Религиозный фактор политических конфликтов

Религия играла и играет огромную роль в жизни людей. Мерил Смелзер – есть 2 вещи о которых лучше не говорить в гостях – политика и религия. Одна из важнейших функций религии это придание смысла человеческой жизни.

В социологической науке сущ 2 подхода к определению понятия религии – содержательный и функциональный.

Содержательный. Максимальное внимание уделяется самой сущности религии. Эмиль Дюргейм, франц социолого. Религия связана с некоторыми так называемыми священными вещами и представляет собой коллективную деятельность в которую вовлечена социальная группа. Поэтому религию, по мнению Дюргейма следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества.

Функциональный. Связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Любые убеждения и верования в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни могут быть названы религией. Т.е. максимально общий взгляд на эту проблематику. Основоположник этого подхода – макс Вебер. В его исследованиях объектом служит личность. Вообще Вебер исследуя проблематику человеческого общества старался отталкиваться именно от личности, взаимодействие людей, «понимащая социолгоя».

Религия это явление не просто культурное, но прежде всего явление социальное и соц обусловленное, поэтому оно имеет значение и когда мы говорим о процессах происходящих в обществе и как показывает история религия всегда играла колоссальную роль во всем что касалось политической жизни человека. Система верований, ритуалов, институтов имела и имеет политическое выражение, что существует и в современности.

Функции религии.

Мировоззренческая фция. Религия задавалаи задает те абсолютные величины с помощью которых оценивается и мир в целом и в более частном смысле дается оценка обществу, человеку, роль человека в государстве и его взаимоотношения с ним. (власть от бога)

Компенсаторная фция. Религия восполняют ограниченность человеческого бытия, его бессилие перед стихийными силами природы и тп. Попытка уйти от собственной беспомощности и снять психологическое напряжение.

Коммуникативная фция. Здесь 2 аспекта. Общение человека с высшими силами. Общение верующих друг с другом, обеспечение солидарности, через религиозные организации как формальные так и неформальные.

Будучи тесно связаной с моралью и в каком-то смысле с правом, рел игия выполняет так же и регулятивную фцию. Р один из тех институтов который задает определенные нормы, правила поведения, контролирует и дисциплинирует деятельность человека. Через установленные ценостинормы правила игры осуществляется управление деятелностью как отдельных людей так и групп людей.

Интегрирующая фция. С одной стороны религия может поддерживать стабильность общества. Но если рпчь идет об обществе поликонфессиональном то здесь уже изначально заложен если не конфликт сам по себе, то шанс на него, тк уже естьмомент разности, тем более разности имеющей отношение к фундаментальным мировоззренческим вещам.

Культуротранслирующая фция. Именно р на протяжении веков способтвовала развитии и письменности и книгопечатания и изобразительнго искусства и архитектуры и тд.

Легитимирующая фция. Имнно р может узаконивать некоторые общ порядки, институты, отношения и тд. Система абсолютной монархии держалась в тч на санкционированности от религиозных институтов.

Соотношение религии и политике в общ весьма не простое.

3 этапа взаимоотношений церкви и государства.

1 верховенство гос власти над церковной. Вплоть до таких вещей как авиньонское пленение папы. 2 наоборот. Подчиненеие госва церкви. Наиболее характерно для традиционных исламских государств. Где мусульманское духовенство выполняло в том числе и светские политические функции. 3 взаимное невмешательство. Эдакий консенсус.

Нередко возникают случаи когда формально церковь отделена от гос-ва, а на деле пытается вмешиваться в политику и достигать каких-то своих интересов и действовать весьма солидарно с гос властью.

Лекция 4. Религия и политика. Фундаментализм.

В независимости от характера религии, от характера политической системы религиозные организации так или иначе принимают участие в политическом процессе через идеологическую деятельность в той или иной мере интенсивную. Такая взаимосвязь религии и политики обусловлена тем что для многих людей религиозная вера является частью национальной культуры и таким образом она фактически не отделима от образа жизни, от основ социально-политического устройства общества, это то что складывалось традиционно на протяжении веков, хотя к настоящему вермени порой трансформировалось довольно серьезно. В современном мире речь может идти о несколькихформах взаимодействия религии и политики.

