Методы политологических исследований
Политология как наука
В Европе и США появилась в 19 веке, в России – в 20 веке.
Этапы становления политологии как науки:
1) Зарождение и формирование политической философии (V-I вв. до н.э.). Появились первые политологические понятия (государство, политика, демократия). Философы не анализировали политическую действительности, а строили идеальные модели государства.
· Платон. «Государство», «Законы», сформулировал принципы идеального государства, аристократию считал идеальной формой правления, демократия – главная беда политики.
Выделял три сословия: философы и мудрецы (пастухи) – правители, ведут аскетический образ жизни; воины и стражники (овчарки); ремесленники и крестьяне (овцы). Считал, что первые два сословия не должны иметь связей с семьёй (общие жёны, дети, нет частной собственности). Считали его сторонникам тоталитарных идей (тоталитаризм был введён в 20 веке).
Позже говорил, что власть должна быть ограничена.
· Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Политика», «Афинская полития», изучил систему управления в греческих полисах.
Выделил два критерия для типологии: количественный (кол-во правящих) и качественный (в чьих интересах осуществляется правление).
Выделил формы правления: монархия (один правитель, думает об общем благе), тирания (один, не думающий о благе людей), аристократия (много правителей, думают о благе людей), олигархия (много правителей, не думают об общем благе), полития (власть большинства богатых), демократия (самая сносная и из худших форм правления), охлократия (власть необразованной толпы).
· Цицерон.
2) Господство политической теологии (III-XV вв.). Считалось, что государство и политика созданы Богом.
· Августин Блаженный (354-430). «О граде божьем».
· Фома Аквинский (1226-1274). «О правлении государей».
3) Возникновение и формирование реалистического направления (XVI-XIX вв.).
· Н.Макиавелли (1469-1527). «Государь». Ввёл понятие политики кнута и пряника.
· Дж. Локк (1632-1704). Основоположник либерализма. Выделил законодательную и исполнительную власть.
· Ш. Монтескье (1689-1755). Ввёл судебную власть.
4) Возникновение политологии как науки (XIX-XX вв.).
· Ф. Либер. В 1857 году основал кафедру истории и политической науки.
· М. Вебер. «Политика как призвание и профессия».
5) Современный этап (XX-XXI вв.).
1948– Проведён первый международный коллоквиум по проблемам политической науки (Париж). Предметом изучения были названы: политическая теория; политические институты; партии, социальные группы, общественное мнение, выборы; международные отношения. Д. Истон, Т. Парсонс и т.д.
Становление политологии в России:
· В XIX в. Политология не была самостоятельной наукой, изучалась в истории, философии, правоведении.
· В начале и середине XX в. Политология практически не развивалась.
· В 1989 г. Политология была официально признана учебной дисциплиной (первая кафедра политология появилась в Ленинградском университете).
Российские представители политической мысли: Б.Н.Чичерин «История политических умений», М.Я.Острогорский «Демократия и политические партии», Г.Павловский, Л.Шевцова, И.Клямкин, О.Гаман-Голутвина и др.
Политология – это единственная интегральная наука о политике, её взаимодействии с личностью и обществом.
Политология – это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообщества.
Структура политологии:
Теоретическая: · история политической мысли; · политическая философия; · учение о политических институтах; · политическая психология; · политическая конфликтология; · теория международных отношений. | Прикладная: · политический маркетинг; · политический менеджмент; · имиджмейкинг; · политическое прогнозирование. |
Методы политологических исследований
Методы:
1) Теоретические:
· институциональный метод – изучение структуры и деятельности политических институтов;
· компаративистский (сравнительный) метод – сопоставление однотипных политических институтов, процессов, с целью выделения общих черт и специфики;
· психологический метод – поиск причины политического поведения субъектов в особенностях их психики (анализируются бессознательные психические процессы);
· бихевиористский - изучение политического поведения с учётом побуждающих мотивов (интерес, склонности) и внешних факторов (социальный статус, экономическая ситуация и т.д.);
· системный метод – изучение политики как ложного механизма, в котором все составные части находятся во взаимодействии.
