Типология политических систем

Политическая система представляет собой прежде всего комплекс политических институтов.Отсюда следует, что при изменении характера власти или отношения правительства к тому или иному институту меняется не система в целом, а режим, т. е. способ функционирования системы. По этой логике в современном мире, одной из характерных черт которого является переход от тоталитаризма к демократии, существует два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Основные типологические черты этих систем представлены в табл. Кроме этих, основных, типов политических систем, существуют и промежуточные, переходные типы. Главную роль в тоталитарной системе играет правящая партия. В Конституции СССР 1977 г., например, было записано, что «КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

Таблица - Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем

Элементы структуры Демократическая политическая система Тоталитарная политическая система
Политические институты • Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную • Суд независим и действует в рамках закона • Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона • Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно • Создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации • Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, «вождя» или диктатора • Суд действует по принципу политической целесообразности • Полиция, армия и политическая охранка стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы • Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция • Принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существуют только партии, поддерживающие тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены
Политические отношения и коммуникации • Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона • Развиты как вертикальные, так и горизонтальные политические коммуникации • Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки
Политическое сознание и информация • Плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение • Свобода информации и независимость СМИ • Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное • Действует политическая цензура, СМИ зависимы от власти
Политические и правовые нормы • Законодательно определены прерогативы каждой ветви власти • Соблюдаются права и свободы граждан • Большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации • Закон о выборах предоставляет право реального выбора кандидата и (или) программы • Рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются • Права и свободы не обеспечены судом • Единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации • Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать «нерушимое единство» власти и народа
         


Тоталитарная система есть организация, гомогенизирующая общество, приводящая все социальные группы к единому знаменателю, т. е. к почти полному равенству в доходах, в возможности получить образование, медицинскую помощь и социальные услуги. Выделяется лишь верхний слой служителей самой системы — номенклатура. Тоталитарная система есть организация мобилизующая, направляющая все общество по определенному пути в обстановке вражеского окружения, а то и войны и боевых действий с внутренним врагом. По концепции И. В. Сталина, правящая партия — это авангард рабочего класса. По аналогии с боевой, воюющей организацией партия, как считал Сталин, представляет собой командный состав или даже штаб и находит свою армию в лице рабочего класса. Правящая авангардная партия воздействует на массы через государственные и общественные организации тоталитарного типа, управляемые представителями правящей партии. Приводными ремнями, передающими от партии к массам идеологические установки, лозунги дня, разъясняющие программные положения и линию партии, по Сталину, выступают:

♦ профсоюзы;

♦ советы всех уровней (т. е. государственные органы);

♦ кооперативы, в первую очередь потребительские сельские кооперативы, сплачивающие деревенскую бедноту;

♦ союзы молодежи, т. е. комсомол;

♦ женские организации;

♦ система партийного образования и партийной учебы (политические школы, совпартшколы, коммунистические университеты);

♦ партийная и советская печать;

♦ советская армия, которая, по мысли Сталина, должна выполнять не столько функцию обороны от внешнего врага, сколько служить делу построения коммунизма в своей стране и победы коммунистической идеи во всемирном масштабе.

Как видим, в тоталитарной системе партия уничтожает все другие партии, организации и даже религии как носительницы «неверной», «ненаучной» идеологии и устанавливает идеологическую гомогенность общества, т. е. единомыслие. Единственная правящая партия ни с кем не делится властью и не сменяется в результате выборов. В итоге, образуя правящий класс — номенклатуру, она срастается с государственными органами. В такой системе государственные структуры, советы всех уровней, армия, полиция, политическая полиция служат не государству, а партии.

Ядром и задающим генератором тоталитарной политической системы является единственная партия. Лидером общества становится не всенародно избранный и легитимный президент или премьер-министр, а кулуарно избранный и нелегитимный диктатор с фактически неограниченными полномочиями.

Все население, от детей до пенсионеров, «охвачено» официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерирует партия, которая и приводит в движение политическую систему, а через нее и все общество.

Основные понятия

Система, вход, выход, обратная связь, политическая система, структура, функции, иерархия, системные свойства, окружающая среда, требования, поддержка, решения, социально-кибернетический, структурно-функциональный, информационно-коммуникативный, культурологический подходы; альтернативные подходы: неоинституциональный, полевой; демократический и тоталитарный типы политических систем.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система?

2. Назовите основные понятия системы.

3. Перечислите признаки системы.

4. На основании достижений каких наук и каких ученых Д. Истон построил свою концепцию политической системы?

5. В чем суть концепции Истона?

6. Нарисуйте схему и поясните, как функционирует политическая система по Истону.

7. Что нового привнес в теорию политических систем Г. Алмонд?

8. Нарисуйте схему политической системы по Алмонду.

9. Поясните значение каждой из функций политической системы Истона.

10. Почему она получила название структурно-функциональной?

11. Нарисуйте схему информационно-коммуникативной системы К. Дойча.

12. Поясните значение каждого элемента.

13. В чем суть культурологического подхода к анализу политических систем?

14. Поясните отличия альтернативных подходов (неоинституционального и полевого).

15. Дайте определение политической системе.

16. Каковы ее структурные элементы?

17. Каковы функции политической системы в обществе?

18. В чем отличия тоталитарной и демократической политических систем?

Литература

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис. 1992. №4.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Системы: структура и функции // Сравнительная политология сегодня: мировой обзор: Учеб. пособие. М., 2002. С. 74-88.

Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. 1969. М., 1969.

Исаев Б. А. Политология. 5-е изд. СПб., 2005. С. 71-81.

Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология. Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006.

Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М., 2001. Гл. 11.

Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. Гл. 3.

Политология / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005. С. 121-133.

Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2003. С. 171-174.

Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001. С. 229-248.

Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. Часть третья. Гл. 5.

Наши рекомендации