Тема: Современные политические идеологии

1. Роль идеологии в политическом сознании

2. Либерализм и его эволюция

3. Социалистическая идеология

4. Консерватизм и неоконсерватизм

5. Идеологии фашизма и анархизма.

Литература:

Алексеева, Т. А. Либерализм как политическая идеология / Т. А. Алексеева // Полития. – 2000. – №1. – С. 116-130.

Алексеева, Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. – М. : Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2007. – 464 с. – ISBN 5-8243-0754-7.

Афанасьев, В. В. Консервативная идеология Освальда Шпенглера / В. В. Афанасьев // Полис. – 2005. – № 5. – С. 166-174.

Берлин, И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. – М. : Новое литературное обозрение, 2001. – 448 с. – ISBN 5-86793-132-3.

Галкин, А. А. Консерватизм вчера и сегодня / А. А. Галкин // Власть. – 2000. – № 2, – С. 37-76.

Замогильный, С. И. Социальные корни фашизма и основы его символических программ / С. И. Замогильный // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2005. – № 2. – С. 20-36.

Ирхин, Ю. В. Политология / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2007. – 894 с. – ISBN 978-5-377-00478-3.

Кин, Дж. Демократия, идеология и релятивизм /Дж. Кин // Демократия и гражданское общество / Дж. Кин. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – Гл. 7. – С. 338-360.

Матц, У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц // Политические исследования. – 1992. – № 1. – С. 130-142.

Межуев, В. Диалоги о социализме. Два подхода к одной идее /В. Межуев, Б. М. Славин. – М. : Слово, 2001. – 164 с. – ISBN 5-9290-0015-8.

Пантин, И. К. К логике теоретического становления современного социализма/ И. К. Пантин // Полис. – 1996. – №4. – С. 106-119.

Политология: курс лекций / В.Н. Лавриненко, Ж.Б. Скрипкина, В.В. Юдин. – М. : Волтерс Клувер, 2010. – 400 с. – ISBN 978-5-466-00426-7.

Райх, В. Психология масс и фашизма / В. Райх. – М. : Университетская книга, 2004. – 380 с.

Соловьев, А. И. Политология : учебник / А. И. Соловьев. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 576 с. – ISBN 978-5-7567-0522-5.

Соловьев, А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / А. И. Соловьев // Полис. – 2001. – № 2. – С. 5-23.

«Идеологии придумываются не для того,

чтобы сделать невозможное возможным,

а для того, чтобы обеспечить

немногим всё возможное»

В.Швебель

Изучение политических идеологий – одно из направлений политической науки XX в. При этом изучается содержание политических идеологий с момента их возникновения, отличие одних идеологий от других, их отношения между собой, отношения между идеологией и политикой, идеологией и экономикой на разных этапах развития общества, а также и сам феномен идеологий, идеологического сознания, его структура и уровни, функции в обществе и т.д.

Идеология (от греческого idea – идея, образ – одна из форм проявления и выражения политического сознания социальных общностей и выражающих их интересы организаций – политических партий, движений, а также субъектов политики, включая отдельных индивидов, представляющих собой систему концептуально оформленных взглядов и идей, на основе которых осознаются, складываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, формируются цели , установки, программы общественной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих социальных отношений.

Рассмотрим основные теоретические подходы к объяснению феномена идеологий. Понятие “идеология” (как учение об идеях) ввел в философский оборот Антуан Дестют де Траси, принадлежащий к группе “Идеологии” времен Великой французской революции. В сочинении “Элементы идеологии” он рассматривал “идеологию” как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, как из чувственного восприятия образуются идеи, на главные принципы которой должна опираться политика, этика и т.д.

Слово “идеология” впервые получило уничижительное значение, когда Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших против его цезаристских устремлений, “идеологами”, т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды. С этого времени вопрос о соотношении идей и действительности, теории и практики стал уже не чисто академическим вопросом, решаемым в ученой среде, а вопросом практической политики.

В ХХ веке идеология приобрела гражданство важного, широко распространенного научного понятия, которым принято определять совокупность идей и систем взглядов на власть, государственное устройство, способы и принципы политического управления обществом.

Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Марксом было сделано важное открытие: за каждой общественной теорией стоят определенные интересы. Этот феномен – мышление, обусловленное социальными, жизненными интересами, Маркс и назвал идеологией. В то же время он не увидел или не захотел увидеть, что его собственная теория так же идеологична и в ряде случаев так же односторонне и предвзято характеризует капитализм, как и те буржуазные теории, которые он критиковал.

К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал.

Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали (гиперболизировать - преувеличивать) политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Синтезируя основные интерпретации данного феномена, можно сказать, что политическая идеология - опреде­ленная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

Наши рекомендации