2) Эмпирические:
· наблюдение – метод сбора первичной информации путём прямой регистрации событий и условий на местах (невключённое наблюдение – наблюдение со стороны, включённое наблюдение – исследователь находится внутри изучаемой группы);
· опросы – опрос прямых или косвенных участников политических событий. На выборах: опросы на входе и опрос на выходе;
· экспертная оценка – выявление мнений наиболее авторитетны специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах её происхождения или прогнозе развития событий;
· контент-анализ – изучение различных политических документов, публичных выступлений, несущих определённую информацию;
· статистический – накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояние объекта.
Политическая власть
Власть – социальное явление:
1) Существует везде, где есть устойчивые объединения людей.
2) Выступает один из способов социального регулирования.
3) Играет амбивалентную роль. Может нести в себе конструктивное и деструктивное начало.
Концепции власти:
1) Теологическая – всякая власть происходит от Бога.
2) Бихевиористская – властные отношения вытекают из природы человека. Человек – это властолюбивое животное. Власть – особый тип поведения, одни командуют, другие подчиняются.
3) Структурно-функциональный – власть рассматривается как способ социальной организации, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения (Т.Парсонс).
4) Психологическая – истоки власти коренятся в подсознании людей (З.Фрейд). Стремление к власти выполняет функции компенсации физической или духовной неполноценности.
Определения власти:
1) Власть – это способность, право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, оказывать решающее влияние на поведение людей с помощью различных средств и ресурсов.
2) Власть – это система соответствующих государственных органов (институционализированная власть).
3) Власть – это лица, наделённые соответствующими полномочиями (персонифицированная власть).
Политическая власть – это способность государства и других политических институтов (лидеров) воздействовать с помощью различных средств на поведение индивидов, социальных групп и общества в целом.
Основные признаки политической власти:
1) Право на легальное насилие.
2) Публичность (открытость).
3) Верховенство.
4) Общеобязательность решений.
Структура и ресурсы власти:
1) Субъект власти.
2) Объект власти.
3) Ресурсы власти.
4) Источники власти.
5) Процесс властвования.
Признаки субъекта:
1) Приятие политических решений.
2) Влияние на процесс принятия политических решений.
3) Реализация решений.
4) Контроль за исполнением политических решений.
Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов:
1) Качества объекта.
2) Характер предъявляемых к объекту требований.
3) Ситуация и средства воздействия.
4) Наличие или отсутствие авторитета у субъекта.
Источники власти:
1) Сила.
2) Авторитет.
3) Богатство.
4) Информация.
5) Знание.
6) Закон.
7) Харизма.
Ресурсы власти:
1) Экономические (деньги, полезные ископаемые).
2) Политико-правовые (законодательная база).
3) Информационные.
4) Силовые (армия, полиция и т.д.).
5) Психологические (манипулирование, популизм).
Процесс властвования – принятие политических решений и их реализация. Осуществляется с помощью государственных институтов власти.
Разделение властей по вертикали – это разделение власти между различными уровнями управления:
1) Федеральный.
2) Региональный.
3) Муниципальный.
Разделение власти по горизонтали – это разделение власти на одном уровне:
1) Законодательная – исполнительная – судебная.
Принцип разделения властей:
1) Позволяет чётко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти.
2) Создаёт систему сдержек и противовесов.
3) Предотвращает злоупотребление властью.
Легитимность власти – это положительная оценка власти подчинёнными, признание права управлять и согласие подчиняться (М.Вебер).
Легитимность власти – это способность власти создавать и поддерживать у людей убеждённость в том, что существующие политические институты являются наилучшими (Д.Истон).
Типы легитимности (по М.Веберу):
1) Традиционная легитимность – мотивом подчинения выступает традиция, привычка. Характерная для монархий, где власть передаётся по наследству. Отличается прочностью и преемственностью власти.
2) Харизматическая легитимность – мотивом подчинения выступает вера в исключительная качества лидера, в его способности изменить жизнь к лучшему. Возникает в условиях кризиса и революционных перемен.
3) Рационально-правовая легитимность – мотивом подчинения выступает рациональный осознанный интерес, уверенность в к компетенции власти. Власть оценивается по конкретным результатам. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону.
Типы легитимности (по Д.Истону):
1) Идеологическая – вера в правильность идеи, провозглашённой властью.
2) Персональная легитимность – доверие конкретной персоне, личности,
3) Структурная легитимность – доверие существующим политическим институтам, действующим в рамках закона.
Недемократические режимы
Типы:
1) Тоталитарный – введён Мусолин (всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства). Основная характеристика – навязывание единой идеологической доктрины. Это феномен 20-века, появился благодаря СМИ.
