Классические теории политических элит
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИЗОП
Кафедра ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ
РЕФЕРАТ
Политическая элита
Выполнил студент 1-го курса
Зелинский Евгений 3101____
Проверил________________
________________________
Новосибирск 2015
Содержание
Введение
1)Понятие и сущность политических элит
2)Классические теории политических элит
3)Современные теории элит
4)Роль и значение политических элит
5)Системы формирования и смены политических элит
Заключение
Список литературы
Введение
Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.
Задача. Ответить на вопросы:
Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в дебрях научных изысканий и теорий? Для этого необходимо рассмотреть идеологию концепции элиты созданную в XIX- XX вв.
Понятие и сущность политических элит ,политический элита, общество.
Элита означает лучший, отборный, избранный. Элита - это совокупность лиц, обладающих особыми социально-психологическими качествами и оказывающих заметное воздействие на прогрессивное развитие общества. Именно эта социальная группа является ведущей силой общественного развития (в смысле интеллектуального, нравственного и духовного превосходства над другими людьми, особо значимых результатов своей социальной деятельности).
Системы взглядов и представлений в виде теории элит сформировалась в политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.
В советском обществоведении на протяжении многих лет теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В.И. Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством. Поэтому политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно. Но действительность опровергла иллюзии и догмы теоретиков бесклассового общества, и в СССР со временем была сформирована мощная и закрытая политическая элита.
Политическая элита - немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.
Характерные черты
1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
2) Высокий социальный статус;
3) Значительный объем государственной и информационной власти;
4) Непосредственное участие в осуществлении власти;
5) Организаторские способности и талант.
Функции политической элиты:
― изучение и анализ интересов различных социальных групп;
― субординация этих интересов;
― отражение интересов в политических установках;
― выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
― создание механизма воплощения политических замыслов:
― назначение кадрового аппарата органов управления;
― создание и коррекция институтов политической системы;
― выдвижение политических лидеров.
Классические теории политических элит.
Вильфредо Парето (1848 - 1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других.
В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа:
·«Лисы» - это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти;
·«Львы» - элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях.
В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) - людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.
Особое значение Парето придавал мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в многом связана с психологией. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально»[328]. Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
Гаэтано Моска (1858 - 1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе - это закон, который подтверждается всей историей человечества.
Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.
По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ - аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к ее вырождению и застою в общественном развитии.
Ученый особенно выделял две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а также — желание новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. Таким образом, по способу передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — снизу вверх.
Роберт Михельс (1876 - 1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависти от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулирован «железный закон олигархии» Р. Михельса.
В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении пред харизматическими качествами элит.
Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.
Он объяснял причины несостоятельности демократии тремя следующими тенденциями, которые заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Психологией массы частично объясняется перерастание демократии в олигархию. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..»[330]. Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому нужна организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.