Занятие 1. Политическая система и ее функционирование

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к контрольной работе, используя лекционный материал и учебную литературу.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие политической системы, структура, функции, типология.

2. Основные концепции политических систем.

3. Политический режим: сущность, особенности, классификации.

4. Характеристика тоталитарного политического режима.

5. Характеристика авторитарного политического режима.

6. Особенности демократического политического режима.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1998.

2. Бегунов Ю.К. 13 теорий демократии. СПб., 2002.

3. Гуськов Ю. Миролюбие современной демократии: мифы и реальность. // Власть. – 2005. - №2.

4. Дарендорф Р. Искушение авторитаризмом. // Россия в глобальной политике. – Т.3 – 2005. - №5.

5. Дорожкин Ю. Актуальные проблемы модернизации политической системы России. // Власть. – 2012. - №10.

6. Иноземцев В.Л. «Превентивная» демократия. Понятие, предпосылки возникновения, шансы для России. // Полис. – 2012. - №6.

7. Лебедева Е.Б., Бусыгина И.М. Административно-территориальное деление в РФ: реформы и фактор политического режима. //Полис. – 2012. - №3.

8. Лейпхарт А. Сообщественная демократия. // Полис. – 1992. - №2-3.

9. Согрин В.В. Управляемая демократия: американский вариант. // Общественные науки и современность. – 2005. - №1.

10. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как политический феномен ХХв. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №1.

11. Сумбатян Ю.Г. Авторитаризм как категория политической науки. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №6.

12. Устименко С. Проблемы модернизации политической системы современной России

13. Хазов А. Характеристика политических режимов в постсоветской России. // Власть. – 2012. – №2.

14. Хайек Ф. Дорога к рабству. // Вопросы философии. – 1990. - №10-11.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Согласно Г.Алмонду, политическая система представляет собой:

а) совокупность институтов (таких как парламенты, суды, бюрократия), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;

б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;

г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.

2.Целью исполнительных институтов власти является:

а) разрешение возникающих конфликтов и интерпретация правил;

б) применение негативных санкций по отношению к нарушителям норм;

в) воплощение в жизнь принятых решений;

г) законотворчество.

3. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы людей, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества вне политических сфер»?

а) тоталитаризм;

б) либеральная демократия;

в) национал-социализм;

г) авторитаризм.

Используемая образовательная технология:

Контрольная работа

Занятие 2. Избирательные системы.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к тестированию.

Темы для подготовки к тестированию:

1.Понятие и структура избирательной системы.

2.Выборы.

3.Мажоритарная избирательная системы

4.Пропорциональная избирательная система.

5.Смешанная избирательная система.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. М., 2003.

2. Балашова Л.М. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидатов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2002. - № 1.

3. Беляев А. ибирательные кампании: консолидация или разобщение общества? // Власть. – 2012. - №8.

4. Буглак О. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации. // Власть. – 2012. - №8.

5. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004.

6. Лукашина Ю. Политические технологии в XXI веке. // Власть. – 2012. - №1.

7. Ляпина Т.В. Политическая реклама. - К. : Альтерпрес, 2000.

8. Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: Мифы и реальность. - М., 2003.

9. Старцева С. Выборы как основная форма политического участия молодежи. // Власть 2012. - №1.

10. Урсу Н. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ в современной России. // Власть. – 2012. - №1.

Вопросы для дискуссии

1. Какую роль играют выборы в демократической политической системе?

2. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

3. Основная проблема при выборе избирательной системы состоит в определении того, какое правительство лучше: более сильное или более представительное? Что Вы думаете на этот счет?

4. Какие недостатки и отрицательные явления Вы видите в нынешней избирательной системе? Каким образом их можно устранить?

5. Как бороться с «черным» PR?

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Что собой представляет мандат с точки зрения избирательного права:

а) удостоверение личности;

б) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица;

в) документ, удостоверяющий право голосовать на выборах;

г) разрешение на участие в выборах.

2.Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

а) выборы являются всеобщими и равными;

б) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своем округе;

в) голосование на участках является тайным;

г) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

3.Агитационный период избирательной кампании начинается:

а) со дня создания соответствующего избирательного фонда;

б) со дня выдвижения кандидата или федерального списка кандидатов;

в) со дня регистрации кандидата избирательной комиссией;

г) все неправильно

Используемая образовательная технология:

Тестирование. Для дискуссионных вопросов время обсуждения 5-7 минут.

Наши рекомендации