Теория ситуационных факторов

В основе школы окружения лежат принципы ситуационной теории, возникновение которой было связано с неудовлетворенностью утверждениями классической тео­рии менеджмента о существовании «единственного способа» управления ор­ганизацией. По мнению ситуационных теоретиков, «все относительно»: метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости контек­ста, степени внешней враждебности и пр.

Такой подход соответствует рассуждениям на уровне здравого смысла: специ­фика поведения организации определяется особенностями ситуации. К примеру, обычные булочные в США функционируют отлично от аналогичных магазинов во Франции. Но этот подход предъявляет более жесткие требования к сиртема-тическому изучению внешней среды, определяет необходимость идентификации «ответственных» за организационные различия измерений окружения. Г. Минц-берг подразделяет эти измерения на четыре группы:

1. Стабильность. Окружение организации варьируется от стабильного до ди­намического: с одной стороны, резчик по дереву десятилетиями создает одни и те же скульптуры из сосны, спрос на которые не уменьшается, с другой — команда детективов никогда не знает, каким будет следующее дело. Динамику окруже­нию придают разнообразные факторы, включая нестабильное руководство...; неожиданные изменения спроса или предложений со стороны конкурента...; спрос на творчество или новизну со стороны клиентов...; стремительную смену технологий или базы знаний (как в сфере производства электроники); даже не­возможность сделать точный прогноз погоды в сельском хозяйстве или для теат­ральных постановок на открытых площадках... Серьезные проблемы вызывают изменения, происходящие неожиданно, для которых нет заранее известных ре­шений...

Школа внешней среды 239

? 2. Комплексность. Окружение организации варьируется от простого до сложно­го, от окружения производителя картонных коробок..., т, е. простого продукта, до внешней среды космического агентства, использующего для выполнения исключи­тельно сложных задач передовые знания из множества Научных областей... Окру­жение является сложным в той степени, в какой организации приходится исполь­зовать сложные знания о продуктах, потребителях или о чем бы то ни было. Однако оно становится простым, когда используемые знания рационализируются, т. е. рас­падаются на легко осваиваемые компоненты... Так, если говорить о продукте, то автомобильные компании сталкиваются с относительно простым окружением, по­скольку ими накоплен огромный объем знаний о машинах, которые они произво­дят. (Отметим, что сложное окружение может быть достаточно стабильным, как например А бухгалтерской работе, в то время как динамическое — оставаться про­стым (ставки на скачках). В гл. 11 мы расскажем о формах организации, соответ­ствующих всем четырем возможным условиям.)

3. Разнообразие рынки. Рынки организации варьируются от интегрированныхдо
диверсифицированных, от рынка железного рудника, поставляющего единственный
продукт одному металлургическому заводу, до рынков национальной торговой ко­
миссии, которая продвигает по всему миру все произведенные в стране промыш­
ленные товары...

4. Враждебность. Наконец, окружение организации варьируется от очень щед­
рого ftp враждебного: с одной стороны, знаменитые хирурги имеют возможность
выбирать пациентов, с другой — строительные фирмы участвуют в конкурсах на
подряды, не говоря уже об окружении армии в условиях ведения войны. На сте­
пень враждебности влияет конкуренция, взаимоотношения организации с проф­
союзами, государством и другими внешними группами, а также доступность ре­
сурсов... (Mintzberg, 1979: 268-269)

Ситуационная теория описывает возможные реакции организации — главным образом структурные, а также стратегические — на перечисленные выше внешние факторы (cu.'.Pugh et al., 1963-1964, 1968, 1969). Например, внесший значитель­ный вклад в развитие школы конфигурации Дэнни Миллер выдвинул следующие предположения:

• «... предприниматели, которые предпочитают рисковать,... обычно... действуют в
динамическом окружении».

• «...стратегии будут более разносторонними и многоаспектными в таком окруже­
нии, которое ставит перед организациями много трудных задач, открывает множество
возможностей» (Miller, 1979; 302,304).

. гНо Д. Миллер сделал также собственное дополнение к теории ситуационных факторов. В совместной работе с К. Дроджем и Ж-М.Тулузом он утверждает, что контекст, определяемый как «окружающие организацию проблемы и ресурсы, как экономические, так и человеческие», имеет разные последствия, характер кото­рых зависит от удобного высшему руководству способа создания стратегии.

