Неомарксизм и постмодернизм в изучении мировой политической системы
В международных исследованиях довольно распространен неомарксистский подход (англ. neomarxism), строящийся на осмыслении экономических неравенств в развитии мира. Понятно, что его концептуальные истоки — в работах Маркса.
Мир-системная теория (англ. world-systems theory) — самый, вероятно, известный вариант неомарксизма. Ее основы разработали Иммануил Валлерстайн и Андре Франк.
Реализм | Неореализм | Либерализм | Неолиберализм | |
Ключевые единицы анализа | Независимые государства | Структуры международной системы | Институты, сменяющие государства | Индивиды, «обновленные» государства, неправительственные акторы |
Основные области исследования | Проблемы вооруженного противостояния и безопасности | Борьба за власть и лидерство в условиях анархической среды МО | Институцио-нализация отношений, способствующих миру | Развивающееся межгосударственное сотрудничество; экономика, социальные и экологические проблемы |
Главные проблемы | Баланс сил | Баланс сдерживания / устрашения, военная готовность | Международные право и организации, демократизация | Комплексная взаимозависимость, международные режимы |
Оценка перспектив мирового развития | Пессимизм / стабильность | Пессимизм | Оптимизм / прогресс | Ожидание дальнейшего развития сотрудничества, создание глобальной общности |
Мотивация акторов | Национальный интерес, конкуренция на поле «игры с нулевой суммой» (проигрыш одного равен выигрышу другого), власть (мощь) | Мощь, престиж, получаемые преимущества по сравнению с другими государствами | Сотрудничество, взаимопомощь, удовлетворение основных потребностей человека | Глобальные интересы (всеобщая выгода), справедливость, мир и процветание, свобода, мораль |
Ключевые понятия | Структурная анархия МО, власть (мощь), национальный интерес, баланс сил, полярность | Структурная анархия МО, рациональный выбор, гонка вооружений | Коллективная безопасность^ мировой порядок, право, интеграция, международные организации | Транснациональные отношения, право, свободный рынок, взаимозависимость, интеграция, либеральное право, тендер |
Рекомендации | Усиливать национальную мощь, противостоять ограничениям национальной независимости | Сохранять ядерное сдерживание, избегать разоружения и создания наднациональных организаций | Проводить институциональные реформы | Развивать международные режимы и институты для координации коллективного решения глобальных проблем, способствовать распространению демократии |
ВАЛЛЕРСТАЙН (Wallcrstein), Иммануил (род. 1930, Нью-Йорк)—американский социолог, создатель мир-системного анализа; директор Центра Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций. Автор многочисленных работ, в том числе: «Африка: Политика единства» (1967); «Африка: традиция и изменения» (1972, соавт. Э. Джонс Рич); «Современная мир-система» (т. I «Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейской мир-экономики в шестнадцатом веке», 1974; т. II «Меркантилизм и консолидация европейской мир-экономики, 1600-1750», 1980; т. III «Вторая эра великой экспансии капиталистической мир-экономики, 1730-1840», 1989); «Капиталистическая мир-экономика» (1979); «Мир-системный анализ: теория и методология» (1982, соавт. Т. Хопкинс и др.); «Динамика глобального кризиса» (1982, соавт. С. Амин, Дж. Арриги, А. Франк); «Исторический капитализм» (1983); «Политика мир-экономики. Государства, движения, цивилизации» (1984); «Африка и современный мир» (1986); «Антисистемные движения» (1989, соавт. Дж. Арриги, Т. Хопкинс); «Трансформация революции: социальные движения и мир-система» (1990, соавт. С. Амин, Дж. Арриги, А. Франк); «Геополитика и геокультура» (1991); «Новое осмысление социальной науки: Пределы парадигм XIX века» (1991); «После либерализма» (1995); «Утопистика, или исторические альтернативы для XXI века» (1998); «Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука для XXI века» (2000) и др. Вклад в развитие политической мысли. Валлерстайн определяет мир-системный анализ как «протест... против тех способов, которыми структурируется научное исследование общества», начиная с момента оформления социологии в середине XIX в., как критику многих положений социальной науки и одновременно способ ее нового осмысления. Он предпочитает называть данное направление исследований «анализом», «перспективой» или «критикой других перспектив», подчеркивая, что, несмотря на более чем 30-летний период исследований, еще рано по ряду причин говорить о складывании самостоятельной теории. Мир-системный анализ строится на следующих положениях: существует единая наука об обществе (современные социальные науки есть специализированные компоненты единой науки); единая социальная наука является еще и исторической наукой (для понимания современного состояния системы необходимо изучать ее историческую динамику); базовой единицей социального анализа является не общество или государство (как в случае «классических» социологии и политологии), а историческая система (она выступает одновременно историчной и системной). В рамках мир-системного анализа мир рассматривается в качестве единой (социальной) системы, находящейся в рамках общего процесса развития. Согласно мир-системной логике принципиально невозможно исследовать отдельные элементы мир-системы вне ее контекста и динамики. Отсюда следуют, в частности, важные выводы: развитость одних стран возможна только за счет неразвитости других и уровень развития каждой страны есть результат процессов развития всей мир-системы*. |
ФРАНК (Frank), Андре (род. 1929, Берлин) — экономист, социолог и политолог, разрабатывающий проблематику зависимости и экономических процессов в современном мире. С 1996 г. — профессор социологии в университете Торонто. В 1989 г. назван Ассоциацией международных исследований выдающимся исследователем в области глобальной политэкономии; член редколлегий ряда академических журналов. Автор более 880 статей и книг (переведены на 27 языков), включая: «Капитализм и отсталость в Латинской Америке» (1967); «Латинская Америка: отсталость или революция» (1969); «Капиталистическая отсталость» (1975); «Мировое накопление. 1492-1789» (1978); «Кризис мировой экономики» (1980); «Кризис в третьем мире» (1981); «Динамика глобального кризиса» (1982, соавт. И. Валлерстайн, С. Амин и др.); «Европейский вызов» (1983); «Критика и антикритика. Эссе о зависимости и реформизме» (1984); «Мир-система. Пять столетий или пять тысячелетий?» (1996); «Новый Восток. Глобальная экономика в эпоху Азии» (1998) и др. Вклад в развитие политической мысли. Основные темы научного внимания Франка — проблемы мир-системы, мировой экономики и истории, развития, социальных движений. Гео1рафия его исследований обширна: Латинская Америка, Азия, Центральная и Восточная Европа (Франк занялся советскими проблемами задолго до распада СССР: в его диссертации сравнивается производительность труда в сельском хозяйстве и промышленности Украины; он одним из первых ввел в оборот понятия «второго», т.е. страны социализма, и «третьего» миров). |
Согласно мир-системной теории развитие капитализма проходит циклы экспансии и стагнации, которые начинаются с момента его зарождения в Европе. Сначала под эту цикличность подпадает относительно небольшая европейская территория, а затем она распространяются на весь мир. В результате развития капитализма страны — в зависимости от экономических показателей — разделились на три группы: центр («ядро»), периферию, полу периферию. Страны «ядра» с более высоким жизненным уровнем доминируют над остальными (см. схему 1). При этом периферия и полупериферия пытаются сопротивляться, поднимая различного рода восстания.
Лидеры Октябрьской революции считали себя организаторами первой пролетарской революции в современной истории. Точнее было бы сказать, что это было одно из первых, возможно, наиболее драматических национально-освободительных восстаний на периферии и полупериферии мир-системы. И. Валлерстайн, «Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука для XXI века» |
Представители мир-системной школы убеждены: развитие «ядра» осуществляется за счет остальных стран, что ведет к международным конфликтам. Мир-системная теория вслед за В.И. Лениным подчеркивает продолжение борьбы между империалистическими странами центра, но отмечает общность их целей, обусловленную наличием дешевой рабочей силы, рынка сбыта, недорогих ресурсов и доминирующей в отношениях с периферийной зоной. Данная теория обращает особое внимание на поляризацию, проходящую сегодня по линии богатый Север — бедный Юг и ведущую к потенциальным конфликтам.
Схема 1. Представления о структуре мира в мир-системной теории
Теория зависимости (англ. dependency theory) — иная версия неомарксизма, в которой в отличие от мир-системной модели преобладающее внимание уделено современному состоянию мира, где экономически менее развитые страны находятся в зависимости от более продвинутых. Ученые, работающие в рамках данного концептуального подхода, в частности Шохин Гальтунг (род. 1930), вслед за неолибералами отмечая бурный рост мировой экономики во второй половине XX в., в данном процессе видят возникновение двойного экономического стандарта* в развивающихся странах. Это влечет за собой социальную и политическую нестабильность мировой системы.
