Общая характеристика республик

ТЕМА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства (ФГ) —это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

— форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

— форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

— политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом:ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

— монархии (неограниченные и ограниченные);

— республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

— унитарные;

— федеративные;

— конфедеративные;

— имперские.

3. по политическому режиму:

— демократические;

— антидемократические(автократические — самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические(олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические — христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

— государства-нации;

— многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

— правовые государства;

— преступные государства.

Общая характеристика монархии

Монархия(гр. monarchia – единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

— свойственны позднему феодализму;

— полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

— наследственный порядок формирования верховной власти;

— воля монарха — один из источников права («Государство — это я», — формула государства короля Франции Людовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия — форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

— политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

— существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

— отсутствует какой бы то ни было дуализм;

— власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

— исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

— участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия —разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Общая характеристика республик

Республика(лат. res/publica — общественное дело) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament — говорить):

— руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

— в основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

— правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

— правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

— формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

— президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

— правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

— соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

— министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

— фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

— законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

— смешение признаков парламентской и президентской республик;

— участие президента и парламента в формировании правительства;

— подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

— симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

— партией используется мощь государства для своих целей;

— идеология партии — государственная идеология;

— отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

— подчинение законотворчества партийным догмам;

— имперское строение государства;

— тотальный контроль как метод управления обществом.

Наши рекомендации