Таким образом, в пределах любого контекста руководители делают выбор из ряда жизнеспособных стратегий и способов их создания, принимая не только адекватные внешней среде, но и отражающие их собственные побуждения, пристрастия и воз-



Глава 10

можности. Но, выбирая из набора подходящих и удобных стратегических и процессу­альных альтернатив, руководители могут обнаружить, что диапазон пригодных для их поддержания и осуществления структур ограничен. Разные стратегии требуют нали­чия особых структур и различных подходов к построению стратегии (Miller, Droge, Toulouse, 1988:545).

Мы не даем здесь всестороннего обзора уроков ситуационной теории приме­нительно к стратегическому управлению только потому, что сделаем это в послед­ней, итоговой главе. Там же мы определим условия, при которых находят приме­нение предлагаемые каждой из десяти школ подходы.

Экология популяции

Наиболее яркое выражение школа внешней среды нашла в работах исследовате­лей, исповедующих так называемый экологический популяционный подход. Если теоретики ситуационных факторов допускают адаптацию, то экологи популяции в лице М. Ханнана и Дж. Фримана, авторов популярной «Популяционной эколо­гии организаций», «сомневаются, что основные характеристики мира организа­ций являются результатом обучения или адаптации» (Наппап and Freeman, 1977: 957; см. также: Наппап and Freeman, 1984).

В таком случае как следует понимать наблюдаемые в организациях измене­ния? Экологи утверждают, что большинство из них носит поверхностный харак­тер. Базовая структура и характер организации закрепляются вскоре после ее по­явления на свет, и последующее функционирование делает ее более жесткой н менее способной к принятию действительно стратегических решений. Имеются в виду безвозвратные издержки в форме инвестиций организации в предприятие, оборудование и квалифицированный персонал; ограничение информации, изуча­емой принимающими рещения лицами, возникновение политических сил внутри организации (например, группировок, сопротивляющихся изменениям). Кроме того, имеют место увеличивающее инертность внешнее давление, включая право­вые и финансовые барьеры на пути проникновения на рынок и ухода с него, огра­ничения доступа и возможностей приобретения внешней информации, установ­ленные формы законности, обусловливающие сопротивление изменениям (такие, как попытки университета избавиться от базовых учебных курсов), и проблемы коллективной рациональности (организации приписывают друг другу определен­ные модели поведения).

В своей теории экологи используют широко известную модель «отклонение (изменение)—отбор—закрепление», но несколько иную, чем та, о которой мы гово­рили в связи со шкодой обучения. В данном случае процесс происходит на уровне популяции, когда люди воспринимают организацию так же, как биологи — плодо­вую мушку, дистанцируясь от нее, с позиций коллективного поведения. Объясняя изменения, они указывают на взаимодействия между почти случайными иннова­циями отдельных организаций и борьбой за существование на уровне популяции.

Определяемое инновационным процессом рождение отдельной организации вносит изменения в популяцию. Инновации наделяют организацию преимуще­ством, но ее выживание зависит от способности приобрести достаточный запас

Щкола внешней среды 241

ресурсов. Однако в каждой подсистеме внешней среды объем ресурсов является конечной величиной или, пользуясь термином экологов популяции, заимствован­ным ими из биологии, «существует фиксированная потенциальная емкость эко­логической системы».

Как правило, потенциальная емкость новой стремительно развивающейся от­расли достаточна для «жизнедеятельности» большинства существующих в ней организаций. Но по мере их роста и появления конкурентов емкость отрасли мо­жет быть превышена. Начинается борьба за ресурсы, из которой выбывают наи­менее приспособленные компании. Конечно, это конкуренция, но она трактуется иначе, чем, к примеру, в школе позиционирования, поскольку в данном случае организации соревнуются не непосредственно друг с другом. Критерии выжива­ния устанавливает исключительно внешняя среда, и те, кто им не соответствуют, вынуждены «оставить сцену».

Приверженцы экологии популяции воздерживаются от рассмотрения стратегии в качестве процесса непрерывной адаптации, но они не отрицают роли стратегии. У организаций, считают М. Ханнан и Дж. Фриман, всегда есть выбор, пусть даже случайный: кто-то стремится как можно глубже изучить свое окружение, тем самым увеличивая жизнеспособность, кто-то направляет ресурсы в резерв на случай не­предвиденных обстоятельств (Наппап and Freeman, 1977). Вновь обращаясь к биоло­гическим популяциям, авторы называют первый подход «специализацией», а вто­рой — «генерализацией». В первом особое значение придается эффективности, во втором — гибкости. Будущее организации зависит от того, какие объем и структуру ресурсов она выберет для сохранения в качестве избыточного потенциала. Обычно решения на этот счет принимаются скоротечно, а пересмотреть их очень трудно. По мере развития ситуации организации продолжают борьбу или выбывают из нее — в зависимости от объема резервов и умения правильно ими распоряжаться.

