Национальные процессы и национальная политика в Казахстане
Национальные отношения в советском обществе долгое время представлялись областью сплошной гармонии интересов. Но жизнь показывала совершенно иное. В девяностые годы прошлого века народы бывшего СССР столкнулись с фактами такой межнациональной разобщенности и конфликтов, что наши прежние представления лопнули, как мыльные пузыри. Выясняется, что нужны колоссальные усилия, чтобы восстановить прежние добрососедство, дружбу и сотрудничество народов.
Анализируя прошлое, осмысливая нашу историю, нельзя не отметить, что упрощенно-методологические искажения принципиальных основ национальной политики, игнорирование национальных интересов и потребностей, массовые репрессии, в особенности, переселения целых народов из мест их традиционного жительства в другие республики и регионы, и деформации принесли народам многонационального государства немало страданий и потерь.
Их не избежал и казахский народ. Более того, для казахского народа все это обернулось национальной трагедией. Предварительный анализ, проведенный обществоведами, историками и демографами, показывает, что казахский этнос подвергся жесточайшему геноциду и понес тяжелейшие потери. По некоторым данным, казахский народ потерял 2 миллиона 200 тысяч человек, т.е. около 40 процентов всего своего состава.
В тоталитарном государстве, каким со временем стал Союз ССР, допускалось систематическое нарушение баланса интересов различных народов. Основы будущих межнациональных противоречий и конфликтов заложены были в исторически неравномерном и извращенном развитии народов в силу сложившихся различных экономических, политических, территориальных, культурных, духовных, географических, миграционных условий. Командно-административная система и диктат искалечили экономический потенциал, социальное развитие и духовную жизнь республики. Результат - однобокий, сырьевой характер и не сориентированная на нужды населения экономика, неразумное хозяйствование и беззаботное расточительство природных ресурсов, острые проблемы, связанные с ходом миграционных и демографических процессов, нерешенность социальных проблем, огромные потери в развитии национальных языков и культур. Все это болезненно отражалось в национальном сознании, порождало и накапливало чувство обиды и возмущения.
Национальные отношения всегда переплетаются с разнообразными социально-экономическими, историческими, политическими и другими факторами. Перспективная национальная политика - это политика, основанная на глубочайшем познании сути национального вопроса, на подлинном гуманизме, важнейших общечеловеческих принципах и нравственных нормах.
В условиях такого полиэтнического государства как Республика Казахстан во главу угла в сфере национальных отношений поставлено межнациональное согласие, обеспечение жизненно важных интересов всех национальностей. Именно такое свободное развитие всех народов способно устранить несправедливости, влить новую энергию в экономическую, политическую, духовную жизнь, открыть действительный простор их национальному самовыражению. И оно может наращивать, приумножать их интернациональное единство, упрочить межнациональное согласие, мир и общественно-политическую стабильность, которые имеют место в республике. Задача состоит в том, чтобы привести в действие политические, экономические, социальные и духовные рычаги, от которых зависит сохранение и упрочение национального равноправия и согласия, сотрудничество и сближение людей разных национальностей на принципах гуманизма и демократии.
Национальная справедливость несовместима с той порочной практикой, когда для представителей одних наций создаются в жизни льготные условия, привилегии, а для других, наоборот, строятся всевозможные препятствия в культуре, традиции, языке и т.д. В этом плане важно проведение на практике такой политики, которая в полном объеме учитывала бы существующие социально-территориальные и прочие различия, связанные с далеко неодинаковыми условиями жизни и труда населения городов и сел разных районов Казахстана.
Осуществление национальной справедливости и равноправия происходит успешнее при условиях строжайшего соблюдения традиции проявлять уважительное отношение, особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается национально-этнического фактора, интересов представителей всех национальностей. Это находит свое отражение в новой Конституции Республики Казахстан - в документе, выражающем жизненно важные интересы всего народа республики, всех ее национальностей. Человек, его права, свобода и законные интересы выдвигаются на передний план. В ней „... запрещаются любые формы дискриминации граждан".
