C. Государственный суфизм и запрет религиозного инакомыслия
Суфийский ислам — ключевой элемент национальной идеологии. Кадыров позиционирует себя как эмир всех чеченцев в Российской Федерации, а ближайшие соратники продвигают его как человека, избранного Богом. По словам одного из них, «Аллах говорит нам, […]чтобы мы повиновались нашему главе [республики]. Если мы объединимся все вместе, вера и благо поселятся в нашем крае, и мы, повинуясь нашему главе, приблизимся к Аллаху»[97].
Семья Кадыровых, как и 75 % чеченцев, принадлежит к суфийскому братству чеченского религиозного философа Кунта-Хаджи Кишиева и кадирийскому тарикату[98], лидеров которого преследовали и при царизме, и при советской власти. Рамзан стал первым чеченским руководителем, который возвел доминирующий кадирийский суфизм в ранг государственной идеологии и насаждает ислам суфийского толка. Он лично разъясняет мусульманским лидерам и верующим, как толковать и применять религию, и много вкладывает в демонстрацию религиозности в республике[99]. Чеченские верующие наладили связи с суфиями Ближнего Востока, Северной Африки и Малайзии, по сообщениям, впервые более чем за 100 лет[100]. Исламские ученые часто приезжают в Грозный, а Рамзан привозит ценные реликвии, связанные с Пророком (в основном из ОАЭ, а также из Узбекистана и Великобритании)[101].
Кроме того, Рамзан финансирует ремонт и строительство мечетей в других северокавказских республиках, центральной части России и Сибири[102]. Фонд имени Ахмата Кадырова ежегодно оплачивает хадж нескольким сотням паломников из других южных регионов России, включая те, где мусульмане составляют меньшинство[103]. Многие связывают эту деятельность с притязаниями Рамзана на лидерство в российской умме (мусульманской общине)[104]. В январе 2015 года он вывел сотни тысяч людей на улицы Грозного в знак протеста против карикатур на Пророка в журнале «Шарли Эбдо» и выступил против попыток Запада сознательно разжигать «всемирный пожар религиозной и межнациональной вражды»[105].
Пожилые чеченцы, особенно те, кто помнит советский запрет на ислам, ценят усилия, направленные на продвижение традиционной чеченской религии и Чечни как центра российских мусульман. Однако части населения не нравится то, что суфизм поставлен на службу кадыровскому режиму, и эти люди считают поклонение чеченским святым, поддерживаемое Кадыровым, и его собственный культ личности противоречащими главному принципу ислама — единобожию. По этой причине часть молодежи примыкает к салафизму и, по словам экспертов, даже выходит на джихад[106].
В республике действует строгая религиозная политика: любое движение и идеология, отступающее от декларируемого «пути» Ахмат-Хаджи Кадырова, отвергается[107]. Рамзан сказал: «Если они не способны понять суть нашего истинного пути — и секунды не проживут в Чечне. [Они] опаснее тех гадов, что ходят по лесам»[108]. Фундаменталистский салафизм, пренебрежительно именуемый ваххабизмом, находится под запретом. Власти республики не раз открыто заявляли, особенно в чеченоязычных СМИ, что ваххабитам не место в Чечне и их нужно убивать:
«Пророк ясно и четко указал нам путь согласный с его хадисами, где он говорит, о том, что, это угодно Богу. Именно благодаря вере в этот путь мы и воевали. […] Я боролся с ваххабитами ради Аллаха… Вы сами знаете десятки случаев, как и где я их убивал… таких, как они, у нас в Чеченской республике быть не должно. Пророк предписал нам убивать таких, как они»[109].
В рамках этой идеологии власти ведут кампании против хиджабов, закрывающих подбородок, и ношения бороды без усов, что является внешней атрибутикой салафитов. Многие религиозные чеченцы ходят с бородой, и какое-то время Рамзан сам поощрял хиджабы, так что грань между разрешенным и запрещенным тонка и может произвольно толковаться силовыми структурами[110].
