Компетентностная карта дисциплины. Политология
Политология
Б1. Б.5
Учебно-методический комплекс
(программа и методические указания по изучению курса)
для студентов бакалавриата направления 081100.00 Государственное и муниципальное управление
Чита
Издательство ЧИ БГУЭП
УДК 32.01
ББК 66.017
У 51
Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
(протокол № ___ от ___ ________ 2015 г.)
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «Экономическая теория, история и философия»(протокол № 1 от сентября 2015 г.)
Составитель старший преподаватель О.В. Ульянова
Рецензент к.п.н., доцент А.А. Алюшина
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой Экономикии управления, к.э.н., доцент Л.Ю.Криклевская
___ ______________ 2015 г.
Декан факультетаЭкономический факультет, к.э.н., доцент Л.Ю.Саркисян
___ ______________ 2015 г.
Начальник УМО О.К.Куклина
___ ______________ 2015 г.
Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская
___ ______________ 2015 г.
У 51 Политология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентовбакалавриата направления 081100.00 Государственное и муниципальное управление / сост. О.В. Ульянова. – Чита: Изд-во ЧИ БГУЭП, 2015. – 48с.
Учебно-методический комплекспо дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата081100.00 Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 января 2011 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.
Предназначен для студентов очной формы обучения.
ББК 66.017
© Издательство ЧИ БГУЭП, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.................................................................... 4
1.1. Цели освоения дисциплины........................................................................ 4
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата................................. 4
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4
2. Структура дисциплины...................................................................... 9
2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура..................................... 9
2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения................................................................................................ 9
3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы..................................... 11
3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению. 11
3.2. Список рекомендуемой литературы......................................................... 39
3.2.1. Основная литература.............................................................................. 39
3.2.2. Дополнительная литература.................................................................. 39
3.2.3. Электронные ресурсы............................................................................. 40
4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 41
4.1. Организация текущего контроля.............................................................. 41
4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) 42
4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену..................................................... 42
4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий............................................. 43
Пояснительная записка
УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 081100.00 Государственное и муниципальное управлениеи в соответствии с учебным планом, утвержденным ученым советом вуза.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Политология является формирование у студентов правильного понимания политической власти и ее значения, раскрытие содержания политических систем, способов их функционирования, объяснение роли личности человека в современной политике и ознакомление с условиями стабильности, эволюции или кризисов государственных институтов, обучение студентов способам оценки различных политических явлений, способствование воспитанию патриотизма.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Философия, Экономика, Основы общей и социальной психологии, Социология; а также в процессе изучения дисциплин профессионального цикла Б.3 Микроэкономика и Макроэкономика.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: История экономических учений, Социология.
Изучение дисциплины Политология дополняет последующее освоение дисциплин: Институциональная экономика и Экономика России.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция | ||
ОК-1 | стремление работать на благо общества | ||
ОК-2 | знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлению от правил этического поведения, в ом числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения | ||
ОК-4 (частично) | знание законов развития общества и умение применять эти знания в профессиональной деятельности, умение анализировать социально-значимые явления, события, процессы | ||
ОК-5 | понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности | ||
ОК-6 (частично) | способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества | ||
ОК-7 (частично) | способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения | ||
ОК-8 (частично) | владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ||
ОК-9 (частично) | умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке | ||
ПК-7 | умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов | ||
ПК-16 | овладение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации | ||
ПК-24 | умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических движений | ||
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ОК-1, ОК-2, ПК-24.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-1:
стремление работать на благо общества
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Умеет сопоставлять политические системы различных государств, определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства, анализировать программы политических партий, самостоятельно выявлять тенденции современного политического процесса, участвовать в дискуссии, умеет выразить и обосновать свою позицию, самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делает осознанный политический выбор, анализирует текущую ситуацию в стране |
Базовый (71 – 90 баллов) | Знает характеристику современного российского государства, структуру российской политической системы и политического процесса; имеет представление о эволюции, особенностях политической мысли России, о связи политологии с другими гуманитарными дисциплинами, о динамике отношений гражданского общества и государства, о специфике и целях политического прогнозирования, основные этапы формирования партийной системы в России |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Умеет пересказать учебный материал по политологии, имеет представление о истории развития политической мысли, этапах становления науки политологии, знает основные понятия, употребляемые, в политологии, о геополитическом положении и внешней политике современной России; знает основные разновидности политических систем и режимов, имеет представление о сущности власти, знает основные школы современной политической теории, типы избирательных систем |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:
знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлению от правил этического поведения, в ом числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Умеет проводить сравнительный анализ взаимоотношений и взаимовлияния гражданского общества и государства, давать оценку своеобразию политического развития России, прогнозировать возможные варианты эволюции политической системы современной России, развитых государств Запада |
Базовый (71 – 90 баллов) | Умеет устно и письменно излагать свое понимание политических процессов, обладает навыками анализа, сопоставления и оценки информации из различных источников, может определить степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет навыки самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, владеет информацией о политической развитии нашего общества, о сущности власти, политической жизни, политических отношениях, процессах |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-24:
умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических движений
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Знает о взаимозависимости и неразрывности частей гуманитарного цикла, имеет представление о новой роли России в современной международной политике, определяет степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России, знает и умеет выделять теоретические и прикладные, аксиологически и инструментальные компоненты политической науки |
Базовый (71 – 90 баллов) | Умеет приводить примеры из Отечественной истории, разбирается в системе международных отношений, геополитической обстановке, национально-государственных интересах России, выражает свою позицию в условиях плюралистического общества |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление о методах и функциях политологии, об истории дисциплины, об основных этапах развития политической мысли, исторических типах политики, знает место и роль политологии в системе общественных наук, об основных методах регулирования региональных и этнических конфликтов и кризисов, умеет самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы политологии, методы, функции, объект, субъект, основные ключевые термины курса;
- исторические типы политики, основные этапы развития политической мысли;
- особенности политической мысли и развития политической науки в России;
- классические, общепринятые в мировой политической науке концепции и подходы;
- основные характеристики российского государства и его политической системы;
- типы избирательных систем, особенности избирательной системы современной России;
- о связи политологии с другими предметами гуманитарного цикла.
Уметь:
- сопоставлять политические системы различных государств;
- выделять теоретические и прикладные аксиологические и инструментальные компоненты политической науки;
- самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества;
- выражать свою позицию в условиях плюралистического общества;
- анализировать текущую политическую ситуацию в стране;
- определять степень актуальности различных политических концепций для современной России;
- определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства.
Владеть:
-в общих чертах навыками прогнозирования возможных вариантов эволюции политической системы современной России, развитых стран Запада;
- навыками сравнительного анализа взаимозависимостей и взаимовлияния гражданского общества и государства;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания политических процессов;
- навыками самостоятельной библиографической работы с бумажными и электронными источниками политических знаний;
- навыками анализа особенностей отечественного политического процесса.
Структура дисциплины