Модели и методы подготовки управленческих решений

В теории принятия управленческих решений большое значение имеет моделирование, которое использоваться в 50-е годы ХХ века при количественном подходе.

Используются следующие модели:

1. физические модели, которые напоминают реальный объект, но имеют меньшие размеряя

2. аналоговые- объекты, которые имеют другую форму, но ведут себя аналогично оригиналу

3. математические, т.е. запись поведения объекта с помощью математических функций.

Методы подготовки управленческих решений делят на 2 группы в зависимости от формализации метода:

-неструктурированные

-структурированные

Структурированные имеют параллельную классификацию

1. по критерию многовариантности

- расчётно-аналитические

- оптимизационные

2. по характеру используемой информации

- детерминированные

- стохастические или вероятностные

Программно целевые методы или метод дерево целей: предполагает качественный анализ, построение иерархического дерева целей. Используется для структуризации проблемы и разработки целей стратегического и оперативного управления.

Эвристические методы: основаны на проведении логического анализа ситуации и использующий интуиции для определения наиболее перспективных путей её развития.

Экспертные методы: основаны на опросе специалистов по проблеме, которые позволяют прогнозировать ситуации и оценивать наиболее перспективные пути развития. Оценка производится с помощью анкет, очки переводят в количественную форму. Существует специальный математический аппарат экспертных методов, который позволяет оценить согласованность мнений экспертов, обосновать количество экспертов и их компетентность.

Маржинальный анализ: основан на существующей взаимосвязи между технико- экономическими показателями: объёмом продаж, прибылью и себестоимостью с её разделением постоянные и переменные расходы. В зависимости от искомого показателя с помощью этого метода можно принимать следующие управленческие решения:

1. определение точки безубыточности предприятия

2. определение критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода

3. определение критической цены реализации при заданном объёме продаж и уровне постоянных и переменных затрат

4. выбор вариантов изменения производственной мощности

5. оценка эффективности принятия дополнительного заказа

Линеной программирование:является детерминированным оптимизационным методом. Он позволяет рассчитать наилучший вариант распределения ресурсов в производстве, дающий максимальный эффект. Этот метод основан на построении математической модели, которая включает целевую функцию и систему ограничений. В качестве целевой функции выступает максимум прибыли, минимум затрат, максимум продаж…

Система ограничений строится по видам ресурсов, материальных, трудовых, финансовых и представляет собой не превышение фактического расхода над нормальным уровнем. Метод основан на целенаправленном переборе вариантов решений, который приближает их к оптимуму. С помощью этого метода решаются следующие задачи:

- укрупнённое планирование производства, т.е. составление графика производства при минимальных трудовых ресурсов и запасах

- планирование ассортимента продукции

- управление технологическими процессами, сведение к минимуму отходов

- задача регулирования запасов и их оптимальное сочетание на складе

- распределение персонала по рабочим местам, которое максимизирует производительность труда при существующих затратах

- определение оптимального местоположения нового предприятия, где оптимизируются затраты на транспортировку сырья и готовой продукции

Метод экстраполяции предполагает работу с динамич рядами, нахождение тренда, кот используется в прогнозировании при условии сохранения тенденции процесса.

КРА позволяет прогнозировать взаимосвязанные показатели.

МСА предполагает работу с многомерными объектами, к числу кот можно отнести фирму в целом или персонал. МРА основаны на КРА, при этом рассматриваются возможные кореляц зависимости между различными показателями и выявляются наиболее важные зависимости. Различают 4 метода МСА:

-факторный анализ, позволяет определить главные факторы, кот характериз многомерные объекты

-кластерный анализ, позволяет классифицировать объекты по двум или более признакам.

-метод дискриминантного анализа, исходная информация состоит в группировке многомерных объектов на две альтернативные группы. Метод позволяет выявить наиболее важный признак различия.

-Метод многомерного шкалирования, дает графическое изображение многомерных данных.

Имитационное моделирование- это создание моделей, учитыв большое количество переменных.

Эти модели позволяют выявить влияние одной переменной, при этом остальные переменные закрепляются на постоянном уровне.

Теория игр- метод оценки ситуации на рынке с учетом вероятного характера ее изменения. Она используется для прогнозирования поведения конкурентов на рынке.

Теория массового обслуживания, предполагает определение оптимального числа каналов обслуживания, при кот уменьшаются ожидания клиента и становятся минимальными затраты на предприятии.

Метод управления запасами позволяет определить такой объем запасов при котором затраты предприятия на содержание запасов снижается, а производство работает бесперебойно.

Наши рекомендации