Вопрос №11 базовые понятия сравнит.полит.анализа (Р.Даль)
Сдвиг в местоположении демократии от небольших городов-государств к крупным нациям-государствам привел к важным последствиям как практического, так и теоретического характера. обозначились семь таких важных последствий:
1. Представительство. В силу практической неосуществимости сбора всех граждан или хотя бы их значительной части сделалось неизбежным следствием расширения пространства политической системы.
2. Расширение пространства. Как только решение о представительстве было принято, барьеры относительно демократического союза, установленные собранием города-государства, были уничтожены, и представительная демократия могла расширять пространство своего функционирования без каких-либо пределов.
3. Пределы участия. Существенная часть граждан в нациях-государствах не могла обсуждать политические дела прямо друг с другом, так и в дискуссии со своими представителями мог быть вовлечен лишь сравнительно небольшой процент граждан.
4. Разнообразие. По мере того как политический союз увеличивается в размерах, его обитатели будут демонстрировать все большее разнообразие в том, что касается политической жизни: местное и региональное, этническое, расовое, религиозное, идеологическое, профессиональное и т. д.
5. Конфликт. Следовательно, политические расслоения становятся неизбежными, а политический конфликт превращается в неотъемлемый аспект политической жизни. И политическая мысль, и практика склоняются к восприятию конфликта как нормальной, а не отклоняющейся характеристики политики. Дж. Мэдисон заключил, что поскольку конфликты интересов коренятся в природе человека и общества, а проявление этих конфликтов не может быть подавлено без подавления свободы, то наилучший способ предотвратить раздоры – расширить пространство. Шестым и седьмым последствиями сдвигов, связанных с изменениями в пространстве и местоположении демократии от города-государства к нации-государству, от демократии малого пространства к крупномасштабной демократии, были полиархия и организационный плюрализм.
Полиархия
этот термин был впервые введен в современную политическую науку Линдбломом и Далем в книге «Политика, экономика и благосостояние» в 1953 г.
Они считали, что в некоторых обществах демократические цели все еще размыты и очень приблизительны в том смысле, что нелидеры осуществляют относительно сильный контроль за лидерами. Систему социальных процессов, которые делают это возможным, мы назвали полиархией.
Основной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.
Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т. е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним – правом участия в политической конкуренции.
Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин – «полиархия».
Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:
1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;
2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;
3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;
4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
5) свобода выражения мнения;
6) альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации;
7) организационная самодеятельность, т. е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.
Полиархия может быть понята как направленность политических институтов, необходимая для того, чтобы удовлетворительно обеспечить соответствие демократическому процессу, когда цель реализуется в большом территориальном пространстве, в масштабе нации-государства.
Далее, полиархия может быть понята как система политического контроля. С этой точки зрения наиболее явная характеристика полиархии – открытое соревнование между политическими элитами за должность. Такая конкуренция помогает сформировать скорее состояние взаимовлияния элит и масс, чем состояние одностороннего господства элит.
Плюрализм
Согласно наиболее традиционному значению, плюрализм — это тенденция иметь более одного места службы или прихода, особенно в дореформаторской католической церкви. В конце 19 в. этим термином называли философские теории или системы идей, которые, в противоположность монистическим учениям, признавали более чем одно первоначало. В Соединенных Штатах тогда же так стали обозначать представление, согласно которому государству предпочтительнее формироваться законным образом из различных этнических групп — американцев еврейского, ирландского и т.д. происхождения, — чем переплавлять все различия в одном «котле». Плюралистской считается теперь такая модель общества, политическую сущность которой составляют различные социальные группы. В этом смысле плюралисты считают принадлежность к сельским или соседским общинам, профсоюзам, добровольным обществам, церковным и иным подобным организациям важнее различий между правящим и управляемым классами. Современные плюралисты, в т.ч. видные американские авторы Роберт Даль и Нельсон Полсби, склонны считать, что, во-первых, общество по существу состоит из групп, а его политическая жизнь представляет собой соперничество между ними в борьбе за влияние.
В результате сдвига в масштабе, сопровождающего эволюцию от города-государства к нации-государству, организационный плюрализм не только сделался неизбежным, но и получил легитимность как в социально-экономической, так и политической жизни.
Если плюрализм в системе полиархии необходим, неизбежен и желателен, он может, кроме этого, оказывать и нежелательные воздействия. Если, например, одни интересы могут быть аккумулированы в организации с их ресурсами, а другие – нет, то такой образец будет способствовать поддержанию неравенства среди граждан, и некоторые из видов этого неравенства могут быть несправедливы.