Государственное устройство Российской Федерации
По форме государственного устройства существующие государства подразделяются на две группы: унитарные (единые) государства и федеративные государства. В федеративных государствах отдельные субъекты, из которых состоит такое государство (земли, штаты, республики и т.д.), обладают собственным законодательством, органами государственной власти, предметами ведения, по которым субъекты принимают решения либо по согласованию с общими правилами, установленными федеральной властью, либо независимо от федеральных властей.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством.
Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Край, область, город федерального значения – образованы по территориальному принципу; республика, автономная область, автономный округ – по национальному признаку.
Федеративное устройство России базируется на принципах государственной целостности и единстве системы государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправия самоопределения народов в РФ; равноправия субъектов РФ.
Государственная целостность. Россия является субъектом международного права, она имеет общую, единую территорию, осуществляет, являясь суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В РФ единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств.
Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему государственной власти. Она проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию, верховенстве Конституции РФ и федеральных законов. Субъекты РФ пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти, в рамках предоставленных им полномочий. Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Важная гарантия единства системы государственной власти состоит в том, что Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Конституция РФ определяет вопросы, относящиеся 1) к ведению РФ, 2) к совместному ведению РФ и субъектов, 3) к ведению субъектов РФ (по остаточному принципу) (ст.ст. 71-73).
1) – по этим вопросам принимаются федеральные законы, федеральные конституционные законы. 2) – принимаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают свои законы и иные нормативные акты. 3) – по остальным вопросам (вне пределов полномочий РФ и совместного ведения) регулирование осуществляется нормативными актами субъектов РФ.
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданными в РФ, действует федеральный закон. Однако если противоречие касается вопросов, находящихся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения (вопрос относится к предмету ведения субъекта РФ), то действует нормативный акт субъекта РФ.
Субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.