Учебники и учебные пособия 6 страница

Саломаткин А. Конституция Российской Федерации и правовое регулирование административно-территориального устройства России / Право и жизнь. –– 1994. –– № 5.

Саломаткин А. Административно территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). –– М., 1995.

Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы:
В 3 кн. / Сост. В.А.Кряжков. –– М., 1994, 1999, 2005.

Степанов В. В зеркале переписи // Северные просторы. –– 2004/2005.

Умнова И.А. Современная российская модель разделения власти между Федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). –– М., 1996.

Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. –– 1994. –– № 8-9.

Учредительное Собрание России. 1918. Стенограмма и другие документы. –– М., 1991.

Федеративное устройство: реализация конституции Российской Федерации / Отв. ред. Н.В. Постовой. –– М., 1995.

Филиппов Н.К. Конституционное право республик – субъектов Российской Федерации. –– Чебоксары, 2000.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. –– М., 2003.

Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации-Перспективы правового регулирования // Право и экономика. –– 2003. –– № 3.

Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отноше­ний между Российской Федерацией и ее субъектами. –– СПб., 2004.

Чиркин В.Е. Предметы ведения федерации и ее субъектов. Разгра­ничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. –– 2002.
–– № 5.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. –– М., 1997.

Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. –– М., 1999.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъекта // Государство и право.
–– 1995. –– № 3.

Тема 12.Органы государственной власти в России

1. Понятие и сущность власти. Государственная власть.

1. Понятие, признаки органов государственной власти.

2. Виды органов государственной власти в России.

3. Конституционные принципы деятельности органов государственной власти.

Методические рекомендации

Студентам необходимо понять, что орган государства это звено государственного аппарата, и не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти. Для отнесения органа к числу государственных он должен обладать рядом признаков. Студенты должны перечислить данные признаки.

Во втором вопросе студенты должны уметь классифицировать органы государственной власти по различным основаниям. В качестве основных рекомендуется выделить следующие: по уровню деятельности, по характеру выполняемых задач, по срокам полномочий, в зависимости от правовой основы образования. При раскрытии такого основания для классификации как по характеру выполняемых задач, необходимо особое внимание обратить на то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов единую систему исполнительной власти. Органы законодательной власти в отличие от органов исполнительной власти единой системы не образуют. Кроме того, в рамках данной классификации возможно выявить еще одну группу – органы контрольной власти.

В последнем вопросе студенты должны дать определение понятию конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти. Студентам необходимо уяснить и охарактеризовать данные принципы.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 31 де­кабря 2005 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15 фев­раля 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

Литература

Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. –– 1997. –– № 7.

Автономов А.С. Избирательная власть. –– М., 2002.

Безуглов А.А. Суверенитет советского народа. –– М., 1975.

Ведяхин В.М., Ведяхина К.В. Демократизм как принцип российского права // Вестник Волжского ун-та им. В.Н.Татищева. Сер. «Юриспруденция». – Вып. 19. – Тольятти, 2002.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: Предпосылки, особенности, структура. –– М., 2002.

Григорян Л.А. Народовластие в СССР. –– М., 1972.

Громов Н.А., Цыбулевская О.И. Общеправовой принцип законности и проблема его реализации // Вестник ВуиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 10.
–– Тольятти, 2000.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. –– 1994. –– № 7.

Ефимов В.И. Власть в России. –– М., 1996.

Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма: Конститу­ционные вопросы / Под ред. И.Е.Фарбера. –– Саратов, 1979.

Ким А.И. Общественная власть как разновидность социальной вла­сти // Проблемы советского государства и права. –– Иркутск, 1975. Вып. 8.

Краснов М.А. Ответственность власти: (Государство в открытом обществе). –– М., 1997.

Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации / Под ред. Б.С.Эбзеева. –– М., 2003.

Степанов И.М. Советская государственная власть. –– М., 1970.

Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть // Советское государство и право. –– 1988. –– № 1.

Чиркин В.Е. О публичной власти: (Постановка проблемы) // Государство и право. –– 2003. –– № 10.