Важно подчеркнуть, что в Республике Казахстан государственный курс направлен на осуществление на деле полного равенства и свободы всех людей, живущих в ней, независимо от расы, национальной принадлежности и языка. В нем и надежная гарантия от таких проявлений как националистическая узость, местничество, национализм и шовинизм.
Национальная политика нашего государства исходит из того, что Республика Казахстан в мировом сообществе - это независимое, суверенное и демократическое государство. Суверенитет независимого Казахстана, как провозглашает Конституция, не ограничен и распространяется на всю его территорию. Национальная государственность и ее территория тесно связаны друг с другом. Они выступают важнейшей характеристикой народа. Так, Республика Казахстан является формой государственности самоопределившейся казахской нации, прошедшей длительные, сложные и многообразные этапы исторического развития.
Жизнь этнических общностей протекает в определенной территории, природно-географической среде. Этнос и его государственность не могут существовать без определенной территории, без нее они рано или поздно исчезнут. С этнической территорией - определенным жизненным природно - географическим пространством - неразрывно связано историческое, социально-экономическое, духовное и национальное становление бытия народа, его государственности, продвижение по пути социально-экономического, исторического прогресса. Этнически казахский народ с древности органически тесно связан с той территорией, которую занимал веками и занимает сегодня. Становление этнической территории казахского народа является историей многовековой труднейшей борьбы. В результате ее народ сумел не только сохранить свою целостность, но и создать в XV веке независимое казахское ханство в пределах территории нашей республики.
Готовя этот вопрос следует иметь в виду, что в условиях царской России Казахстан был лишен своей национальной государственности и территориально искусственно раздроблен на ряд генерал-губернаторств. Казахская земля насильственно отбиралась и передавалась переселенцам. Таким образом, именно при царизме был приостановлен многовековой процесс образования централизованной казахской государственности на исконной ее территории. Этому в известной мере содействовали некоторые недальновидные казахские ханы.
С образованием Казахской Автономной Республики в октябре 1920 года и дальнейшим преобразованием ее в Союзную республику стало возможным восстановить целостность казахских земель в национальном масштабе и, тем самым, была преодолена территориальная разобщенность. Общность национальной территории казахского народа впервые была восстановлена на огромной территории с общей площадью 2756 тысяч квадратных километров.
Национальная, этническая территория казахов в силу обстоятельств - исторических, политических, социальных - издавна принимала представителей многих народов. Огромные миграционные потоки захлестнули Казахстан в период освоения целинных земель. В результате, население стало наиболее многонациональным в ряду республик бывшего Союза. Так, в начале 1992 года в Казахстане проживало 17 миллионов человек. Из них: казахов - более 7 миллионов человек - 42 процента; русских - 6257 тысяч - 37 процентов; украинцев - 890 тысяч - 7,4 процента; немцев - 780 тысяч - 5.2 процента; узбеков - более 356 тысяч - 2,1 процента; татар - 337 тысяч - 2 процента.
Естественная миграция населения происходит и сегодня. Казахстанская земля стала жизненной средой и достоянием не только коренного казахского этноса, но и всех населяющих ныне ее национальностей. В этом смысле казахстанская земля для всех - и казахов, и русских, и украинцев, и немцев и других - одинаково дорога. Она - и родной край, и земля наших предков, и общая наша Родина.
В политике по укреплению государственного суверенитета и целостности национальной территории Республики Казахстан важны следующие направления:
1. Создать все условия для обеспечения действительного, а не мнимого суверенитета Казахстана как самостоятельного государства, закреплять его независимость в экономическом, социальном, правовом и прочих отношениях.
2. Обеспечить достойное место и авторитет Республики Казахстан как истинно суверенного, демократического и правового государства в мировом сообществе, в ряду развитых стран,
3. Обеспечить сохранение и укрепление территориальной целостности Казахстана, оградить от посягательства и притязания на нее.
