обязанностей, то есть возникают правоотношения, у субъектов возни­кают права и обя­занности. *стадия реа-ции субъективных прав и юридических обязанно­стей, то есть воплощение этих прав и обязанностей в конкретном поведении участников. На этой стадии может осущ-ся защита нарушенных прав у субъектов и сама по себе эта стадия может носить длительных характер (например, состояние в браке, состояние в трудовых отноше­ниях, в гражданстве). Акты реализации могут выражаться в 3-х фор­мах: - исполнение – соблюдение – использование - стадия применения права - стадия издания акта применения права может предшествовать ста­дии возникновения правоотношения стадия применения права может выступать формой реализации субъективных прав и обязанностей (например, в совершении правонарушения оспаривается права конкретного лица)

95. По­ня­тие нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та и его от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков пра­ва. Ви­ды нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов

Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт яв­ля­ет­ся од­ним из ос­нов­ных ис­точ­ни­ков пра­ва со­вре­мен­но­го го­су­дар­ст­ва. В нем вы­ра­жа­ет­ся боль­шин­ст­во пра­во­вых норм, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее важ­ные с точ­ки зре­ния лич­но­сти, ее ее ин­те­ре­сов и по­треб­но­стей об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Дру­гие ис­точ­ни­ки пра­ва (пра­во­вые обы­чаи, су­деб­ные и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные пре­це­ден­ты) об­ще­ре­гу­ля­тив­ной зна­чи­мо­стью не об­ла­да­ют. Они иг­ра­ют ча­ст­ную, вспо­мо­га­тель­ную или до­пол­ни­тель­ную роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах за­кре­п­ля­ют­ся нор­мы, ко­то­рые учи­ты­ва­ют ин­те­ре­сы боль­шин­ст­ва и мень­шин­ст­ва в це­пом, ко­ор­ди­ни­ру­ют их в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных, на­цио­наль­ных и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний в дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од.

В от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) пра­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт об­ла­да­ет сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми:

1. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт соз­да­ет­ся в ре­зуль­та­те пра­во­твор­че­ской дея­тель­но­сти ком­пе­тент­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­ва или все­на­родным во­ле­изъ­яв­ле­ни­ем (ре­фе­рен­ду­мом). Пра­во­твор­че­ская дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой та­кую го­су­дар­ст­вен­ную дея­тель­ность, ко­то­рая со­сто­ит в из­да­нии норм пра­ва, а так­же в со­вер­шен­ст­во­ва­нии и от­ме­не ус­та­рев­ших пра­во­вых норм.

2. В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся толь­ко нор­мы пра­ва, то есть пра­ви­ла об­ще­го ха­рак­те­ра, об­ла­даю­щие го­су­дар­ст­вен­ной обя­за­тель­но­стью. По­это­му нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты не­об­хо­ди­мо от­ли­чать от ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­во­вых ак­тов ко­то­рые ис­точ­ни­ка­ми пра­ва не яв­ля­ют­ся.

3. От нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та как ис­точ­ни­ка пра­ва сле­ду­ет от­ли­чать ис­точ­ни­ки пра­во­ве­де­ния, или ис­точ­ни­ки на­ше­го зна­ния о пра­ве. Мы чер­па­ем све­де­ния о нор­мах пра­ва из раз­лич­но­го ро­да сбор­ни­ков за­ко­но­да­тель­ст­ва, из ис­то­ри­че­ских пра­во­вых па­мят­ни­ков, из про­из­ве­де­ний про­фес­сио­наль­ных юри­стов. Все это ис­точ­ни­ки на­ше­го по­зна­ния пра­во­вых норм, а не ис­точ­ни­ки пра­ва.

4. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт оформ­ля­ет­ся в ви­де офи­ци­аль­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го до­ку­мен­та, ко­то­рый име­ет обя­за­тель­ные ат­ри­бу­ты: на­зва­ние ак­та (за­кон, указ, по­ста­нов­ле­ние); на­име­но­ва­ние ор­га­на, при­няв­ше­го акт (пар­ла­мент, пре­зи­дент, пра­ви­тель­ст­во, ме­ст­ный ор­ган вла­сти).

5. В нор­ма­тив­ных ак­тах нор­мы пра­ва груп­пи­ру­ют­ся по оп­ре­де­лен­ным струк­тур­ным об­ра­зо­ва­ни­ям: раз­де­лам, гла­вам, стать­ям (на­при­мер, в Гра­ж­дан­ском ко­дек­се: раз­дел «Обя­за­тель­ное пра­во», гла­ва «Ис­пол­не­ние обя­за­тельств», ста­тья «Дос­роч­ное ис­пол­не­ние обя­за­тель­ст­ва»).

Итак, нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт – это офи­ци­аль­ный акт пра­во­твор­че­ст­ва, в ко­то­ром со­дер­жать­ся нор­мы пра­ва.

