Программа Справедливой России от 2014 года

Выделив для себя несколько пунктов программы, которые представляют для меня особый интерес, я попытался проанализировать их. В ходе работы с программами партии выяснилось, что как таковых изменений программы партии не претерпевали, а “изменениями” были лишь дополнения направлений движения партии и появление новых пунктов в программах партии. И вот что получилось.

Позиция партии Справедливая Россия по отношению к тому, как должна быть устроена государственная власть в России, выглядит следующим образом. У социалистов, власть – значит, что государство служит народу, опираясь на духовные и нравственные устои общества. Партия выступает за сильную и ответственную власть, которая будет работать на модернизацию страны и повышение ее конкурентоспособности.

По их мнению, государственная администрация должна быть выше коммерческих интересов любых предпринимательских групп и держав дистанцию между собой и бизнесом. Партия будет бороться с любыми попытками "приватизировать государство" и обратить всю мощь государственной власти в пользу частных и корпоративных интересов.Наша цель – создать социально ответственную власть, отвечающую требованиям открытого и справедливого общества. Власть не может быть выше закона и должна работать на интересы граждан!

Присутствует у партии и такой лозунг, касающийся уже власти на местах. Наша цель – сделать власть на местах доступной для граждан, прозрачной и эффективной, не допускающей разбазаривания средств и отстаивающей интересы простых людей.

Местный уровень власти – самый надежный и прямой путь к решению жизненно важных проблем населения. Именно на местном уровне могут наиболее полно реализоваться принципы низовой демократии, демократии участия.

В связи с этим партия считает нужным:

1. ликвидировать необоснованные привилегии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (особый порядок медицинского, санаторно-курортного, транспортного, бытового и пенсионного обеспечения и другие).

2. отменить статус неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

3. разработать и внедрить административные временные регламенты и стандарты оказания государственных услуг населению. Предусмотреть увольнение государственных служащих, систематически вызывающих нарекания со стороны людей.

4. принять федеральную целевую программу "Электронный парламент", содержащую комплекс мер по расширению коммуникаций между гражданами и представительными органами власти всех уровней. Обеспечить для граждан доступность информации о расходовании средств региональных и местных бюджетов.

5. добиться исполнения закона об информационной открытости работы всех ветвей власти. Широко использовать Интернет для оперативного диалога населения с государственной администрацией, политиками и общественными деятелями, в том числе обеспечить свободный доступ населения к сведениям о работе официальных лиц.

6. добиться полного финансового, информационного и кадрового обеспечения органов местного самоуправления, нормальных условий для их работы.

7. Ввести ограничение при поступлении на муниципальную службу для граждан, находящихся в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с выборным должностным лицом местного самоуправления, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Партия отчетливо выступает за развитие гражданских инициатив, неправительственных и некоммерческих общественных объединений (так называемого "третьего сектора").Мы считаем, что именно "третий сектор" наиболее активно инициирует социальное партнерство, формирует условия для движения общества по пути справедливости, солидарности и свободы.

По мнению членов партии, в лице общественных организаций наша страна приобретет гибкую и оперативную силу, представляющая общественные интересы, будет учить людей отвечать за собственную жизнь и жизнь других людей, приучать предпринимателей к социальной ответственности. Для осуществления этих инициатив партия выступает за разработку и принятие на государственном уровне стратегии развития гражданского общества в России, отражающей основные направления сотрудничества органов государственной власти с некоммерческими организациями.

И в связи с этим партия Справедливая Россия считает необходимым принять комплекс мер, а именно:

1. поддержать законодательные инициативы, создающие для общественных организаций и гражданских объединений режим максимального благоприятствования, включая налоговые льготы и упрощение отчетности перед органами государственного регулирования.

2. содействовать всем формам самоорганизации населения – домкомам, жилищным объединениям, соседским сообществам, кооперативам, центрам развития, региональным общественным палатам – в их стремлении решать местные проблемы собственными силами.

3. поощрять участие некоммерческих объединений в сфере предоставления социальных услуг (образование, здравоохранение, просвещение, уход за инвалидами), в том числе с помощью государственных грантов.

4. освободить от всех видов налогов средства общественных организаций, направляемые на благотворительные цели, и физических лиц, получателей этих средств, на всю сумму предоставленной помощи.