Чеботарев Г.Н. Разделение властей в государственном уст­ройстве России. –– Тюмень, 1998.

Тема 13.Президент Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок избрания Президента Российской Федерации.

3. Компетенция Президента Российской Федерации.

4. Процедура досрочного прекращения полномочий Президентом Российской Федерации.

5. Правовой статус полномочных представителей Президента в федеральных округах.

6. Акты Президента Российской Федерации.

Методические рекомендации

Студентам необходимо уяснить, что в настоящее время глава государства имеет более высокий статус по сравнению с предшествующим, поскольку раньше Президент определялся как высшее должностное лицо государства. Рассматривая конституционно-правовой статус студенту необходимо исходить из того, что Президент не относится ни к одной из ветвей власти и находится над ними, обеспечивая взаимодействие и согласованное функционирование всех ветвей власти.

Во втором вопросе студенты должны уяснить требования к кандидатам на пост Президента Российской Федерации, процедуру его избрания.

В вопросе о компетенции Президента Российской Федерации целесообразно разделить полномочия Президента Российской Федерации на несколько групп: как главы государства, на полномочия в законодательной и исполнительной сфере.

В последнем вопросе наряду с прекращением полномочий в связи с истечением срока, на который был избран Президент, студенты должны перечислить основания досрочного прекращения полномочий. Особое внимание следует уделить процедуре отрешения Президента от должности.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7 марта 2005 г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1- ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 7 марта 2005 г.) «О безопасности» // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 21 ию­ля 2005 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. № 319 (ред. от 6 мая 2000 г.) «О штандарте (флаге) Президента Российской Феде­рации» // САПП. 1994. № 8. Ст. 587.

Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1185 (ред. от 26 ноября 2001 г.) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №7. Ст. 697.

Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 117 (ред. от 28 июня 2005 г.) «Вопросы Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 532.

Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 169 (ред. от 28 июня 2005 г.) «О полномочных представителях Пре­зидента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 674.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1791 (ред. от 28 июня 2005 г.) «Об обеспечении деятельности пол­номочного представителя Президента Российской Федерации в Консти­туционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 118.

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 (ред. от 21 марта 2005 г.) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 (ред. 28 июня 2005 г.) «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.

Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // СЗ РФ. 2003. № 48. Ст. 4657.

Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 (ред. от 22 февраля 2005 г.) «Об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188.

Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 (ред. от 1 августа 2005 г.) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 792 полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» // 2004. № 26. Ст. 2651.

Литература

Александров В.М., Семенов А.В. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации // Правоведение. –– 2002. –– № 3.

Граф И.В., Жаромских Д.Г. Указы Президента законодательного характера: Практика Российской Федерации и опыт конституционного регулирования в зарубежных странах // Конституции России 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всероссийской научно практической конференции. –– Тюмень, 2003.

Журавлев А.А., Султанов А.Ш. Сравнительный анализ правового статуса Президента Азербайджанской Республики и Российской Федерации. –– М., 1997.

Кайнов В.И. Конституционно-правовой статус Президента России. Теория и практика. –– СПб., 1999.

Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. –– М., 2004.

Лучин В.О., Данилов И.С. Государственный Совет Российской Федерации: Проблемы становления // Право и политика. –– 2001. –– № 4.

Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. –– М., 2000.

Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. –– 2001. –– № 9.

Манохин В.М. К вопросу о государственно-правовом статусе федерального округа // Вестник Саратовской государственной академии права.
–– 2002. –– № 1 (30).

Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ // Журнал российского права. –– 2003. –– № 8.

Некрасов С.И. Федеральные округа – новое звено в вертикали власти // Журнал российского права. –– 2001. –– № 11.

Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. –– М., 1996.

Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: Их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. –– 1997. –– № 2.

Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: научно практическое пособие. –– М., 1999.

Пчелинцев С.В. Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации: (Теоретические аспекты) // Журнал российского права.
–– 1998. –– № 4-5.

Рабло Т. Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах как элемент обеспечения законности правовых актов субъектов Российской Федерации // Право и жизнь. –– 2001. –– № 39.

Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. –– Саратов, 2000.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. –– М., 1994.

Черкасов К.В. Конституционно-правовой статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2003.

Тема 14.Федеральное Собрание Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Порядок формирования, полномочия и структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Порядок формирования, полномочия и структура Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.

Методические рекомендации

В процессе изучения темы необходимо понять, что Государственная Дума и Совет Федерации – палаты парламента, представляющие интересы народа и субъектов Федерации соответственно. Студенту необходимо уяснить основные парламентские функции и основные группы полномочий палат.

Во втором вопросе о порядке формирования, полномочиях и структуре Совета Федерации, студенты должны понять, что Совет Федерации – постоянно действующий орган, в котором постоянно происходит ротация. Особое внимание следует уделить структуре Совета Федерации, Совета палаты и их компетенции. Студенты должны запомнить, что корме основных функций, связанных с законодательной деятельностью, Совет Федерации обладает и некоторыми иными полномочиями.

По вопросу о порядке формирования, полномочиях и структуре Государственной Думы, студенты должны уяснить порядок избрания Государственной Думы пятого созыва, срок полномочий Государственной Думы. Особое внимание следует уделить структуре и образованиям, действующим в Государственной Думе в отличие от Совета Федерации. Студенты должны запомнить, что корме основных функций, связанных с законодательной деятельностью, Государственная Дума обладает иными полномочиями.

Рассматривая законодательный процесс, студенты должны уметь охарактеризовать основные стадии законодательного процесса, такие как право законодательной инициативы, рассмотрение законопроекта, принятие закона и его опубликование.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г. изм. от 21 июля 2005 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (ред. от 16 декабря 2004 г.) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

Федеральный закон от 8 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // С3 РФ. 2006. № 1. Ст. 7.

Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 169(ред. от 28 июня 2005 г.) «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 674.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 94 (ред. от 13 августа 2005 г.) «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 774.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 августа 1998 г. № 2636-II ГД «Об утверждении Положения о специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3104.

Литература

Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. –– М., 1999.

Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. –– 2006. –– № 6.

Бошно С.В. Влияние судебной практики на законотворчество // Государство и право. –– 2004. –– № 8.

Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. –– СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003

Власенко Н.А. Основы законодательной техники. –– Иркутск, 1995.

Волкова С. В., Малышева Н. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники // Правоведение. –– 2006. –– № 2.

Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в РФ // Журнал российского права. –– 2004. –– № 6.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. –– М., 1995.

Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. Р.Ф.Васильев. –– М., 2000э

Законотворчество в Российской Федерации / Отв. ред. А.С.Пиголкин.
–– М., 2000.

Керимов Д.А. Законодательная техника. –– М.: Норма-Инфра-М, 1998.

Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. –– М., 1965.

Конституционный строй. Вопросы парламентского права. –– М., 1995. Вып. 2.

Конфликт закона и правовая реформа (материалы «круглого стола») // Государство и право. –– 1997. –– № 12.

Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. –– М., 2004.

Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. –– М., 1998.

Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. –– М., 1999.

Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. –– М., 1998.

Любимов А.П. Парламентское право России. –– М., 2002.

Миронов С.М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права. –– 2003. –– № 1.

Нашиц А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. –– М., 1974.

Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. –– Ростов-н/Д., 2000.

Очерки парламентского права: зарубежный опыт / Под ред. Б.Н.Топорнина. –– М., 1993.

Парламентское право России / Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. –– М., 2003.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. –– М., 1996.

Проблемы законотворчества Российской Федерации –– М., 1993.

Проблемы парламентского права России / Под ред. Л.Иванова. –– М., 1996.

Рождественский А.А. Одна или две палаты. –– М., 1917.

Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка (Очерк новейшей истории представительной власти в России). –– М., 1994.

Селезнев Г.Н. Вся власть – закону! (Законодательство и традиции указного права в России). –– М., 1997.

Соколов К.Н. Парламентаризм: опыт правовой теории парламентского строя. –– М., 1912.

Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: очерк-эссе. –– М., 1996.

Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. –– М., 2004.

Тема 15.Правительство Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти в России.

2. Виды и структура органов исполнительной власти.

3. Компетенция Правительства Российской Федерации.

Методические рекомендации

При подготовке к теме семинарского занятия следует уяснить, что исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти. Студенты должны понять основное назначение органов исполнительной власти, их основные функции. Необходимо особое внимание обратить на особенности органов исполнительной власти, отличающих их от других видов органов государственной власти.

Во втором вопросе студенты должны уметь классифицировать органы исполнительной власти по уровню, характеру компетенции, организационно-правовым формам, формы управления и привести конкретные примеры. Также необходимо уделить внимание составу Правительства Российской Федерации, назначению и освобождению Председателя Правительства РФ от должности, ограничениям статуса члена Правительства Российской Федерации. Отдельно следует рассмотреть Президиум Правительства и его назначение.

В третьем вопросе должны уяснить конституционные принципы деятельности, компетенцию Правительства Российской Федерации и его Председателя, уметь охарактеризовать организационную самостоятельность Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

Федеральный закон от 5 марта 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 15 апре-2006 г.) «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 15. 1269.

Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1185 (ред. от 26 ноября 2001 г.) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697.

Указ Президента Российской Федераций от 9 марта 2004 Г. № 314 (ред. от 23 декабря 2005 г., с изм. от 27 марта 2006 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11. Ст. 945.

Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 (ред. от 11 мая 2006 г.) «Вопросы структуры федеральных органов ис­полнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 (ред. от 29 декабря 2005 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ап­реля 2000 г. № 347 (ред. от 20 августа 2004 г.) «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г.
№ 452 «О типовом регламенте внутренней организации федераль­ных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 фев­раля 2000 г. № 94 (ред. от 13 августа 2005 г.) «О полномочных представи­телях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Соб­рания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 774.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ян­варя 2005 г. № 30 (ред. от 11 ноября 2005 г.) «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ап­реля 2006 г. № 237 «О правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 2006. № 18. Ст. 2004.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158 (ред. от 7 мая 2006 г.) «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1450.

Литература

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. –– 1997. –– № 3.

Исполнительная власть Российской Федерации / Под ред. А.Ф.Ноздрачева и Ю.А.Тихомирова. –– М., 1996.

Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А.Тихомиров. –– М., 2000.

История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю.Хаманева. – М., 2003.

Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. –– М., 1973.

Смирнова А.А. Обеспечение законности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ // Правоведение. –– 2003. –– № 3.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. –– М., 1995.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. –– М., 2001.

Чепунов О.И. Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Конституционно-правовые аспекты. –– М., 1999.

Чепунов О.И. Исполнительная власть в Российской Федерации: Историко-правовой и институциональный анализ. –– М., 2001.

Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. –– М., 2004.

Тема 16.Конституционные основы судебной власти в России

1. Понятие и признаки судебной власти.

2. Судебная система Российской Федерации.

3. Конституционные принципы деятельности судебной власти в России.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на то, что обеспечение законности происходит особыми методами, присущими только судебной власти и в четко регламентированном порядке. Студенты должны уяснить признаки органов судебной власти.

Во втором вопросе необходимо дать определение судебной системы, пояснить каким образом обеспечивается единство судебной системы и охарактеризовать судебную систему Российской Федерации.

Изучая конституционные принципы деятельности судебной власти остановиться следует на таких основных принципах как законность, независимость судей и заседателей, несменяемость судей, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, участие граждан в отправлении правосудия.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
(ред. от 5 апреля 2005 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 4 июля 2003 г., с изм. от 25 марта 2004 г.) «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2005 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3170.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 5 апреля 2005 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ (ред. от 13 ап­реля 1998 г., с изм. от 23 июня 1999 г.) «О некоторых вопросах органи­зации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3305.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов».// СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работни­ков аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 144.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (ред. от 30 но­ября 2004 г.) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Россий­ской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финан­сировании судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

Наши рекомендации