Классификации форм и типов государств
Существует множество классификаций типов государств. Аристотель основными критериями разграничения государств называл:
1. Количество властвующих в государстве;
2. Осуществляемая цель в государстве.
По количеству властвующих государства бывают: монархические (правление одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства).
По цели: правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).
Многие мыслители считают основанием для деления характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. Они различают демократические и автократические (от лат. auto – kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства.
Так, Г. Кельзен в основу типизации положил идею политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, он различает два типа государства: демократическое, в котором индивид активно участвует в создании правопорядка, и автократический.
Р. Макайвер выделяет династические (антидемократические) и демократические типы государств. Первые характеризуются тем, что общая государственная воля не выражает воли большинства населения. В государствах второго типа государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов, и в них народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.
В современных теориях права и государства все государства разделяют по форме правления и по форме государственного устройства. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основные признаки классической монархической формы правления:
· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
· наследственный порядок преемственности верховной власти;
· представительство государства монархом по своему усмотрению;
· юридическая безответственность монарха.
Республика(от лат. res publica – общественное дело ) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Выделим общие признаки республиканской формы правления:
· существование единоличного или коллегиального главы государства;
· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
· осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
· обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
· преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. По форме государственного устройства государства могут быть унитарными, федерациями и конфедерациями.
Унитарное государство– это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Охарактеризуем, в целом, признаки унитарного государства:
· единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
· действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
· составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. атрибутов государственности.
Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Рассмотрим общие чертыфедерации:
· территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.;
· в союзном государстве верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
· субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
· федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы;
· основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Федерация может быть создана по двум основным принципам – по территориальному (например, США, Мексика) и национальному (например, бывшие Югославия, СССР).
Рассмотрим основные признаки территориальной федерации:
o Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенций между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.
o Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.
Выделим основные черты национальной федерации:
§ Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурной, традициями и обычаями, религией;
§ Строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Все субъекты национальной федерации наделены одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства;
§ Не предусматривается или запрещается односторонний выход из союза;
§ Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Они имеют свои собственные представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть, судебную систему;
§ Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации;
§ Декларируется право наций на самоопределение.
§ Общенациональная государственная власть осуществляет координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их взаимодействие в рамках государства.
Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (например, в целях обороны, экономической и политической интеграции).
Определим признаки конфедерации:
· Она не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов (конфедеративные органы, состоящие из представителей конфедеративных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества);
· Отсутствие единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
· Неограниченное право выхода из союза;
· Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, т. к. содержится на их средства;
· Сохраняет гражданство тех государств, которые вошли в конфедерацию, хотя режим перемещения граждан значительно упрощен (например, Европейский Союз);
· Общая согласованность международной политики не исключает самостоятельность позиций членов конфедерации в конкретных вопросах.
Современное государство представляет собой саморазвивающуюся систему, которая подвергается новым тенденциям времени, например, глобализации. Так, в развитии государства, по мнению В. П. Пугачева, можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокое прошлое. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого воздействия, организации управления и регулирования. Оно не стремится охватить своими регулятивными воздействиями всего человека, все его жизненные проявления – экономическую, культурную, религиозную активность и ограничивается лишь выполнением тех функций, которыми ее наделяют граждане и которые не устраняют свободу личности.
Конституция представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического функционирования, способы политического волеизъявления и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность.