Правовое регулирование рекламной деятельности
Федеральный закон от 13 марта 2006 г «О Рекламе» (с изменениями от 18 декабря 2006 г.)
Целями настоящего закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Настоящий закон не распространяется на:
- политическую рекламу;
- справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти и иных государственных органов;
- вывески и указатели, не содержащие рекламные сведения;
- объявления физических и юридических лиц, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- и т.п.
Статья 5 содержит общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной признается реклама, которая:
1. содержит некорректные сравнения товара с другими;
2. порочит честь, достоинство и деловую репутацию;
3. представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом другого товара, товарного знака…
4. является актом недобросовестной конкуренции.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1. о преимуществах рекламируемого товара перед другими;
2. о любых характеристиках товара, стоимости, месте происхождения, об ассортименте…
3. о правах на использование государственных символов;
4. о рекомендациях физических или юридических лиц;
5. о результатах исследований и испытаний;
6. и т.д.
Реклама не должна:
1. побуждать к совершению противоправных действий;
2. призывать к насилию или жестокости;
3. иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать дорожному движению;
4. формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся данным товаром.
В рекламе не допускается:
1. использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2. указание на то, что объект одобряется органами государственной власти;
3. демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
4. использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением рекламы медицинских услуг и средств гигиены;
5. указание на лечебные свойства, за исключением лекарственных средств;
В рекламе не допускается использование бранных слов и непристойных и оскорбительных образов, сравнений, выражений, в том числе в отношении расы, пола, языка, профессии и т.п.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации или вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Не допускается использование скрытой рекламы.
Не допускается реклама в учебниках.
Статья 6 предусматривает защиту несовершеннолетних в рекламе. В этих целях не допускается:
1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв к ним доверия;
2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они побудили родителей приобрести данный товар;
3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любим уровнем достатка;
4. формирование6 комплекса неполноценности;
5. показ несовершеннолетних в опасной ситуации;
6. и т.п.
Статья 7 не допускается реклама:
1. товаров, производство или реализация которых запрещены;
2. наркотических средств и психотропных веществ;
3. взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4. органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5. товаров, подлежащих обязательной сертификации и государственной регистрации, лицензии, в случае отсутствия таковой;