В последовавших за работами М. Ханнана и Дж. Фримана исследованиях эко­логи популяции изучали причины увеличения или уменьшения шансов организа­ции на выживание. Следуя все той же метафоре отбора, характеристики организа­ции часто рассматриваются с отрицательной стороны, ее «издержек». К примеру, «издержки малости» указывают на то, что крупные организации лучше обеспечены ресурсами, а небольшие — чаще терпят неудачу; «издержки новизны» означают, что новые для данной отрасли фирмы чаще уходят с арены, чем фирмы-старожилы; «издержки старения» состоят в том, что по мере взросления первоначальное превосходство организации становится источником ее инертности; наконец, «из­держки юности» указывают на опасность перехода между периодами становления и зрелости. Рождение организации сопровождается новаторскими идеями и пред­принимательской энергией, зрелость характеризуется значительными ресурсами и властью. Организация может выдохнуться еще на первом этапе, так и не достигнув второго.

КОМУ ТРЕБУЕТСЯ АДАПТАЦИЯ?

Многочисленные критики популяционной экологии организации обращают внима­ние на очевидные проблемы. «В связи с чем возникают эти отклонения в популя­ции?» — спрашивает А. Ван де Вен ( Van de Yen, 1979:324), имея в виду роль пред-



Глава t©

принимателей и изобретателей, в то время как У. Эстли отмечает, что внешняя среда бывает очень открытой, принимая любые навязываемые ей изменения (Astley, 1985).

Возражения критиков заключаются в следующем: организации — не мушки-дрозофилы, а решения не являются генетически запрограммированными. Похо­же, экологи популяции смотрят на мир не через тот конец телескопа. Близкое им кажется далеким,'поэтому детали расплываются в аморфные пятна.

Поговорим о проблеме изменения. Приводя свои аргументы, экологи обраща­ются к длительным временным горизонтам. Поясняя аргумент, что «даже самые большие и сильные организации не могут успешно функционировать достаточно долгое время», М. Ханнан и Дж. Фриман считают необходимым обратиться к вре­менам Американской революции! Оказалось, что к моменту проведенного ими исследования выжить удалось только двум десяткам из существовавших на мо­мент обретения США независимости фирм (семь из них стали подразделениями других компаний). Авторы считают, что, «вероятно, экологию популяций круп­нейших и влиятельных организаций необходимо изучать в продолжительной пер­спективе» (Наппап andFreeman, 1977:960). Но не на протяжении же 200 лет?!

Более того, очень часто прекращение существования организаций связано с аг­рессивными стратегическими действиями конкурентов, а не некими именуемыми внешней средой абстракциями. Ведь сегодня даже биологи не видят ничего стран­ного в дискуссиях о способности видов к приспособлению не в результате есте­ственного отбора, а по причине внутренних изменений. Поводом к такого рода де­батам послужила модель «периодически нарушаемого равновесия» Стивена Джея Гоулда, согласно которой изменение слишком скоротечно, по крайней мере с пози­ции экологии, что не согласуется с дарвиновской теорией естественного отбора. «Геологические данные со всей очевидностью свидетельствуют как о катаклизмах, так и о постепенных изменениях», иными словами, о «полностью подготовленном ... неожиданном явлении» (Gould, 1980:180,187).

По словам С. Гоулда, «в вымирании нет ничего постыдного»: «динозавры гос­подствовали на земле 100 миллионов лет, а вид, чья жизнь измеряется всего лишь десятками,тысяч лет, клеймит динозавров как символ неудачи!» Автор приходит" к выводу, что жизнь — это «история замысловатых отклонений и блужданий, с преходящими, временно уцелевшими элементами, приспосабли­вающимися к изменению своего локального окружения...» (Gould, 1982: 12). В том же духе (возвращаясь к сфере управления, но помня и об экологии) У. Эстли разделяет индивидуальную и общественную адаптацию, причем первая является не только генетической, но и соматической. Это означает, что «отдель­ный организм [может столкнуться] с локальными отклонениями в его ок­ружении», иногда даже временными (Astley, 1984:530) — так же, как организации в процессе создания стратегии.

Стирание различий

Наши рекомендации