5. принять новый закон о благотворительных и некоммерческих фондах, чтобы они стали массовым явлением, были легитимными, прозрачными и не служили целям отмывания денег.

Все эти меры вызваны тем, что партия действительно считает что "Третий сектор" – это важнейший источник социально-экономических инноваций, которые после апробирования должны стать частью государственной политики.

Кроме того партия будет поддерживать передачу полномочий от властных структур государства общественным организациям и объединениям.

Про многопартийность “Справедливороссы”говорят, что это общественное достояние, наравне с другими демократическими институтами. Это важнейшая часть сложного механизма согласования интересов различных социальных групп и формирования государственной общности. Для строительства стабильной и благоустроенной страны необходимо существование цивилизованной системной оппозиции, поддерживающей базисные ценности общества, ставящей задачу вы работки альтернативного курса развития и способной осуществить этот курс в случае победы на выборах.Оппозиция предоставляет возможность политического выбора и перераспределения власти без насилия, демократическим путем.И задача партии здесь звучит как:“Наша задача – последовательная защита российской многопартийности, свободы политического выбора”.

Партия считает необходимым:

1. избирать членов Совета Федерации всенародным голосованием жителей соответствующего региона.

2. законодательно установить выборы мэров городов всем населением.

3. обеспечить реальную многопартийность путем принятия законов о деятельности партий, не имеющих большинства в Государственной Думе, и непарламентских партий.

4. законодательно обеспечить право партий парламентского меньшинства на представительство в руководящих органах Государственной Думы и региональных заксобраний.

5. отменить процедуру сбора подписей для зарегистрированных Минюстом партий при их участии в выборах любого уровня, включая президентские.

6. снизить проходной барьер для партий в Государственную Думу до 5%.

Рассмотрев взгляды партии на устройство властных структур, перейдем к не менее интересной области обозначенной в программе партии Справедливая Россия, а именно к национальной политике.

Российская Федерация – многонациональная страна, ее способность органически включать в себя разные народы, религии и культуры всегда была основой ее могущества. Разнообразие проживающих в России народов, объединенных русским языком и общей многовековой историей, делает нашу страну уникальным государством, имеющим огромные культурные и цивилизационные преимущества.

Разрушение государственности в 1990-е годы породило социальные и межэтнические противоречия. В стране стала неимоверными темпами подниматься расовая и этническая нетерпимость. Развитие ксенофобии как результат отсутствия четкой и последовательной национальной политики в нашей многонациональной стране. Не развиты институты постоянного межконфессионального и межэтнического диалога.

Наша цель – последовательно бороться с распространением ксенофобии и экстремизма, формировать общественное мнение в пользу межнационального и межкультурного сотрудничества, взаимопонимания граждан России разных национальностей и культур.

Для осуществления этих мер партия считает необходимым предпринять следующие меры:

1. создать орган исполнительной власти, ответственный за формирование и реализацию национальной политики.

2. жестко искоренять любые проявления расизма, национального экстремизма и религиозной нетерпимости. Поддерживать образовательные программы, направленные на преодоление этнофобии.

3. обеспечить диалог власти, национальных общин и диаспор, ведущих конфессий в рамках общественных межнациональных советов.

4. поддерживать историко-культурные, этнокультурные, военно-патриотические, краеведческие общества и организации.

5. содействовать сохранению и развитию языков всех народов России.

6. расширить государственные программы поддержки самобытных культур коренных и малочисленных народов Российской Федерации.

Партия Справедливая Россия выступает за свободу вероисповедания. Выступая параллельно за недопущение разрушительной деятельности тоталитарных и человеконенавистнических сект и организаций.Партия исходит из того, что межнациональное согласие и стабильность в России напрямую зависят от состояния и уровня социальной справедливости в обществе.

И наконец, в области внешней политики партия ставит перед собой цель вывести Россию на позиции реально великой державы, равноправного и ответственного партнера в межгосударственных отношениях.Утверждая, что партия будет противостоять любым попыткам навязывания России концепции однополярного мира и установлению нового глобального миропорядка, который противоречит принципам справедливости в международных отношениях.