2) Авторитарный. Власть одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняя свободы в неполитических сферах жизни (режим ограниченного плюрализма).
Предпосылки тоталитаризма:
1) Экономический, политический кризис.
2) Маргинализация общества. Маргинал – человек, не имеющий устойчивого социального положения.
3) Низкий уровень развития гражданского общества.
4) Появление СМИ.
5) Появление харизматической личности в определенное время.
Основные черты тоталитарного режима:
1) Всеобщая монополизация и сверхцентрализация власти.
2) Властную пирамиду возглавляет харизматический вождь.
3) Власть на всех уровнях формируется закрыто.
4) Господство единственной правящей партии.
5) Сращивание партийного и государственного аппарата.
6) Навязывание единой идеологии.
7) Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни.
8) Неприятие демократических прав и свобод.
9) Принцип – разрешено всё то, что приказано.
10) Мощный репрессивный аппарат, искоренение инакомыслящих, использование метода физического и психологического террора.
11) Агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией.
12) Милитаризация.
Тоталитаризм:
1) Левый. Коммунистический (СССР, Китай, Вьетнам).
2) Правый. Националистический (Италия, Германия).
Признаки авторитаризма:
1) Автократизм. Большое влияние лидера.
2) Формальность разделения властей. Роль представительных органов минимальна. Неподконтрольность власти гражданам.
3) Ограниченный плюрализм: нет чёткой и единой идеологии, допускается несколько партий, но реальная конкуренция между ними отсутствует (имитация многопартийности).
4) Формальность демократических прав и свобод, их нарушение. Выборы носят фиктивный показательный характер. Действует принцип «Разрешено всё то, что не грозит данному политическому режиму».
5) Относительная свобода действий в экономической, культурной, частной жизни. Частичная цензура, подконтрольности СМИ.
6) Большое влияние силовых структур, доминирование командно-административных методов, вертикальных отношений.
7) Низкий уровень развития гражданского общества. Подданическая политическая культура (культура подчинения).
Разновидности авторитарного режима:
1) Военный режим. Режим А.Пиночета в Чили, режим Иди Амина в Уганде.
2) Теократический режим. Режим Хомейни в Иране.
3) Бюрократический режим. Режим Ю.В.Андропова в СССР.
4) Неоавторитарный режим. Режим А.Лукошенко в Белоруссии.
Демократия – власть народа. Первоначально рассматривалась как прямое правление граждан, противопоставление монархии.
В античности демократия считалась одной из худших форма правления.
С ХIII в. демократия рассматривалась как правление в интересах народа.
Сейчас есть прямая (репрезентативная) демократия и представительная (плевисцитарная) демократия.
Демократия – это правление народа, избранное народом и в интересах народ (А.Линкольн).
Демократия – это управление, при котором власти отвечают перед гражданами за свои действия, а граждане реализуют интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей (Й.Шумпетер).
Демократия – это чёткость процедур при неопределённости результата (Я.Пшеворски).
Теории демократии:
1) Элитарная теория демократии (теория соревнующихся лидеров и элит). Ответственность избранных лидеров. Народ имеет право выбирать и отзывать действующую власть.
2) Плюралистическая теория (демократия для групп). Множество организаций, выражающих различные частные интересы, конкурирующие между собой в рамках честной политической игры. Полиархия.
3) Коллективистская модель демократии (демократия большинства). Основа политической власти – народ в целом (большинство). Отрицается соревновательность интересов и автономия личности.
Основные признаки демократического режима:
1) Свободные и периодические выборы, всеобщие, равные (один человек – один голос), прямые (непосредственно за кандидата или партию), свободные (без давления и подкупа), справедливые (под контролем законодательства), альтернативные, при тайном голосовании. Абсентеизм – неучастие в выборах.
2) Конституционализм – верховенство закона, соподчинённость правовых актов, высокий уровень правосознания.
3) Принцип разделения властей, наличие системы сдержек и противовесов.
4) Мажоритарный принцип (принцип большинства). При этом уважается и мнение меньшинства (оппозиции).
5) Ответственность власти перед обществом, контроль за представителями власти.
6) Гарантии прав и свобод граждан (свобода слова, свобода печати, свобода собраний).
7) Политический плюрализм, идеологическое многообразие, многопартийная система на принципах оппозиционности.