В декабре 2013 года — январе 2014 года, накануне сочинской Олимпиады поступали сообщения о массовых задержаниях мужчин «несоответствующего» вида, многих из которых доставляли в отделения полиции, держали по несколько часов, брили, а иногда, как утверждается, еще и избивали[111]. В общей сложности было проведено, в том числе Духовным управлением мусульман, свыше пяти тыс. «мероприятий», коснувшихся более 150 тыс. человек. Сотрудники МВД задержали 1021 человека в мечетях и медресе. С ними была проведена «воспитательная работа» в связи с их «ненормальным поведением, одеждой и прочими характеристиками […] которые не соответствуют нашей религии», — сказал один чиновник[112].По информации правозащитных организаций и родственников, некоторые из задержанных исчезли[113]. Кризисной группе неоднократно рассказывали, что в ряде случаев родственникам приказывали бить бородатого члена семьи на глазах у сотрудников силовых структур, но ни один из непосредственных пострадавших беседовать не согласился.
Близкий соратник Рамзана замминистра внутренних дел Апти Алаудинов публично инструктировал начальника РОВД, как обращаться с «ваххабитами»:
«Клянусь ниспосланным Кораном, если есть хоть малейшее сходство с ваххабитами, я лично взял это на себя […] я лично сказал косить. Кого можно посадить, сажай. Если есть возможность что-то подбросить, что-нибудь в карман, подбрасывай, делай, что хочешь, и убивай, кого хочешь. Правитель сказал это передать ему. Клянусь Аллахом, и я это поддерживаю»[114].
Аресты и кампании преследования фундаменталистов продолжаются[115]. И, тем не менее, по словам экспертов и жителей Чечни, салафизм продолжает существовать в подполье. По словам религиозного мусульманина, «у молодежи есть свое мнение. Большинство приспосабливается, но в глубине души они имеют четкое отношение к происходящему… [власти] не способны полностью задушить религиозные убеждения»[116]. Местная активистка рассказала: «Молодежь очень болезненно воспринимает посягательства на свои права. Они считают бороду неотъемлемой частью своей идентичности. Они озлобляются, а некоторые все чаще говорят, что им уже все равно, что произойдет, что они будут делать то, что хотят, и устали бояться». Поддерживающие Кадырова молодежные активисты, напротив, настаивают, что религиозные свободы соблюдаются: «Разрешено все, кроме ваххабизма […] потому что ваххабизм — это экстремизм. Вот евреи против Корана, но мы даже для них строим синагогу»[117].
Под запретом находится и хабашизм — другая ветвь суфизма, которая тоже прижилась в Чечне[118]. Шиизм считается сектой, и на сайте главной мечети имени Ахмат-Хаджи Кадырова разъясняется, что его последователи допускают множество опасных отступлений от истинного ислама[119]. Религиозным лидерам строго наказано бороться с «нетрадиционными» течениями. По словам собеседников Кризисной группы из разных частей республики, имамы непрерывно восхваляют Рамзана в мечетях.
В то же время Рамзан проводит политику принудительной исламизации и даже утверждал, что законы шариата выше законов РФ[120]. Он поощряет многоженство, запрещает употребление алкоголя и вводит строгий дресс-код для женщин в госучреждениях, школах и вузах.[121] Девочки с первого класса должны носить платки. Вооруженные бородатые мужчины регулярно проводят проверки нравственности в магазинах, кафе и ночных заведениях. В январе 2014 года Рамзан объявил, что каждый житель Чечни прочитает по 100 тыс. салаватов ко дню рождения Пророка. В госучреждениях были установлены электронные счетчики, и каждому служащему полагалось произносить по 500–600 салаватов в день[122]. Госучреждения ежедневно отчитывались об успехах, а Кадыров выразил удовлетворение результатом: «Наши люди в этом месяце 30 000 000 000 раз восславили Пророка»[123]. Аналогичные мероприятия проводились и в 2015 году.