Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных форм | Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения | Часы |
1. | Разбор конкретных ситуаций | Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения. Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос. Пример: Модуль 1. Семинар №2«Преступления, посягающие на здоровье человека» Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 5 минут: определить критерии разграничения причинения тяжкого вреда здоровью личности, повлекшего смерть потерпевшего и убийства, а также причинения смерти по неосторожности. Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ. | |
2. | Использование информационных ресурсов и баз данных | 1. База данных тестовых заданий по ППЛ для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201,202. 2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия Ауд.201,202. 3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по ППЛ. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий Ауд.307, 201. Пример 1. Модуль 1. Тема №1 «Преступления, посягающие на жизнь человека» Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции 2. Формулировка проблемного задания 3. Схема состава простого убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ). 4. Схема квалифицированных составов убийств (ч. 2 ст. 105 УК РФ). 5. Схема привилегированных составов убийств (ст.ст. 106-108 УК РФ). База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах 4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий. | |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: МГУ, МГЮА, СПГУ. | |
4. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Решение ситуативных задач (казусов), смысл которых заключается в разрешении конкретной юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта. Пример 1. Семинарское занятие Тема № 4 «Преступления против свободы личности» Вопрос 2 «Ответственность за похищение человека» Фабула: Литвинов и Уваров вступили между собой в преступный сговор на завладение трехкомнатной квартирой, принадлежащей на праве личной собственности Блинову. Во исполнение своего умысла Уваров и Литвинов несколько раз с угрозами требовали от Блинова уступить им право на продажу своей квартиры, а самому переехать в квартиру меньшей площадью. Поскольку Блинов от этого отказывался, 7 ноября 2003 г. около 8 часов утра Уваров и Литвинов на двух машинах приехали за Блиновым, посадили в машину и отвезли его к дому, в котором предполагали его удерживать. При этом, Литвинов на ночь приковал Блинова наручниками. 8 ноября 2003 г. Блинову удалось убежать и обратиться в органы милиции. Литвинов и Уваров осуждены по пп. «а», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ, по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ и по пп. «а», «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к лишению свободы. Квалифицируйте содеянное Литвиновым и Уваровым. | |
5. | Творческие задания | Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Пример 1. Семинар № 2 «Преступления посягающие на здоровье человека» Задание: Выявите, по каким признакам соотносится истязание с пытками. |
Средства обучения