4. Обеспечить научно обоснованный подход к административно - территориальным образованиям и районированию в пределах республики, преодолевать последствия имперской политики по отношению к государственности казахов, колониального деления и грабежа богатств Казахстана, восстанавливать справедливость, вернув районам, местностям собственные, исторические, традиционные названия.
5. Разработать и проводить в жизнь взвешенную программу по миграционным процессам, регулировать отток и приток населения, продуманно решать проблемы, связанные с многонациональностью и мононациональностью отдельных регионов, городов и районов, предприятий и коллективов.
6. Разработать комплексную программу и вести работу по оздоровлению экологического состояния Казахстана в целом, отдельных регионов в частности, поставив во главу угла принципиально новый подход к использованию его территории, природно-климатических условий и восстановления нарушенного экологического равновесия.
Национальная политика государства Республики Казахстан предполагает возрождение культуры, традиций, религии народов, проживающих здесь, в первую очередь, коренного этноса - казахов, не ущемляя при этом чьи бы то ни были национальные интересы.
Человеческое существование немыслимо без определенной системы общения, в первую очередь, языкового. Без языка нет национальной общности. Следует отметить, что язык - неповторимый феномен и неисчерпаемая сокровищница мировой культуры; он воплощает в себе уровень исторического, социально-экономического, этнического развития своего носителя. Примером служит казахский литературный язык, ставший в ходе исторического развития одним из самобытных, богатых и научно разработанных языков современности. Он показал миру свои неисчерпаемые возможности, и он достиг высоких вершин в образном художественном воплощении мысли.
Важно подчеркнуть, что русский язык открыл народам, объединенным в СССР, широкий доступ к духовным богатствам других наций, мировой цивилизации. К моменту распада СССР среди казахов, свободно владеющих русским языком как вторым, было 52,3%.
К сожалению, при «русификаторской» политике КПСС подрастающая роль русского языка как языка межнационального общения обернулась ущемлением национальных языков, сужением или подменой их общественных функций. Так обстояло дело в Казахстане. В результате недальновидной языковой политики казахский язык практически перестал быть полноправным языком на исторической родине казахов, катастрофически снизилась потребность в использовании его в различных сферах жизни. Анализируя причины вытеснения казахского языка из жизни его носителей, академик АН Республики Казахстан А. Кайдаров подчеркнул отсутствие важнейших условий для его нормального развития и функционирования: среды общения, востребованности, государственной поддержки и пр. В результате стала усиливаться тенденция снижения престижа казахского языка, особенно среди лиц коренной национальности. А это обернулось резким падением заинтересованности в обучении детей на родном языке, „отказом" от него определенной части коренного населения, особенно в крупных городах. Выросло целое поколение русскоязычных молодых людей, по существу, не владеющих или слабо знающих родной язык, не читающих на нем, следовательно, оторванных от национальных корней, многовековой истории своего народа. Таким образом, возникли и накопились тревожные явления и проблемы, не преодолеть или не решить которых уже никак нельзя. Возникла необходимость возрождения и развития казахского языка, активного применения его во всех сферах жизни. Признаком цивилизованности во всем мире является признание статуса как государственного и изучение языка народа, именем которого названо государство, проживающими на его территории гражданами других национальностей, в первую очередь, детьми и молодежью. Решению этой проблемы должен был способствовать известный Закон о языках в Казахской ССР, который должен создать благоприятные условия для развития всех языков в республике.
Вопрос о статусе языков в Казахстане в нынешнем его положении - многонациональности и сложившейся языковой ситуации - оказался чрезвычайно острым. Он выявил разные принципиальные позиции и стал предметом острой дискуссии. Серьезные аргументы против утверждения статуса казахского языка как единого, государственного, приводят исследователи, которые считают, что „... унификация жизненной среды на основе монокультуры, моноязыка ограничивает возможности развития всего спектра национально-культурных ценностей, что не может не вызывать внутреннего протеста со стороны представителей других национальностей ".