Постмодернистский подход* (англ. postmodernism), иногда именуемый критической теорией (англ. critical theory) либо постструктурализмом, сложился в 1980-е гг. сперва как реакция на модели неореализма и неолиберализма и под влиянием неомарксизма для поисков иной теоретической альтернативы в понимании мировых процессов. Исследователи-постмодернисты— Джеймс Дер-Дериин, Клэр Сйолиндер (род. 1959), Роберт Кокс — указывают, что мир слишком сложен, чтобы при анализе его упрощать, как это делают рационалистические классические теории: любой взгляд на мир ограничен самой «точкой отсчета».
Теории всегда существуют для кого-то и для каких-либо целей. Р. Кокс, «Социальные силы, государства и мировой порядок» | |
Постструктурализм отличается от рационалистических подходов тем, что он не пытается отразить реальность мировой политики в зеркале своего интеллектуального анализа... Рационалисты ждут, когда научный прогресс позволит им найти правильный метод... Традиционные теории ... все время мечтательно стараются зафиксировать реальность, упростить, свести к одному. Дж. Дер-Дериан, «Антидипломатия: шпионы, террор, скорость и война» |
Импульс своему развитию постмодернизм получил в связи с началом крупнейших изменений универсального масштаба, осмысление которых дает политологам этого направления основания говорить о кризисе современного миропорядка, обусловленном переходом к эпохе Постмодерна. После 1989 г. беспрецедентное одновременное преобразование экономических и политических систем в странах Центральной и Восточной Европы, в СССР/России перевернуло все представления о процессах модернизации. По мнению постмодернистов, первый, второй и третий миры значительно сблизились между собой по своим характеристикам. Но они отмечают и противонаправленный процесс дифференциации (расслоения) и индивидуализации (приобретения особого личностного облика) общения самых различных субъектов на мировой сцене. Постмодернисты пытаются найти новое соотношение между цельностью и плюрализмом: чем быстрее универсальные принципы распространяются в мировом сообществе, тем настойчивее его отдельные самостоятельные элементы заявляют о своих правах на существование и о собственных интересах. Этот подход разнообразен по используемым концептуальным схемам, направлениям развития и авторам, однако в целом отличается высоким уровнем теоретической абстракции.
Постмодернисты рассматривают мир как некий социальный конструкт. Если представители других теорий, следуя скорее веберовским принципам, стремятся в первую очередь объяснять действительность, то сторонники критической теории в международных отношениях активно пытаются изменить мир. Своей задачей постмодернисты видят сокращение существующих разрывов между философскими представлениями, наблюдениями и фактами социальной практики, наконец, самой социальной практикой.
3. КОНТУРЫ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА
3.1. Глобализация как ведущая тенденция мирового развития
Среди преобладающих современных ориентации мирового развития большинство политологов называют прежде всего глобализацию*. Это — один из самых обсуждаемых и вместе с тем наименее изученных, а значит, познанных научно процессов, отмеченных на историческом рубеже тысячелетий.
Принято выделять три измерения (понимания) глобализации как: 1) постоянно идущего исторического процесса; 2) универсализации и гомогенизации мира; 3) открытости национальных границ.
По первому из названных измерений можно заметить, что в истории развития человечества действительно наблюдается тенденция к все большему расширению пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие и структурирование международных (в предыстории — условно) отношений — от отдельных поселений, городов, княжеств к государствам, регионам и, наконец, после эпохи Великих географических открытий — к миру в целом. Древнегреческие полисы исчезли с возникновением империи Александра Македонского (356-323 до н.э.), а послевоенная кооперация в Европе завершилась (на сегодня) созданием наднациональных политических институтов, таких как Европейский союз и Европарламент.
Понимание глобализации как универсализации (усиления черт всеобщности) и гомогенизации (движения к однородному строению) мира можно датировать недавним прошлым — 1960-1970 гг., когда строились прогнозы о появлении глобальной деревни* и всемирного правительства*.
