Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции
Соц жизнь – это процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, и п/у неизбежно конкурирующие друг с другом. На нач.стадиях ведущ.элементами, кот.обеспечивали порядок и распределение ресурсов были обячаи, традиции, нравы, религ.догматы, способы общежития. Вследстие усложения соц связей (демограф, територ, религ формы дифференциации населения) эти механизмы оказались не способны регулировать совместную жизнь людей, удовлетворять их групповые потребности. След-но, надо более эффект способы регулирования изменившихся чел.взаимоотношений. Эта потребность реализовалась по мере становления гос-ва. Принудительная сила публич.власти – нов.механизм обеспечения групп.интересов. Гос.власть явилась той силой, кот могла не только обеспечить реализацию разнообразных групп.интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность соц.жизни. цель дея-ти гос-ва – примирение противоборствующих сторон, обеспечение условий выживания для всего общ-ва. Одновременно возможность осуществлять контроль за гос-вом, а также использовать силу его стр-тур для обеспечения своих интересов стала выступать к кач-ве осн.цели д/я разных соц.групп. Политика и возникла как необходимость реализации таких интересов групп, кот.затрагивали их общ.положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публ.власти, предполагая испол-е методов принуждения. Т/об, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, кот. Затрагивали их властно значимые потребности и предполагали во влечение в конфликт «третьей» милы в лице гос-ва. Импульсы полит.жизни исходят от туда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цель, статусы, интересы) других слоев, вовлекая гос-во как посредника в урегулировании этих споров. Политика как совокупность отношений, складывающихся в рез-те целенаправленного воздействия групп по поводу завоевания, удержания и использования власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. Вот почему с момента своего зарождения гос-во служит центром силы, кот.способен принудительными методами организовать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей. Процесс оспаривания гос.полномочий со стороны групп.субъектов (группы конкурируют за влияние и контроль над властью) породил особый полит уровень общ.отношений. Политика стала средством привидения разрушающих общ-во конфликтов к необходимой для выживания общ-ве форме его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сф-лась как мех-зм перераспределения важнейших матер, информац, дух ценностей и ресурсов, имеющих в распоряжении не только у гос-ва, но и у общ-ва. Благодаря политики общество освободилась от варварского сопсоба удовлетворения групп.интересов. С политикой люди приобрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого. Политика как способ постоянного выбора приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общ.изменений и развития яв-ся своеобразным искусством налаживания и поддержания соц.диалога. S политики – все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с гос-вом, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и хар-ер реализации гос.политики. Осн. S 3-х типов: Индивидуальны (рядовой гражданин, чье участие в политике обусловлено групп.интересами,, профессиональный деятель, выполняет в гос-ве f управления и контроля, частный индивид, действует независимо от групп.целей и не выполняет при этом никаких профессионал.обязанностей), Групповые (общности и коллективы от неформального до официальный, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений), Институциональные (организации, выполняющие представительские и исполнительские f в полит.системе – партии, движения, лобби, международные организации) F политики: 1) выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общ-ва, 2) рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованный хар-ер, умиротворение противоборствующих сторон, 3) распределение и перераспределение общ.благ с учетом групп.приоритетов для жизнедеятельности общ-ва в целом. 4) управление и руководство общест.процессами как главного метода согласования групп.интересов посредством выдвижения наиболее общих целей соц.развития, 5) интеграция общ-ва и обеспечение целостности обш.системы, 6) социализация личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного гос-ва и общ-ва, 7) обеспечение коммуникации (СМИ, полит реклама, пропаганда, агитация). Ст-ра политика: Структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественной определенной области соц.жизни. Полит.организация, это совокупность институтов, транслирующих властно значимые групп.интересы в сферу полномочий гос-ва и поддерживающих конкуренцию в их борьбе за власть. Партии, полит.движения, СМИ, профсоюзы и др.полит.асс-ции вкупе с представитель и исполнитель. органами гос-ва составляют организационный фундамент политики. След элемент структуры политики – полит.сознание.. Характеризует зависимость полит.регилирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов, идеальных образов и целей которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. След.элемент – полит.отношение. Онификсируют специфические особенности деятельности (конкурентной связей, складывающиеся м/у всеми участниками «игры» за власть), направленной на гос.власть, а также устойчивый хар-ер взаимосвязей общ.групп м/у собой и институтами власти. Уровни организации политики: мега политика – наиболее высокое по уровню способ регулирования мировых и внешнеполит.отношений (S и агентами выступают нац.го-ва, разл.регон.объед-я и коалиции, международ.организации), макрополитика – конфликтные отношения внутри отдельных государств (наиболее распространенный уровень организации межгруппового диалога), мезополитика харак-ет связи и отношения групп.хар-ра, протекающие на уровне отдельных регионов, локал.ст-р, институтов, организ-й. микрополитика – властно значимые отношения индвидов, представлюящее наиболее низкий (не самый простой) уровень межличностн и межгрупп отношений, регуириуемых институтвми гос-ва Виды политики: внешняя и внутренняя Политика – это деятельность гос. органов, полит. партий, обществ. движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между социальными группами, нациями и гос-вами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения полит. власти. При анализе политики как социального явления следует исходить из 2 несущих структур – власти и гос-ва.. Элементы политологии как науки: научное сообщество, тематическая сфера дисциплины, методологический инструемент. Объект исследования – власть. Функции – концептуально-описательная; теоретико-познавательная; объясняющая факторы; методологическая; аналитическая; регулятивная; прогностическая; мировозренческая, интегрирующая.