Прямое использование религии в политических целях. Может носить характер достаточно прямолинейный, в том числе и силовой. (пример: Хуссейн нападает на Кювейт мотивируя это тем что королевская семья Кювейта ведет себя нев соотв с нормам ислама. Т.е. конфликт интересов) Так же может идти речь о влиянии религии на политику в рамках установленных законами или общепринятых процедур. Напрм в совр запад европе церковь стремится влиять на законодательство черзе общепринятый демократический канал. В третьих хотя и существенно реже для современности – речь может идти о сакрализации политических институтов. Напр япония. Секуляризированная Но в тч синтоизм является духовной основой политических институтов яп.

Как отмечают социологи религиозные движения достаточно часто и были связаны и по сей день связаны с политическими конфликтами. Нейл Слензер социолог. Приводит любопытный пример. 1я половина 20 века. После прибытия европейских колонистов на острова Микронезии в Тихом Океане, там стали происходить достаточно странные религиозные церемонии которые получили название культов уничтожения. Сторонники этих культов собирались где-либо на открытом месте и в массовом порядке уничтожали все предметы, которые ассоциировались у них с земной жизнью, что должно было символизировать собой скорое второе пришествие христа и уничтожение таким образом и колонистов, европейцев которые на эту территорию пришли и местное население в той или иной мере эксплуатировали. Причем там где местное население былоактивно включено европейцами в экономическую, хозяйственную деятельность –эти культы не получили особого распространения, а там где местное населения чувствовало себя маргинальным, эти культы получили распространение и быстро стали символизировать собой уже борьбу с европейскими пришельцами, легли в основу местного национально-освободительного движения, и таким образом получили уже непосредственно политическое выражение, хотя изначально носили исключительно религиозный характер. Сторонники этих култов тоже превратлииь уже в политические группы.

В современном мире религия продолжает исполнять функции сходные с функциями идеологии.

Довольно часто в странах третьего мира, экономически не слишком развитых, недовольство социально-экономическими, политическими реалиями довольно часто выражается и в форме религиозных волнений ориентированных на достижение некоей высшей справедливости. Т.е. происходит такой перенос политической, экономической составляющей в религиозную сферу. Нередко такие выступления носят характре стихийного антиглобализма, в попытках защитить местную, национальную, культурную специфику, без включения в единый мировой рынок, без того чтобы следовать единому мировому полит порядку.

Религиозный фактор всегда играл важную роль.

Вопрос о том что если в основе агрессивных действий зачастую лежит религия, означает ли это что религия изначально содержит в себе некие нормы которые призывают к насилию. Но если обратиться к первоисточникам, текстам религиозным, мы увидим что подавляющее большинство не содержат таких норм и человеколюбивы и не призывают к борьбе с инакомыслящими. Однако, помимо религии есть еще и ее институциональное выражение, т.е. церковь, т.е. есть человеческий фактор, а значит фактор политический неявным образом присутствует. Религиозные тексты древние и интерпретировать их можно по-разному. Некоторые религии обладают большим зарядом прозелитизма, т.е. стремятся распространить свое учение.

Основные факторы привоядище к возникновению религиозных (и политических) конфликтов.

1 Поликонфессиональный характер государства. Далеко не всегда сосуществование нескольких религий на территории одного госва приводит к неизбежным конфликтам, но тем не менее потенциальная конфликтность зедсь выше. Ливан. Более 20 религиозных групп. 1943 Ливан стал независимый, там был заключен своеобразный негласный пакт о распределении властных постов между представителями всех этих групп. …..

2 Особенности государственного строительства. Территориально-административное устройство. Самые разнообразные формы. Напр вследствие волюнтаристского разделения территорий. Африка. Члены одной религиозной общины могут оказаться на территориях разных государств и наоборот.

3 Дискриминация отдельных религиозных групп населения, которая проявляется в сцоиально-экономическом неравенстве и в доступе к политическим ресурсам. Ирак например. Исторически там сложилось что там господствовало суннитское меньшинство, а большинство населения – шииты. Некоторые политооги считают что легкость падения режима Хуссейна в том числе обусловлена тем что большинство населения не считало власть легитимной с религиозной точкизрения.

4 Экономическая, военная, идеолгоическая, да в общем любая поддержка оппозиционного религиозного движения из вне. Особую роль этот фактор может сыграть если на территории двух и более государств проживают приверженцы одной религии. При рассмотрении сепаратиского движения в индийских штатах джамбо и кашмир, этот фактор неплохо просматривается. Опять же проблема постколониального мира.