Отвергая такого рода подходы, народный писатель Республики Казахстан Д.М.Снегин писал: „Нет, державным в Казахии должен быть казахский язык, и это естественно и справедливо не только коренной нации, но и для других народов живущих ...". Все же думается, что для беспокойства по поводу того, что статус одного языка как государственного влечет за собой ущемление прав представителей других национальностей, основания нет. Соблюдение равноправия народов во всем, особенно в области языка - это наша общая задача. Гарантия в этом плане содержится в Конституции Республики Казахстан, где записано: „Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственным языком или языком межнационального общения.
Языковая политика в Республике Казахстан на современном этапе носит комплексный характер, она направлена на обеспечение национального прогресса, доброжелательное взаимоотношение между населяющими его народами и быстрейшее приобщение к мировой цивилизации. Основными принципами ее являются.
1. Создание необходимых условий для развития казахского языка как языка государственного, усиливая и расширяя выполняемые им общественные функции. Важно обеспечить активное применение родного языка во всех сферах жизни.
2. Придание русскому языку статуса официального, отличающегося от государственного чуть менее строгим статусом.
Здесь следует обратить внимание на то, что внедрение этих двух принципов, с одной стороны, есть компромисс с казахами (сохранение в качестве государственного де-юре только казахского языка, с другой, - компромисс с русской общиной (придание русскому языку де-факто статуса государственного).
3. С распадом СССР завязываются новые отношения - экономические, политические, духовные и прочие - между народами и государствами с тюркским корнем этнического происхождения. Выясняется, что за годы Советской власти произошли огромные потери в плане близкого ознакомления и взаимообогащения историей, культурой, традицией и языком этих родственных народов. Сейчас возникла необходимость создания условий для прямого и непосредственного языкового общения путем взаимообогащения.
4. Создание условий для языков других национальностей помимо казахского и русского языков - украинскому, татарскому, немецкому, корейскому и пр. Необходимо проявлять особую заботу об их свободном развитии.
5. В бывшем Союзе возможность изучения и знания языков цивилизованных стран умышленно ограничивалась, не допускалось распространение их на его территории, особенно в национальных республиках. Ныне Казахстан, став суверенным государством, испытывает острую нужду в специалистах, свободно владеющих английским, французским, китайским, японским и другими языками. Естественно, языковая политика в республике должна быть нацелена на создание условий для изучения поистине мировых языков, на которых достигнуты огромные успехи современной цивилизации.
Кризис, охвативший все общество, наиболее очевиден в области культуры. Время ставит на повестку дня необходимость прорыва в духовном и нравственном обновлении, глубокого и всестороннего раскрытия творческого потенциала каждой национальной культуры, утверждения новых форм и ценностей, созвучных высоким требованиям нашего времени.
При этом, важно подчеркнуть, что в обществе утверждается принципиально новый политический подход, который исходит из признания самобытности национальных культур, их уникальной ценности. Национальная культура любого народа - продукт материальной и духовной деятельности, выработанный в длительной истории его развития. Она обогащается в историческом процессе взаимодействия культур за счет усвоения духовных ценностей, созданных другими народами. Самобытность национальной культуры состоит не в ее изначальной данности, патриархальности и древности, а в глубокой прогрессивности, подлинной народности, большой жизненности и неисчерпаемом творческом потенциале заложенных в ней свойств, ценностей. В них проявляются специфические черты материальной жизни, сознания и психологии народов, особенности их исторического развития, взаимоотношений с другими народами.