Сегодня многие авторы, особенно занимающиеся анализом влияния культурных факторов на политику либо политической практикой, все чаще обращают внимание на то, что глобализация не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил поведения, как нередко утверждали раньше.
Когда мы говорим о глобализации, то вовсе не подразумеваем унификацию и стандартизацию. Ведь и конструкторы автомобиля не стремятся создать универсальную «мировую» машину, способную удовлетворять все вкусы. Это нереально. К примеру, продукция французской фирмы Данон в Париже рассчитана на вкусы парижан, в Санкт-Петербурге — на петербуржцев, а в Шанхае — на китайцев. Различия во вкусах, в менталитете никогда никуда не исчезнут. Т. де Монбриаль, «Европа хочет быть полюсом. Но до этого еще далеко» |
Нужно также иметь в виду, что отнюдь не всегда распространяются именно западные цивилизационно-культурные образцы. Налицо и обратный процесс. Симптоматичен интерес индустриально развитых сообществ к восточным религиям, африканской культуре и т.п. В этом смысле вряд ли возможно говорить о глобализации как о вестернизации мира.
Наконец, понимание глобализации как открытости (прозрачности) границ лучше всего отражает суть нынешней ее стадии. Вначале границы суверенных наций-государств оказались прозрачными в сфере экономических взаимодействий. Транснациональные корпорации (англ. multinationals), одни из проводников экономической глобализации нынешнего столетия, всерьез заинтересовались формированием благоприятных для их активности внешне- и внутриполитических условий.
Товары могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где их производство обойдется дешевле и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Производственные цепочки могут приобретать глобальный масштаб. Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковый чип, используемый в качестве сенсора в автомобильных подушках безопасности) может быть разработан в Бостоне, собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмонтирован в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Л. Туроу, «Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские экономисты и социологи о перспективах и противоречиях современного развития» |
Вскоре стало очевидным, что глобализация — гораздо более многосторонний процесс, не сводимый к чисто экономическим составляющим. Так, информационный обмен в планетарной сети Интернет в целом ряде случаев сам по себе ценен и значим. В итоге начали создаваться своеобразные глобальные «клубы по интересам», нередко весьма влиятельные и в политической сфере.
Значит, процесс глобализации конца XX в. неверно понимать как собственно экономическое взаимодействие национальных сообществ — в нем отчетливо проявляются, а в некоторых отношениях доминируют политические и иные аспекты.
Важнейший фактор глобализации — это новые технологии, которые усиливают тенденцию к открытости межгосударственных границ. Использование новых технологий значительно влияет на статус страны: интегрирована ли она в мировое сообщество либо, напротив, находится в изоляции. Меняется смысл самого понятия территории, поскольку образуются даже виртуальные государства, например «Свободная Бирманская Коалиция» (Free Burma Coalition), которая фиксирована лишь в ки-берпространстве, но предлагает свою солидарную поддержку реально существующим политическим общностям и институтам. Подобные явления позволили считать развитие новых технологий пусковым механизмом глобализации.
Обратите внимание Своим появлением на свет Интернет во многом обязан министерству обороны США, инициировавшему в конце 1960-х гг. работы по созданию технологий защищенной системы связи ARPANET, которая была бы в состоянии даже в условиях ядерной войны обеспечивать, во-первых, устойчивую связь между ЭВМ командных пунктов и, во-вторых, обмен идеями и данными между учеными и инженерами, работающими по военным проектам. Благодаря Национальному научному фонду (NSF) и на основе многих технологий ARPANET в середине 1980-х гг. был создан непосредственный «предок» Интернета — NSFnet, постепенно распространившийся среди академического сообщества США. Затем появились два принципиальных новшества, которые и привели ко всемирной популярности Интернета: первое — изобретение «гипертекста», связывающего различные документы; второе — программное обеспечение, известное как «Mosaic» (основа кода была разработана студентом М. Андрисеном), предоставившее возможность свободного доступа в сеть. В конце 1980-х гг. Интернет вышел за пределы США. По оценкам министерства торговли США, в 1998 г. число пользователей Интернета удваивалось каждые 100 дней, в результате 100 млн человек подключились к сети, в то время как в 1994 г. туда входили только 3 млн. По разным данным, в конце 2000 г. в мире насчитывалось около 400 млн пользователей Интернета. Сравните: для охвата 50 млн человек радио потребовалось 38 лет, а телевидению — 13. |
В новых технологиях выделяются высокие технологии, включающие информационные и коммуникационные, а также биотехнологии. Важность первых из них для динамики глобализации очевидна. Проникновение информации сквозь границы способствует демократизации мира, снижению вероятностей авторитарного управления и изоляционизма, ускорению темпов экономического развития. С каждым днем все труднее оградить какую-либо страну от информации из внешней среды, однако некоторые власти пытаются это делать, ограничивая доступ в Интернет, к примеру, за счет контроля над провайдерами. Но такая политика становится все дороже и бессмысленнее (что видно на опыте жестко управляемого Китая). Характер влияния биотехнологий на глобализацию пока не столь четко прослеживается, хотя ясны открывающиеся перспективы, скажем, при борьбе с голодом либо выравнивании продовольственной ситуации между Севером и Югом, а также для прогресса фармакологии и медицины (так, создание органов путем клонирования тканей позволит решить многие проблемы по обеспечению здоровья и продлить жизнь человека).