5 вмешательство одних государст в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев. Например иран и ирак конфликтовали. Конфликт интересов маскирующийся под конфликт ценностей. Югославия 90х годов. Мусульманский фактор, так же последствие колониальнойо политики (входила в состав Османской империи). Некоторые исламские госва поставляют оружие своим единоверцам несмотря на запрет.

Иногда вмешательство политики в сферу религии приводит к конфликтам среди сторонников одного и того же религиозного учения, в рамках одного и того же госва. Т.е. далеко не всегда такие вещи носят трансграничный характер. Пример – Украина. Исторически – Уния, которая связала православную и католическую церковь, и униатская церковь всегда была солидарна с нац компонентом. Потом ее запретили. В перестройку разрешили обратно. И теперь они враждуют.

На основании причин лежащих в основе конфликтов мы можем выделять и другие подтипы –

Конфликты в основе которых лежат требования политической автономии или полного отделения крупных религиозных групп или религиозных общин.

Конфликты вызванные религиозно окрашены движениями мелких групп (не обязательно крупные, чтобы навести шороху). Пример – сикхи, которые хотят отделиться от Индии.

Конфликты связанные с так называемым эдвидентизм (?) – стремление народа оказавшегося разделенным в результате различных миграционных, политических процессов к воссоединению. Такие народы как правило представляют собой или религиозные группы на территории госва или могут проживать на территории нескольких госв. Например курды – на территории Ирана, Ирака и Сирии.

Конфликты в основе которых лежат противопречия на религиозно-общинной почве. И в конфессионально однородных и в поликонфессиональных госвах. Пример- Ирак сунниты и шииты.

Конфликты возникающее на основе абсолютизации, универсализации какой либо религии. И представители иных религиозных групп оказыват сопротивление этому процессу.

В чистом виде такие конфликты предсталвены достаточно редко.

Фундаментализм.

В общественном сознании ф сопрягается с прилагателным исламский. В религиозном конктесте впервые термин ф был использован вообще протестанстским связенником в США в начале 20века. В бостоне были опубликованы статьи, которые призывали вернуться к религиозным оснвам, fundamentations, возродить религиозные принципы в их первозданной чистоте, означало это отказ от всяческих модернистских идей, которые по мнению авторов подрывали саму сущность религии. Ф характерен для религий откровения. Т.е для религий у которых есть корпус священных текстов на которые можно опереться. Так или иначе призыв вернуться к начальным формам религии всегда возникает когда устаревшие религиозные догмы вступают в конфликт с новым состоянием общественного сознания. Сама реформация – что как не ф.

Есть и в иудаизме. Ф представлен раввинатом, который стремится к соблюдению чистоты талмудической традции и тоже критикует кто этим традиционным положениям не следует, всяких реформаторов, модернистов.

На территориях где распространены буддизм и индуизм ф не распространен, т.к. нет единого текста, для того чтобы обосновать свои фундаменталистские претензии, да и жесткой церковнйо организации там тоже нетю

Исламский ф конечно существует. Требует к возврату к исламу в том виде в котором он сущ при Мухаммеде и праведных халифах. Только Коран и Сунны пророка и не вносить ничего нового. Борьба с модернистскими начинаниями не только в религии но и в жизни. В какомто смысле антизападническая, т.к. модернизация зачастую воспринимается исключительно как вестернизация.

Применительно к православию есть свои ф тенденции. В начале20 века – движение черной сотни, типичные такие правосл ф, и кроме того здесь очень хорошо заметна связка религиозного и политического фактора, поскольку сторонники разнообразных черносотенных организаций были и ультраконсерваторами, сторонниками самодержавной монархии (и потому пользовались поддержкой власти). Поэтому конфликты связанные с черносотенцами носили и иполитичиский характер, а далеко не только религиозный. В 80 годы появилось движение «память», которое пыталось возродить в каком-то виде принципы черносотенцов, в 90е таких было много и до сих пор сторонники и идеологи православного ф тоже есть. Душевн. Крутов. Севастьянов Николай. Национально-державная партия россии.

Используя терми ф надо быть с ним осторожным.

В россии на сегодняшний день на законных основаниях действует около 70 религиозных течений, около 22 тыс религиозных организаций зарегистрировано. Законодательство допускает деятельность и незарегистрированных рел групп.

В целом современная религиозная картина в России характеризуется 2 тенденциями:

Возрастающим влиянием традиционных конфессий.

Развитие новые религиозных движений.

Самая крупная и влиятельная конфессия, конечно, РПЦ. Согласно соц опросам более 70% россиян причисляют себя именно к православию. (примерно 7% признались что регулярно посещают храм).