По юри­ди­че­ской си­ле все нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся на за­ко­ны и под­за­кон­ные ак­ты. Юри­ди­че­ская си­ла нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов яв­ля­ет­ся наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ным при­зна­ком их клас­си­фи­ка­ции. Она оп­ре­де­ля­ет их ме­сто и зна­чи­мость в об­щей сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. В со­от­вет­ст­вии с тео­ри­ей и прак­ти­кой пра­во­твор­че­ст­ва ак­ты вы­ше­стоя­щих пра­во­твор­че­ских ор­га­нов об­ла­да­ют бо­лее вы­со­кой юри­ди­че­ской си­лой, чем ак­ты ни­же­стоя­щих пра­во­твор­че­ских ор­га­нов. По­след­ние из­да­ют­ся на ос­но­ве и во ис­пол­не­ние нор­ма­тив­ных ак­тов, из­да­вае­мых вы­ше­стоя­щи­ми пра­во­твор­че­ски­ми ор­га­на­ми.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты клас­си­фи­ци­ру­ют­ся так­же по со­дер­жа­нию. Та­кое де­ле­ние в из­вест­ной ме­ре ус­лов­но. Ус­лов­ность эта объ­ек­тив­но объ­яс­ня­ет­ся тем, что не во всех нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся нор­мы од­но­род­но­го со­дер­жа­ния. Име­ют­ся ак­ты, со­дер­жа­щие нор­мы толь­ко од­ной от­рас­ли пра­ва (на­при­мер, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Но на­ря­ду с от­рас­ле­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми дей­ст­ву­ют и ак­ты, имею­щие ком­плекс­ный ха­рак­тер. Они вклю­ча­ют нор­мы раз­лич­ных от­рас­лей пра­ва, об­слу­жи­ваю­щих оп­ре­де­лен­ную сфе­ру об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Хо­зяй­ст­вен­ное, тор­го­вое, во­ен­ное, мор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во – при­ме­ры ком­плекс­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов.

По объ­е­му в ха­рак­те­ру дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты подраз­де­ля­ют­ся: - на ак­ты об­ще­го дей­ст­вия, ох­ва­ты­ваю­щие всю со­во­куп­ность от­но­ше­ний оп­ре­де­лен­но­го ви­да на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ог­ра­ни­чен­но­го дей­ст­вия – рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на часть тер­ри­то­рии или на стро­го оп­ре­де­лен­ный кон­тин­гент лиц, на­хо­дя­щих­ся на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ис­клю­чи­тель­но­го (чрез­вы­чай­но­го) дей­ст­вия. Их ре­гу­ля­тив­ные воз­мож­но­сти реа­ли­зу­ют­ся лишь при на­сту­п­ле­нии ис­клю­чи­тель­ных об­стоя­тельств, на ко­то­рые рас­счи­тан акт (вое­нных дей­ст­вий, сти­хий­ных бед­ст­вий).

По ос­нов­ным субъ­ек­там го­су­дар­ст­вен­но­го пра­во­твор­че­ст­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты мож­но под­раз­делить на ак­ты за­ко­но­да­тель­ной вла­сти (за­ко­ны); ак­ты ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (под­за­кон­ные ак­ты); ак­ты су­деб­ной вла­сти (юрис­дик­ци­он­ные ак­ты об­ще­го ха­рак­те­ра).

Стадии правоприменения

Стадии правоприменительного процесса. 1. Установление фактических обстоятельств дела. Особенность этой ста­дии в том, что правоприменительный орган исследует факты, ко­торые он непосредственно не может наблюдать. 2. Выбор и толкование нормы (юридическая квалификация фактиче­ских обстоятельств дела). Эта стадия сводится к выбору той нормы, к которой сводятся данные обстоятельства. норма вбирается путем сравнивания обстоятельств реальной жизни, которые установлены на одной стадии и юридических фактов, которые влекут действия этого предписания. Правоприменителя приходится учитывать дей­ствие нормы во времени, пространстве и по кругу лиц. Проблема коллизии правовых норм: правоприменитель может обнаружить 2 или 3 нормы, которые регулируют этот вопрос. Правоприменитель будет уничтожать коллизию, но может быть так, что такой коллизи­онной нормы и не будет. Необходимо, чтобы правоприменитель ис­пользовал официальный текст, дабы не допустить ошибку. 3. Вынесение процессуально-обоснованного решения (правопримени­тельного акта). Решение по делу представляет собой акт, который связывает норму права с конкретным случаем, то есть устанавливает права и обязанности конкретных субъектов. Для вынесения такого решения, необходимо внутреннее убеждение правоприменителя в достоверности обстоятельств и в их верной юридической классифи­кации. 4. Контроль и надзор за исполнением правоприменительного акта (осно­ван на деятельности судебных органов). Акт правоприменения – это документ, фиксирующий принятое реше­ние, имеющий официальное значение и властный характер. Решение право­применительного органа должно быть выражено в надлежащей письменной форме, и иметь определенные внешние атрибуты: - наименование акта (приказ, приговор…) - дата, место издания - полное наименование органа или должностного лица, издавшего пра­воприменительный акт - подпись должностного лица

Наши рекомендации