Теория рационального выбора в сравнительной политологии

1. Предпосылки теории рационального выбора. Общая характеристика

Суть теории

Индивидуальное поведение может рассматриваться как рациональное постольку поскольку оно касается политических обстоятельств. Т.о., фундаментальные принципы политического поведения являются одинаковыми в различных политических системах, несмотря на различие политических институтов.

Положительные качества теории рационального выбора:

1. Она позволяет посмотреть на поведение человека, учитывая характер его предпочтений, их соизмерение друг с другом и учитывая выбор оптимального поведения.

2. Эта теория ориентируется на активную роль человека при его столкновении с нормами. Человек устанавливает нормы и действует в их границах, выбирая выгодное для себя поведение.

Люди в политике, независимо от их статуса действуют, так как если бы они максимизировали свои собственные интересы, т.е. избиратель решает, игнорировать выборы или нет.

Политические партии для победы на выборах пытаются заручиться поддержкой как можно большего числа избирателей, они максимизируют свой интерес. Депутаты парламентов создают постоянные или временные коалиции.

Логроллинг – торговля парламентариями своими голосами.

Условие формирования подобных коалиций ­– наличие у потенциальных участников ясной и полной информации о ситуации, чем меньше подобной информации, тем больше стремление к наращиванию размера коалиции).

Использование этой модели ….. однако эта модель не дает четкого ответа на вопрос – какая же из побеждающих коалиций является более реальной.

Эта модель пытается ответить на вопрос о наиболее вероятной победе какой-либо коалиции. Отношение участников коалиции к разделению власти между собой. Каждый стремится создать коалицию с минимальным числом участников, чтобы максимизировать власть внутри коалиции.

Модель «Теорема сделки». В данной модели главным является не число участников коалиции (хотя оно должно быть определяющим), а число партий, которые вступают в союз. это связано с сокращением издержек в формировании той или иной коалиции. Т.к. при большом числе партий труднее договориться о сделке, получить полную информацию, сложнее вести переговоры.

Коалиция с минимальным числом партий более маневренна и более устойчива. Т.о., из всех минимально выигрышных коалиций будут избраны наиболее «дешевые».

Модель «минимального пространства». Часто характер коалиции определяется не ее размером, а политическими пристрастиями и близостью программ партий, т.е. размещением на шкале «правые – левые».

В качестве эмпирического показателя берется пространство, разделяющее партии на политической шкале.

К коалиции будут стремиться те партии, которые разделены минимальным числом пространств.

Сложности использования модели:

1. Модель исходит из одномерного распределения партий.

2. Сложно идентифицировать степень «левизны», правизны и центризма.

Модель минимальной связанной коалиции. Есть определенное сходство с предыдущей моделью. Различие заключается в том, что партии будут стремиться создать коалицию с ближайшими соседями по шкале не «перепрыгивая» через разделяющее пространство, при этом, если какая-нибудь партия попадает между возможными партнерами по коалиции, то она, скорее всего, будет принята в коалицию, даже если будет нарушен принцип минимальной побеждающей коалиции. Следует отметить, что вышесказанное не означает, что данная партия будет однозначно принята в коалицию, это лишь возможный вариант развития событий. Партия будет стремиться к ……….

Сравнительные исследования показали прогностическую состоятельность описанных моделей. Это означает, что некоторые наиболее состоятельной является модель минимальной связанной коалиции, а наименее действенной является модель минимального пространства. В основе всех рассмотренных моделей лежит модель минимальной побеждающей коалиции.

Распределение и разделение власти

Методология рационального выбора активно используется при исследовании власти. При этом основным является вопрос, как власть делится между различными субъектами.

1. Модель распределения власти. Применяется для оценки объема власти, которой обладают взаимодействующие субъекты, принимающие политические решения.

Качества:

1. Организации – неопределенное множество.

2. Организации созданы добровольно по инициативе снизу.

3. Организации сложно организованы, но не иерархичны.

4. Организации постоянно конкурируют между собой.

5. Сферу интересов и тип организации определяют сами члены этой организации.

6. Организации официально не рецензируются, не субсидируются и не контролируются государством в отношении выбора лидера и выражения интересов.

7. Не стремятся к монополии репрезентативной активности, т.е. не стремятся представлять чьи-либо и какие-либо интересы.

Общая характеристика плюралистических концепций:

1. Политический процесс рассматривается как давление различных групп интересов на государство в целях распределения власти в обществе.

2. Политика рассматривается как властное распределение правительством ресурсов под давлением групп интересов.

3. Группы интересов рассматриваются как активный фактор.

4. Государство в лице правительства рассматривается как пассивный орган, выполняющий функцию реагирования на деятельность групп интересов.

В рамках данной концепции группы интересов постоянно предъявляют требования к правительству, причем предъявление интересов может быть институализировано (в некоторых странах институализированы некоторые лоббистские группы), при этом государство остается независимым от групп интересов. Эффективность деятельности групп интересов определяется наличием у них ресурсов давления.

Недостатки данной модели:

1. Не рассматривает взаимодействие групп давления между собой.

2. Акцентируется внимание больше на правительстве чем на государстве.

3. Участники политической деятельности со стороны государства имеют собственные интересы, которые влияют на специфику политики.

Таким образом, данный подход не позволяет исследовать политику как систему взаимосвязанных отношений государства и общества, поскольку государство рассматривается только как пассивный фактор, на деле оно является более или менее активным участником процесса, в котором тесно взаимодействуют и группы интересов и государство.

Наши рекомендации