Другим крупнейшим направлением является не что иное как протестантизм. Все протест орг зарегистрированы и лютеране и баптисты и пятидесятники и тп.

Ислам занимает только третье место по количеству зарегистрированных в России общин. Но это, конечно, не говорит о том что в Росси мусульман меньше чем протестантов. Это говорит о том что большая часть мусульманских организаций носит как раз незарегистрированный характер и при этом вполне вольготно себя чувствует. Количественно конечно их будет много, т.к. есть целые регионы.

Помимо этого представлен и иудаизм, и буддизм (бурятия, калмыкия, тува), старообрядцы, католики. В некоторых реигоных до сих пор представлено язычество. Марий эл, дальний восток (анклавы с язычниками). Все это регулируется в той или иной мере законодательством. Госво запрещает любые формы ограничесия прав граждан по принципу религиозной принадлежности. На бумаге все благополучно. На практике конечно конфликты религиозные или маскирующиеся под них существуют.

Лекция 7. Виды конфликтов, характерные для современной России.

В прошлый раз мы перечислили различные формы и типы политических К с этнической подоплекой, которые существуют. И в России, на постсоветском пространстве. Сразу стоит отметить что в чистом виде каждый из этих типов конфликтов на практике выделить довольно сложно, как правило носят они смешанный характер и возникают вследствие целого комплекса противоречий, не только этнических, а зачастую этнических в последнюю очередь, а так – политических, экономических, статусных.

По мнению конфликтологов, социологов для современной России достаточно типичны следующие типы к.

- Т.н. статусные К российских республик с федеральным правительством. Причина очевидна – стремление республик добиться большего объема прав, порой и вообще стать независимыми государствами, что было особенно остро и актуально в первой половине 90х.

- Территориальные между субъектами федерации. В основном пограничные споры. Что тоже может принимать этнополитический характер.

-Внутренние конфликты. Т.е. внутри одного субъекта федерации. Этнополитические. Связанные с противоречиями между различными социальными группами которые характеризуют себя по этническому принципу. Противоречия могут носить разный характер и полит и эконом и т.д. Специфика состоит в том что на первый план выходят этнические противоречия. Эти социо-экономические проблемы характеризуются в этнических категориях – к этнополит.

Перечень можно расширить. Леакадий дробижев(а).

- конституционные. В 90е очень остро. Тк некоторые республики на тот момент приняли конституции противоречащие конституции федеральной.

- территориальные. Связанные со спорными зонами на территории России. Вокруг некоторых из них велись и ведутся боевые действия.

- межгрупповые. Носят они локальный характер. Могут развиваться на территории одного нас пункта. Тоже могут приобретать этнич характер.

Существует и социальная нестабильность, и экономические проблемы и политические противоречия между республиками и центром, и все это стимулирует такие конфликты как например напряжение между чеченцами и казаками. (к себя характеризуют как этническую группу, а не социальную0, между ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами.

По признаку конфликтности, горячие точки России классифицируются по следующим основаниям

Зоны острых кризисных конфликтов. Военных или балансирующих на грани. Северный Кавказ.

Потенциально кризисные ситуации. Краснодарский и ставропольский край. Прежде всего миграционные процессы здесь сказываются. В первую очередь – экономическая и социоэконо ситуация, проблемы с трудоустройством.

Зоны относительно сильного регионального сепаратизма. Татарстан и Башкортостан.

Зоны среднего регионального сепаратизма. Республика Коми.

Зоны слабого регионального сепаратизма. Все это безопасно для федерального центра, но некие процессы есть. Сибирь. Ряд республик поволжья, карелия.

Если рассматривать только вооруженные конфликты то на пост советском пространстве можно выделить 3 типа таких к

Вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение.

Вызванные разделением бывшего союзного наследства.

К имеющие форму гражданской войны.

Между тем, как отмечает Валерий Тишков, грань между социальными политическими и этническими конфликтами очень зыбкая во всех этих ситуациях. Что в россии что на постсов прстр что в мире.

11мин

Этнополитические конфликты крайне деструктивны. Тяготеют к эскалации и применению вооруженного насилия.

Особенности урегулирования этнополитических конфликтов

Фактор времени играет существенную роль. С глубоко укорененными работать сложно. Чем быстрее чем лучше

Субъективный. Готовность полит элит к компромиссу.

Своевременность и адекватное содержание принятых политических решений.

Наши рекомендации