Несмотря на изложенные выше положительные качества и радужные перспективы глобализации, обязательно нужно видеть ее сложности и противоречия. Это отнюдь не линейный, развивающийся равномерно и позитивно процесс. Политологи обнаруживают в нем множество неоднозначных, в т.ч. негативных, моментов. В одних странах и регионах глобализация в большей мере влияет, к примеру, на экономическую сферу, в других быстрее идет внедрение новых технологий. Так, в Южной Африке изначально широко распространились система банкоматов и сотовые телефонные сети, при этом уровень жизни африканского населения остался крайне низким.
Многие страны по разным причинам (политическая изоляция или самоизоляция, технологические возможности и т.п.) вообще оказались на периферии глобальных тенденций. Более того, в результате очень высоких темпов современной глобализации, прежде всего в технологичес ком плане, разрыв между странами, отдельными регионами, вовлеченными в данный процесс, и остальными с каждым годом становится все ощутимее.
Такая дисгармония развития, в свою очередь, порождает новые вызовы и угрозы миру: относительно бедные страны скатываются на еще более низкий уровень; из них идет массовая миграция (переселение) в благополучные регионы; в обделенных странах возникают плохо управляемые конфликты и т.п. В итоге появляются «новые недовольные», «новые изгои», с одной стороны, по размежеванию Север — Юг, а с другой — по линии расслоения населения в развитых странах, где формируется, преимущественно из иммигрантов, фактически не включенный в социально-политическую систему современный «низший класс». Это явление уже зафиксировано в теоретических построениях вроде «расколотой цивилизации», «столкновения цивилизаций» (Хантингтон), противоречий центр — периферия (Валлерстайн).
Есть другое очень важное обстоятельство. Вследствие прозрачности границ легитимные государственные институты утрачивают все большую часть своих властных полномочий. Государству сложнее регулировать национальную экономику, особенно мобильные финансовые потоки (яркий пример тому — финансовые кризисы 1997-1998 гг. в Юго-Восточной Азии и России).
Доступность информации, сильная зависимость современного мира от коммуникационных технологий создали еще одну проблему — кибертерроризма. Кроме того, биотехнологии открывают возможности контроля над поведением человека со стороны государства либо экстремистских организаций.
Свобода ценнее всех благ, которые дает нам Интернет. И се надо сохранить. Л. Жоспен, «Послание первой встрече g-8, посвященной компьютерным преступлениям» |
В силу этих и иных негативных явлений глобализация способна затормозить или даже в ряде отношений обратить мировое развитие вспять: позволить распространение контрдемократических тенденций, поощрить стремления отгородиться от влияний извне с помощью национализма, ксенофобии (навязчивого страха перед чужаками), самоизоляции, режима закрытости границ.
Таким образом, глобализация, будучи общим вектором развития мира, уникальной равнодействующей разнообразных сил и тенденций, не предполагает прямолинейного движения «вперед и вверх». Напротив, она может создать высокую вероятность (для конкретных регионов либо в отдельные исторические периоды) эволюционных зигзагов и регрессов, порождая тем самым новые вызовы мировому сообществу.