8) Гласность и прозрачность деятельности властей, независимость СМИ.
9) Активистская (гражданская) политическая культура, толерантность.
10) Парламентаризм. Значимая роль парламента, наличие парламентского контроля за деятельностью главы государства, представительство, и защита интересов граждан, которые делегировали ему свои полномочия.
Россия:
1) Согласно конституции РФ 1993 года является демократическим государством. В ней закреплён принцип разделения властей, права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, возможность граждан избирать и быть избранными в органы власти.
2) Государственная власть осталась авторитарной. Значительная концентрация власти в руках президента, слабая степень разделения политических ролей и функций, низкая роль парламента и судебной системы и т.д.
Делегативная демократия:
1) Процесс принятия решений и выборы не являются справедливыми.
2) Нет равного доступа к власти.
3) Субъекты политики отклоняются от предписанных норм и правил.
4) Доминирующим является институт президентства, которому делегируются значительные властные полномочия.
Переход от авторитаризма к демократии:
1) 3 волны демократизации: первая – 1828-1926 – США, Канада, новая Зеландия, вторая – 1945-1968 – Германия, Италия, третья – 1974 – настоящее время – Греция, Португалия, Латинская Америка, Восточная Европа, постсоветское пространство.
2) Предпосылки перехода: экономические (высокая уровень экономического развития, высокая степень урбанизации, рыночная конкурентная экономика).
3) Социальные предпосылки: относительно небольшой разрыв между бедными и богатыми, наличие многочисленного среднего класса, социальные плюрализм, наличие множества «лифтов» вертикальной социальной мобильности.
4) Культурные предпосылки: высокие уровень грамотности населения, активистская политическая культура, толерантность.
Основные этапы демократизации:
1) Возникновение конфликта.
2) Этап принятия решений.
3) Консолидация демократия.
Модели перехода:
1) Линейная модель. Постепенное последовательное и целенаправленное осуществление демократизации, продолжавшееся несколько веков (Англия, США).
2) Циклическая модель. Чередование демократического и авторитарного режима. Слабость гражданского общества, слабость внутренних предпосылок (страны Латинской Америки, страны Африки, постсоветские страны).
3) Диалектическая модель: возможны откаты к авторитаризму, однако тенденция к стабильной демократии приобретает всё большую настойчивость (Испания, Италия, Греция).
Варианты перехода:
1) Навязанный переход. Одна политическая сила заставляет других участников политического процесса принять свои правила игры (период перестройки СССР).
2) Пактированный переход. Заключение соглашения, предусматривающего уступки каждой из сторон ради достижения согласия (Испания, «пакты Монклоа»).
3) Реформистский переход. Реформы осуществляются благодаря мощному давлению низов на правящие группы (массовые протестные движения в Чехословакии в конце 80-х гг).
4) Революционный переход. Смещение прежней власти путём революции (Оранжевая революция в Украине в 2004 году, «Революция роз» в Грузии в 2003 году).
Политическая система
Политическая система – это совокупность взаимосвязанных государственных и общественных политических институтов, отношений, норм, традиций, в которых осуществляется политическая жизнедеятельность людей и реализуется власть.
Структура политической системы:
1) Институциональная подсистема – совокупность государственных и общественно-политических институтов (государство и его органы, партии, движения, лобби, СМИ).
2) Нормативная подсистема – совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования (конституция, законы, нормативные акты, традиции, мораль).
3) Функциональная подсистема – совокупность способов и методов осуществления власти, средств воздействия на общественную жизнь.
4) Коммуникативная подсистема – совокупность отношений и форма взаимодействия между властью и обществом, между различными группами, между индивидами по поводу их участия в политической жизни.
5) Культурная идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций, особенности политической культуры и политического сознания.
Поддержка:
1) Материальная – выплата налогов, добровольные пожертвования.
2) Наматериальная – соблюдение законов, уважение властных институтов, активное участие в выборах, преданность политическому руководству.
Функции политической системы:
1) Входящие. Выполняются политическими партиями, движениями, лобби, СМИ.
· Политическая социализация – приобщение членов общества к политической жизни.
· Артикуляция интересов – чёткое формулирование требований к институтам политической системы.
· Агрегирование интересов – анализ и обобщение разнообразных требований, исходящих от различных групп.
· Политическая коммуникация – взаимодействие различных элементов политической системы (политических партий, общества и власти, политических лидеров и т.д.).
