Краткое описание дисциплины

На рубеже тысячелетий происходит процесс мировой интеграции, который носит объективный и закономерный характер. Во всепланетарных масштабах усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике. Интеграционные процессы проявляются, прежде всего, в образовании множества международных и неправительственных организаций.

Цель дисциплины: показать развитие современного мира в интеграционном процессе. Объяснить, как в различных регионах мира образуются интеграционные, торгово-экономические, валютные, таможенные и политические объединения.

Основными задачами дисциплины являются:

-научить студентов связывать отдельные знания процессов интеграции, особенностей, механизма практической деятельности интеграционных институтов;

- научить умению быстро воспринимать, правильно оценивать и использовать в своей практической деятельности зарубежный опыт в условиях, когда Казахстан усиливает сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях.

В результате изучения дисциплины «Процессы мировой интеграции» студент

должен знать:- сущность, возможности, границы, перспективы и основные виды мировой интеграции;

- сущность мировых интеграционных процессов и роль в них отдельных стран;

- основные термины и проблемы процессов мировой интеграции;

- основные интеграционные концепции.

должен уметь: - ориентироваться в многомерном процессе мировой интеграции современности, четко зная фактический материал;

ориентироваться и аналитически воспринимать явления процесса мировой интеграции;

- использовать на практике полученные знания;

- анализировать и самостоятельно принимать решения;

- ориентироваться и аналитически воспринимать процессы мировой интеграции;

-анализировать и правильно оценивать сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях;

- логично (устно и письменно) излагать учебный материал;

бакалавр должен знать:

-выполнять основные виды письменных работ (аннотация, рецензия, обзор, реферат, научный доклад и т.д.).

- работать с первоисточниками

3. Пререквизиты дисциплины: политология, история Казахстана, философия.

4. Постреквизиты дисциплины: Внешняя политика РК, Методика и технология написания и защиты дипломной работы, история дипломатической службы РК.

5. Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
лекции (ч.) Сем./прак./лабор (ч.) СРСП СРС
 
Введение в дисциплину
Теоретические основы интеграции .  
3-4 Европейский союз как модель современной интеграции
Опыт интеграционных образований в Северной и Латинской Америке
Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
 
Интеграция арабского мира
Становление и развитие Содружества Независимых Государств
9-10 Региональные интеграционные объединения (ЕврАзЭС, ГУУАМ, Союз Белоруссии и России, ОДКБ, СВМДА)
 
Центрально-азиатская интеграция: опыт и перспективы развития
ШОС – важнейший актор в становлении нового международного порядка
Выводы к дисциплине «Процессы мировой интеграции»  
Всего

Литература для изучения

Основная литература:

1.Европейский Союз и Центральная Азия. – Алматы, 2000.

2. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Европейский Союз во внешней политике Республики Казахстан. – Алматы, 2000.

3. Исингарин Н.И. СНГ: десять лет. – Алматы, 2001.

4. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967-1997) – три политики. –М., 1997.

5.Морозов Г.И. Международные организации. – М.,1969.

6. Шреплер Х.А. Международные организации. Справочник. – М., 1995.

7. Арыстанбекова А.Х. Казахстан в ООН: история и перспективы. Алматы: Дайк – Пресс, 2004. - 434 с.

8.Казахстан сегодня: монография / Под общ. ред. Б.К. Султанова. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – 416 с.

10. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства / Пер с англ. – М.: Весь мир, 2005. – 416 с.

Дополнительная литература и электронные ресурсы

11. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века. - Алматы, 1996.

12. Договоры, учреждающие Европейские Сообщества. – М., 1994.

13. Уткин А.И. Стратегия США для 21 века. – М., 2000.

14. Мировая политика: проблемы теории и практики.- М., 1995.

15. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003.

16. Цыганков П.А.Международные отношения.Новая школа.М.1996.

17. Гаджиев К.С.Геополитика,международные отношения.М.,1997.

18. Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан: проблемы и перспективы. - Алматы,1998.

19. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. - М., 2002.

20. Жаркынбаева Р.С. Концепция человеческого развития: истоки и сущность // Евразийское сообщество. – 2004. – №4. – С. 118-126.

21. Хрестоматия. Современные международные отношения / Сост. Д.В. Кузнецов. В 2-х книгах. Книга 2. Россия. – Благовещенск, 2014. – 2614 с. [Электронный ресурс] // Сайт Д.В. Кузнецова. – Режим доступа: http://kuznetsov.ucoz.org/ (дата обращения: 14.05.2014).

Критерии оценки

Вид работы Оценка (max балл)
СРСП
Аудиторные работы
Рубежный контроль
Итоговый рубежный контроль – это средняя арифметическая от суммы: 1) оценок по СРС; 2) оценок по сем.занятиям и 3) оценки по рубежному контролю
Итоговый экзамен

Наши рекомендации