Мы намерены устранить двусмысленность в отношениях России с НАТО. Перед НАТО надо твердо ставить интересующие нашу страну вопросы: о ратификации ДОВСЕ, о развитии взаимных мер доверия, о прекращении подтягивания натовской инфраструктуры к границам России и включения в блок соседних с нами стран.

По мнению членов партии Россия должна оставаться активным участником глобальной борьбы с международным терроризмом. Убеждаясь в необходимости переноса акцента с преимущественно военных мер на организационно-политические меры. Они должны быть направлены на устранение питательной среды терроризма, в первую очередь на устранение несправедливого разрыва в правах и возможностях между развитыми странами и остальным миром.

Для этого партия считает необходимым:

1. проводить активную внешнюю политику, безусловным приоритетом которой является защита территориальной целостности и суверенитета России. Развивать отношения со всеми странами как партнерство на основе выверенного баланса интересов.

2. добиваться развития международных отношений исключительно на принципах демократии, равноправия и взаимоуважения государств. Жестко противодействовать любым попыткам пересмотра истории, предъявлению нашей стране так называемых "исторических претензий".

3. добиться прекращения со стороны НАТО "тихой агрессии" в отношении России, выражающейся в продвижении к нашим границам и попытках подрыва позиций России на постсоветском пространстве.

4. считать важнейшим направлением российской внешней политики развитие отношений со странами СНГ и ближнего зарубежья.

5. активно защищать права соотечественников в ближнем и даль нем зарубежье; принять закон о помощи гражданам России, оказавшимся в экстремальных условиях за рубежом.

6. проводить многовекторную внешнюю политику, особенно с учетом растущего влияния ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развивать отношения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Интенсифицировать развитие стратегически важных отношений с Индией и Китаем. Развивать сотрудничество со странами Латинской Америки и Африки.

Партия придает большое значение укреплению экспертно-научной базы и кадрового состава внешнеполитических ведомств России, в том числе на основе федерального закона о дипломатической службе, который вернет этой профессии былое уважение, а стране – высокопрофессиональную дипломатию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя выводможно сказать, что за недолгое время своего существования, программные приоритеты «Справедливой России» оказались подверженными довольно динамичной эволюции. Изучив программу можно достаточно четко выделить блок фундаментальных ценностей, на которыеопирается идеология партии: социальная защита населения и обеспечение достойного уровня жизни граждан. Другие пункты программы довольно ситуативны и могут увеличиваться или уменьшаться в своей актуальности,меняя место в идеологической иерархии в соответствии с меняющейся политической конъюнктурой. Большая часть программных приоритетов носит социально-экономический характер. А как раз таки политических требований в чистом виде довольно немного. Сопоставление идеологических позиций партии с данными социологических исследований показывает, что «Справедливая Россия» с нынешним набором программных установок может претендовать на стабильную, но относительно небольшую электоральную нишу, что подтвердили итоги парламентских выборов 2007 года и последующие выборы в региональные законодательные органы.

Проанализировав программные документы партий-предшественниц «Справедливой России» можно спокойно отнести все три партии (Партия жизни, Партия пенсионеров, «Родина») к левоцентристскому сегменту политического спектра современной России. Этот вывод вытекает на основании рассмотрения списка основных проблем России с точки зрения этих партий и путей их решения. Левоцентризм партий-предшественниц проявился в призывах к расширению социальных программ и государственного участия во всех сферах жизни общества. И конечно же, довольно характерным признаком для идеологической идентификации партии стал образ оппонента. Им обозначена исполнительная власть в видеПравительства, а также предыдущие «поколения» российских реформаторов, на которых возложена ответственность за социально-экономический кризис.

Наряду с общими чертами, которые присуще более менее каждой партии, у Справедливой России имеется и ряд программных особенностей. К относится национально-патриотическая окраска «Родины», геронтологическаяриторика Партии пенсионеров и беспредметный популизм Партии жизни. «Справедливая Россия» не только механически соединила в себе материальные, человеческие и идеологические потенциалы своих предшественниц, но ей удалось добиться выхода на качественно новый уровень по всем этим моментам. «Справедливая Россия» восприняла, усилила, сделала более ясным левоцентристский, социал-демократический пафос. «Справедливая Россия» стала партией, которая более объёмно и масштабно выражает левоцентристские идеалы, удалившись от узости партийных программ партий-предшественниц. При этом фигура лидера «Справедливой России» С. Миронова и его предыдущий опыт политической деятельности в Партии жизни обусловил наибольшую преемственность этих организаций.

