Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимного господства
Термин «легитимность» возник в начале XIX в. во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Наполеона (в те времена в России Наполеона называли узурпатором).
В науку понятие «легитимность» впервые было введено М. Вебером. Что же означает это понятие? В политической жизни общества не только правящая группа навязывает свою волю населению, но и население может принимать или не принимать эту власть. Та власть, которая принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной (от лат. legitimus - законный). Легитимность - понятие относительное. Легитимность никогда не достигает единодушного признания. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные массы. И в тоже время очень немногие правящие группы являются полностью нелегитимными. Степень легитимности власти, т.е. уровень ее поддержки населением установить также довольно трудно. О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему правительству.
Признаки падения легитимности: ограничение прав и свобод, запрещение политических партий и независимых СМИ, низкая экономическая эффективность власти.
В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность - не одно и то же. Легальность власти - юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающие их выполнение - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В качестве примера можно привести пребывание у власти в феврале-октябре 1917г. в России Временного правительства. Его власть была легальна, но нелегитимна. Власть, которая пренебрегает требованиям легитимности, недолговечна. Талейран говорил: «При управлении государством можно опираться на штыки, но сидеть на них нельзя».
Т.о. легитимность явление политическое, а легальность – юридическое.
В политологии принято выделять различные типы легитимности. Наиболее яркой является типология, предложенная М.Вебером в работе «Политика как признание и профессия». В ней выделяет три типа: традиционную, харизматическую и легальную легитимность.
Традиционная легитимность основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Если в обществе, в котором преобладает данный тип легитимности, задать вопрос: «Почему власть принадлежит данной группе лиц?» Ответом будет то, что так было всегда. Такой тип власти был характерен для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Китай), для средневековой Европы. Существует она и в современных политических системах. М.Вебер даже считал, что полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования.Харизматическая легитимность основывается на авторитете личности лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость), которым обладает лидер, по сути это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Цезарь, Александр Македонский Ленин, Сталин, Гитлер). Харизматический авторитет не связан нормами и правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию». В качестве примера можно привести тот факт, что по воспоминаниям очевидцев, Гитлер всегда, даже в критической обстановке, оставался полон оптимизма, веря, что он мессия, которого послал Бог, чтобы спасти Германию, поэтому победа всегда будет за ним. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной или легальной легитимностью, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Харизматический способ легитимации власти часто используется в периоды революционных перемен, каких-либо общественных потрясений, когда новая власть для признания населением уже не может опереться на авторитет традиций или демократических механизмов. В этом случае сознательно в обществе культивируется величина личности самого вождя.
Легальная легитимность или рационально - правовой тип легитимности власти основывается на признании добровольно установленных норм, регулирующих отношение управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. Этот тип легитимности характерен для современных демократических государств. Данные типы легитимности власти не существую в «чистом виде». В конкретных условиях каждой страны эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.