Тема: Предмет и методы политологии. История политической мысли

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания по подготовке

к семинарским занятиям для студентов 1-го курса УГС:

100000 «Сфера обслуживания»; 080000 «Экономика и управление»;

230000 «Информатика и вычислительная техника;

030000 «Гуманитарные науки»

очной формы обучения

Кемерово 2012

Составитель

М.М. Кисляков,канд. ист. наук, профессор

Утверждено на заседании кафедры социально-экономической истории, протокол № 7 от 22 марта 2012 г.   Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, протокол № 9 от 4 мая 2012 г.

Политология[Текст] : методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов 1-го курса УГС: 100000 «Сфера обслуживания»; 080000 «Экономика и управление»; 230000 «Информатика и вычислительная техника»; 030000 «Гуманитарные науки» очной формы обучения / [cост. М.М. Кисляков] ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 30 с.

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программой по дисциплине «Политология».

Предназначены для студентов 1-го курса УГС: 100000 «Сфера обслуживания»; 080000 «Экономика и управление»; 230000 «Информатика и вычислительная техника»; 030000 «Гуманитарные науки» всех направлений очной формы обучения.

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

Содержание

Предисловие………………………………………………………………4

Тема : Предмет и методы политологии. История политической мысли…………………………………………………………………………..6

Тема : Основные направления политической мысли современности...7 Тема : Политика и власть. Личность как субъект политики………….9

Тема : Социальные группы как субъекты политики………………......11

Тема : Этнические общности в политике………………………………12

Тема : Политическая система и ее компоненты. Государство как политический институт……………………………………………………….14

Тема : Политические партии и партийные системы…………………..16

Тема : Политический режим……………………………………………17

Тема : Демократия как система политических институтов…………..18

Тема : Избирательный процесс…………………………………………20

Тема : Динамика политического процесса. Конфликты и стабильность в обществе………………………………………………………………..21

Тема: Разработка и принятие политических решений………………...22

Тема : Политическая культура и политическое сознание…………….23

Тема : Внешняя политика……………………………………………….24

Тема : Современные международные отношения…………………….26

Тема : Динамика мирового политического процесса…………………27

Тема : Политические и экономические преобразования в России и мировой опыт……………………………………………………………….28

Предисловие

Семинарские занятия являются особой формой организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий являетсяприобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

Для подготовки к семинарским занятиям и последующего закрепления учебного материала, студентам предлагаются по каждой теме вопросы для обсуждения и проблемные задачи.

Важно в процессе подготовки к занятию попытаться решить предлагаемые проблемные задачи и затем обсудить полученные ответы на семинарском занятии.

Планы семинарских занятий предлагают студентам набор имеющейся в институтской библиотеке теоретической и хрестоматийной литературы. В результате изучения этой литературы студент на семинарском занятии должен не только показать знание фактического материала, но и уметь дать объективный анализ исторических событий и процессов, показать понимание логики исторического развития.

При подготовке к занятиям вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить ответ на вопрос, информацию надо систематизировать в следующем порядке:

1. Определить ход политических событий.

2. Состояние освещения в научной литературе (различные научные точки зрения по вопросу).

3. Причины политических событий (экономические, социальные, политические, духовные, влияние международной обстановки).

4. Ход политических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии политических событий, а затем описать и объяснить их).

5. Итоги и последствия политических событий.

6. Значение (определяя значение тех или иных политических событий, надо показать их роль, дать оценку, выявить последствия).

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание.

Проведение семинара с элементами дискуссии является одной из действенных форм аудиторных занятий на основе индивидуального и группового подходов. Именно дискуссия создает условия эффективного накопления теоретических и фактических знаний, поскольку студент выступает в роли активного участника обсуждаемых вопросов. Однако здесь решается и задача самостоятельной подготовки студентов, так как без базового знания исторических событий и явлений, подходов в исторической науке, нет возможности участвовать в дискуссии. Студент приобретает ораторские навыки и возможность практически применять полученную информацию в теории.

К каждой теме семинарского занятия предлагается перечень тем и рефератов.

Реферат представляет собой доклад, научное сообщение по какому-либо вопросу. Он должен содержать следующие разделы:

а) введение;

б) содержательная часть;

в) заключение;

г) список использованной литературы.

Студент заранее выбирает тему реферата, подбирает литературу (учебное пособие, монографии, статьи и другие источники по теме). На основании изучения литературы он составляет план и после консультации с преподавателем приступает к написанию реферата. С подготовленным рефератом студент выступает на семинарском занятии. Продолжительность выступления должна быть не более 10-12 минут. В пределах этого времени следует осветить основные проблемы выбранной темы. Реферат должен соответствовать теме семинарского занятия.

Тема: Предмет и методы политологии. История политической мысли

(2 часа)

ПЛАН:

1. Объект, предмет, методы и функции политической науки.

2. Состояние политической науки в современной России.

3. Основные этапы становления и развития политической мысли за рубежом и в России.

Темы рефератов

1. Проблемы и перспективы развития политической науки в современной России.

2. Основатели политической науки.

3. Особенности развития политической мысли в России.

Литература:

Основная:

  1. Акопов Г.П. Политология [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.П. Акопов, С.А. Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 350 с. (Высшее образование).

2. Гомеров И.Н. Политология как наука и учебная дисциплина. – Новосибирск, 1999. – 226 с.

3. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления развития// Полис. – 2004. №1. С.154 – 169.

Дополнительная:

4. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов.[Текст]/Р.Т.Мухаев.- М.: Проспект. 2010. – 640 с.

5. Пляйс А.Я. Отечественная политология на рубеже XX и XXI вв.// Полис. 2002. №2. С.175-179.

6. Политология [Текст]: учеб./А.Ю. Мельвиль [и др]; Моск. гос. ин-т международных отношений (УМ-Т) МИД РФ. – М.: Проспект, 2010.- 618 с.

Основные термины

Объект политологии –объектом изучения политологии является политическая сфера жизни общества

Предмет политологии – это наука ,изучающая закономерности развития политических отношений, политических институтов, все формы политического взаимодействия

Методология политической науки – это методы, пути, подходы познания политической реальности, накопление политических знаний

Основные этапы развития политической мысли – процесс становления и развития политических идей, учений, концепций

Вопросы для обсуждения

1. Какие функции выполняет политическая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении политических явлений и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии политическая наука? Назовите ее ведущие национальные школы и крупнейших представителей.

3. Какие существуют точки зрения на предмет политологии?

4. Какие методы и методики использует политология при изучении политических явлений, событий, процессов ?

5. Какие основные этапы прошла в своем развитии политическая мысль?

6. В чем особенности развития политической мысли в России?

Наши рекомендации