Вместе с тем, за короткое время «Справедливая Россия» достаточно динамично трансформировала свои программные приоритеты. Если декларации о необходимости социальной защиты населения и обеспечении достойного уровня жизни граждан носят фундаментальный характер, то более частные моменты – ситуативны и подвержены воздействию политической конъюнктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Ю. К. Политические партии и движения России. - М. – 1996 – 324 c.

2. Автономов A.C. Основные проблемы формирования партийной системы в России/Формирование политической системы России. М. – 1996 - 784 с.

3. Гельман В.Я. О становлении российской системы и практиках политических коалиций // ПОЛИС 1997 г. № 3, С. 182-187.

4. Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ. //ПОЛИС 2001г. №1(60), С. 6-15.

5. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000 - 538 с.

6. Исаев Б.А. Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России. СПб., 1997 - 478 с.

7. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М. - 2000 - 736 с.

8. История политических партий России.- Под. Ред. А.И.Зевелева. М.: Высшая школа, 1994 - 589 с.

9.Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М. ИНДЕМ. 1996 - 240 с.

10. Кретов Б.И. Политология, Учебное пособие для вузов, Высшая школа, 2007 - 195 с.

11. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России. Эволюция и деволюция. М. Новое литературное обозрение 2011 - 792 с.

12. Макаренко Б.И. Партийная система России в 2008-2009 гг.: аналитический доклад Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. 77 с.

13. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология М. 1999 - 358 с.

14. Миронов С.М. Наш путь – к справедливой России. Выступление на V (внеочередном) съезде Российской партии жизни 28 октября 2006 г. // Избранные статьи, выступления, интервью Председателя Совета Федерации, Председателя политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» С.М. Миронова. М., 2007. С. 176-187.

15.Михельс Р. Политические партии. Диалог, 1990 - 543 с.

16. Мухаев Р.Т. Теория политики М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005 - 634 с.

17. Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997 (Справочник). М.: Изд-во «Весь мир». – 1997 - 342 с.

18. Политические партии России, М., Фонд права, 1995 - 415 с.

19. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже //Социально-политический журнал М. 1993 г. №9 С. 10-18.

20. Санистебан Л. Политика и идеология. // Диалог. 1993г. № 8 – 9. С.23-27.

21. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001 - 396 с.

22. Черкасов Г. Партии-аутсайдеры // Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. М., 2001. С. 203-204.

23. Хесс Х. Практическая работа в партии. Справочное руководство. М., 2005. С. 22.

24. Шварценберг Р-Ж. Политическая социология. В 3-х частях, Ч.1., М. 1992 - 624 с.

25. Ячник И.Н. Учебное пособие по сравнительной политологии: политические институты власти. Б. 2001- 145 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

26. Основы теории политических партий http://fictionbook.ru/andreyi_yu_ashkerov/osnoviy_teorii_politicheskih_partiyi (Дата обращения 13.12.2012)

27. Политические партии http://www.politicpr.com/2007/11/15/izbiratelnoe-pravo-v-rossij.html (Дата обращения 24.11.2012)

28. Политическая программа Партии Жизни // http://rpvita.ru/for_print.phtml?&id=3727

29. Предвыборная программа избирательного блока «Партии возрождения России и Российской партии жизни» // http://gd2003.cikrf.ru/way/76798716

30. Программа политической партии «Российская партия Пенсионеров // http://www.kirov.izbirkom.ru/etc/progr_pensioners.doc.

31. Программное заявление партии "Справедливая Россия: Родина /Пенсионеры/Жизнь"//http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/ section_14

32. Социал-демократия в России. После заявлений Путина у идеи вновь много поклонников // Независимая газета. НВО. 2007. 27 сент. // http://www.ng.ru/editorial/2007-09-27/2_red.html Просмотр 4 июля 2009 г.

33. Словарь политологических терминов http://www.slovari.info/lawyer/1503.html (Дата обращения 15.11.2012)

Наши рекомендации