2) Исходящие. Выполняются органами государственной власти.
· Нормотворчество – разработка законов, правовых норм, подзаконных актов.
· Применение норм и правил – применение законов, норм, правил в действие.
· Контроль за соблюдением норм и правил.
· Обеспечение внутренней и внешней безопасности, охрана суверенитета.
· Согласование различных интересов.
· Выработка обязательных правил поведения (регулятивная функция).
· Консолидация общества на базе определённых ценностей, идеалов.
Типология политических систем:
1) На основе марксистского (формационного) подхода:
· Рабовладельческие.
· Феодальные.
· Капиталистические.
· Социалистические.
· Коммунистические.
2) По уровню производственно-технологического развития:
· Традиционные (доиндустриальные) – натуральное хозяйство, преобладание сельского хозяйства, ручной труд, подчинение вождю.
· Индустриальные – производство, урбанизация городов, появление массовой культуры, техники, переход от ручного труда к машинному.
· Постиндустриальные – развитое общество, преобладание информации как главного фактора производства, демократический режим и т.д.
3) По степени политических изменений:
· Традиционные – неразвитое гражданское общество, традиционная или харизматическая легитимность, сохранение религиозных традиций, семейных кланов, консерватизм.
· Модернизированные – развитое гражданское общество, рационально-легальная легитимность, выборность, динамизм, ориентация на либерализм.
· Переходные – слабость новых политических институтов и формальность некоторых процедур.
4) По характеру взаимодействий с внешней средой:
· Открытые – сотрудничество с другими политическими системами; гибкое реагирование на требования.
· Закрытые – ограниченные отношения с другими политическими системами.
· Не реагируют на поступающие требования.
5) По типу политической культуры и степени разделения политических ролей:
· Англо-американские – высокая степень разделения политических ролей, однородная политическая культура, приоритет либеральных ценностей, антиэтатизм – низкая степень вмешательства государства в различные сферы общества. Это США, Канада и Великобритания.
· Континентально-европейские – сочетание традиций и новых политических институтов, фрагментарная политическая культура (наличие множества политических идеологий), приоритет социально-демократических ценностей, этатизм (высокая степень вмешательства государства). Это Германия, Франция и Италия.
· Доиндустриальные – низкая степень разделения политических ролей (монополизация власти), неразвитая политическая культура, персонификация власти, ярко выраженный этатизм (государство доминирует, общество занимает подчинённое положение). Это страны Африки, Азии, Латинской Америки.
· Тоталитарные – монополизация власти, единая идеология, подконтрольность общества государству, отсутствие плюрализма, полный контроль за средствами массовой информации.
6) По типу демократического режима:
· Демократические.
· Авторитарные.
· Тоталитарные.
Политическая элита
Элита – лучшее, избранное, отобранное.
Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и (или) непосредственно участвует в принятии важнейших решений в обществе.
Политическая элита – это группа лиц, которая контролирует процесс принятия решений.
Основные теории элит:
1) Г. Моска:
· Элита – это наиболее активные в политике люди, осуществляющие управление неорганизованным большинством.
· Критерии: моральное и интеллектуальное превосходство, способность к управлению.
· Аристократическая – выражается в стремлении элиты «закрыться» от остальной части общества, передать свои привилегии по наследству. Следствием этого становится вырождение элиты и общественный застой.
· Демократическая – состав элиты часто меняется наиболее способными представителями. Это предотвращает элиту от вырождения, однако возникает опасность нестабильности.
2) В. Парето:
· Элита – группа лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности.
· Элита наделена особыми врождёнными (способности) и приобретёнными (образование, воспитание) качествами.
· Два типа элит: лисы (гибкие руководители, использующие мягкие методы руководства – переговоры, убеждение, хитрость, лесть, демагогия) и львы (преобладание силовых методов, неспособность к заключению компромиссов, консерватизм).
· Для развития общества необходима постоянная смена элит.
3) Р. Михельс:
· Любая организованная система требует выделения руководящего аппарата.
· В любой организации действует «железный закон олигархии».
· Элита стремиться выйти из-под контроля граждан и подчинить политику собственным интересам.
· Демократия и суверенитет народа – иллюзия, массы не способны к самоорганизации.
Классификации политической элиты:
1) По объёму полномочий:
· Высшая элита – ведущие политические руководители и их ближайшее окружение.