Опыт развития Республики Казахстан показывает, что переходный к качественно новой модели развития период среди других ключевых характеристик предполагает последовательное осуществление в жизнь действительного духовного равноправия народов, обеспечение каждому из них реальной возможности сохранить самостоятельность и самобытность своего языка, культуры, традиции. Следовательно, создание условий для сохранения и возрождения их национальных культур и культурно - исторических традиций - таково одно из конкретных направлений национальной концепции и политики государства в современных условиях. Тем более, догматические извращения и ошибки, допущенные в культурном строительстве на предыдущих этапах развития, привели к невосполнимым потерям национальных ценностей, незаслуженному умолчанию и забвению ряда лучших образцов культурного наследия, творений и традиций предыдущих поколений. В этой связи следует отметить, в Республике Казахстан, ставшей на путь независимого, демократического развития, происходит глубокое обновление духовной жизни. Оно вызвало у всех народов, в том числе и казахского, интерес к своей далекой и недавней истории, своей культуре и традициям, стремление по-новому осмыслить их и восполнить „белые пятна", стремление возвратить все лучшее в духовной жизни прошлого. Возрождаются сложившиеся в дореволюционном прошлом и необоснованно преданные забвению народные традиции, образцы народного творчества и многие другие культурные сокровища. Активно осваивается духовное богатство, созданное нашими предшественниками, в том числе творения запретных в недавнем прошлом выдающихся представителей казахской культуры начала XX века - Шакарима, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, Ж. Аймаутова, М. Дулатова и других.
Тем не менее, накопившихся и нерешенных проблем в деле освоения духовного наследия прошлого, сохранения, восстановления и использования бесценных памятников истории, культуры и религий и приобщения к ним широких народных масс, как показывает опыт, еще немало. Межнациональные отношения в Казахстане характеризуются как относительно сбалансированные. Действительно, благодаря взвешенной национальной политике удается удержать стабильность, не допустить роковых столкновений между народами. Жизнь достаточно убеждает в том, что сохранение и упрочение этой традиции будет иметь решающее значение для будущего прогресса народов Казахстана.
И еще на один момент следует обратить внимание при изучении данного вопроса. Дело в том, что духовное согласие, простое человеческое взаимопонимание невозможны без достаточно высокой культуры межнационального общения. Воспитание такой культуры у человека - это формирование таких высоких и устойчивых нравственных качеств и черт, которые определяют активную жизненную позицию и участие его в общественно-политической жизни общества. Она должна быть пронизана патриотизмом и гуманизмом, гордым чувством принадлежности к единой Родине, ответственностью в сохранении единства народов, межнационального мира и согласия. Особенно касается это нового поколения людей, которые в жизнь вступают в условиях новых реалий исторического развития. Опыт показывает, что процесс активного формирования межнационального согласия происходит в диалектическом единстве с воспитанием патриотического и интернационалистического сознания, подлинной, свободной от проявлений национальной ограниченности, кичливости, национализма и шовинизма, культуры межнационального общения. В этой связи следует подчеркнуть огромное теоретическое и практическое значение мысли Президента Н.А.Назарбаева, неоднократно высказываемой им: именно казахстанский государственный патриотизм может стать главной опорой возрождения республики, всех наций и народностей, населяющих ее.
Именно такой патриотизм может гарантировать нам возрастающее внимание к жизненно важным национальным интересам народов и одновременно защиту общечеловеческих ценностей, учет интеграционных тенденций, набиравших силу во всем мире. Важно, чтобы патриотизм и гуманизм воспринимались как осознанная собственная потребность, а не навязанные извне, со стороны. Гражданин Республики Казахстан должен проникнуться чувством гордости за свое государство, избравшее путь к жизни, достойной человека, должен ощущать чувство семьи единой, уважать как святыни флаг, герб, гимн республики, которые уже знает весь мир. Именно под этим принципиально новым углом зрения можно успешно отстаивать законные права всех национальностей, проживающих в Республике, воплощая на практике их полное равенство, глубокое уважение их национального достоинства, обеспечить возрождение и свободное развитие каждого из них, одновременно укрепляя у людей сознание и чувства своей принадлежности к общей многонациональной Родине. Необходимым условием для этого является создание на территории Казахстана высокоразвитой полиэтнической цивилизации, в которой возродится казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности.