Тибето-непальский конфликт. Результаты тибето-непальской войны 1788-1792 гг.

В 1769 г. гуркхи во главе с Притхви Нарайаном объеди­нили Непал, раздробленный до того на ряд княжеств. Непал был главным поставщиком риса, меди для культовой скульптуры и от­ливал серебряную монету, имевшую хождение в Тибете. Из Тибета {152} в Непал везли чай, соль, скот, шерсть, серебро и золото, которое не­пальцы выгодно перепродавали в Индию. В Лхасе сложилась по­стоянная колония непальских купцов. Торговля носила в основном меновый характер. Серебро для отливки монеты тибетцы переда­вали в Непал по весу и по весу же получали такое же количество монеты обратно. Постепенно непальцы стали добавлять в отливае­мую монету медь и тем самым обесценивать ее [Regmi,1961, р. 169]. Тибетцы попытались организовать выпуск собственной монеты в Демо (Конпо), но сделать это не удалось.

В 1775 г. гуркхи напали на Сикким. Тибетцы оказали помощь Сиккиму продовольствием. Гуркхи остались недовольны этим и стали искать повода для конфликта с Тибетом. Вскоре такой повод нашелся. После смерти в Пекине Панчен-ламы VI два его брата не поделили имущество, и один из них, Шамар-тулку, девятый вер­ховный лама школы Кармапа, бежал в Непал и попытался исполь­зовать недовольство гуркхов Тибетом в своих интересах. Гуркхи предоставили тибетцам новую партию высокопробной монеты и потребовали изъять из обращения в Тибете старую монету с при­месями. Эта акция должна была причинить убытки тибетским тор­говцам, денежное состояние которых обесценивалось, и принести доход Непалу, который выгодно продавал партию новой монеты. От тибетцев непальцы также потребовали поставлять в Непал бо­лее качественную соль. Кашаг предложил Непалу выпускать одно­временно обе монеты, и полноценную и неполноценную, а потом постепенно изъять из обращения старую монету. За качеством вво­зимой в Непал тибетской соли было предложено следить на погра­ничных таможенных пунктах специальным тибетским и непаль­ским инспекторам.

Гуркхи отвергли предложения Кашага и в мае 1788 г. двинулись на Тибет [ibid, р. 171]. Они заняли Ньянан, Роншар, Кьирон и Цзонка. Командующим тибетскими войсками был назначен колон Юток. Амбани немедленно сообщили в Пекин о нападении гурк­хов. Цянъ-лун направил в Тибет войска. Китайские и тибетские отряды вытеснили гуркхов из большинства оккупированных ими районов Тибета и встали на зимние квартиры в Шекаре. Несколько тибетских отрядов было послано на помощь Сиккиму, также под­вергшемуся нападению. Гуркхи были изгнаны из Сиккима, однако они все еще удерживали Цзонка и некоторые другие тибетские районы. Начались трехсторонние переговоры в Кьироне. Китайцы настояли на том, чтобы и Непал и Тибет отправили в Пекин мис­сии с благодарностью цинскому императору. Тибетцы были вынуждены {153} предоставить непальским подданным право экстеррито­риальности и соответственно разрешить пребывание непальских представителей в Шигацэ и Гьянцэ [ibid, р. 172]. Тибет обязался выплачивать Непалу ежегодную контрибуцию, а Непал согласился освободить захваченные им тибетские районы сразу же после полу­чения первой выплаты. Стороны договорились снизить стоимость старой неполноценной монеты. Тибетская соль не должна была впредь содержать какие-либо примеси, а стоимость соли и риса в будущем следовало определять по рыночным ценам. Еще одно неравноправное условие пришлось принять тибетской стороне: в соглашении записали, что тибетским торговцам отныне запре­щается посещать Непал, тогда как непальские торговцы могли сво­бодно приезжать в Тибет, и им предоставлялись гостиницы и топ­ливо по их выбору. Таким образом, соглашение в Кьироне носило явно неравноправный характер.

Тибетцы выплатили первый взнос контрибуции в 1789 г., и гуркхи ушли с тибетской территории. Но в дальнейшем тибетская сторона попыталась уменьшить, а затем и вовсе отменить выплату контрибуции. В 1791 г. гуркхи вновь вторглись в Тибет. Им удалось занять Шигацэ и Ташилунпо. Маньчжурские амбани предложили Далай-ламе и Панчен-ламе переехать в Кам в Чамдо. Но это сдела­но не было, так как в войсках гуркхов вспыхнула эпидемия, и их наступление остановилось.

Весной 1792 г. в Тибет прибыла 13-тысячная маньчжуро-китайская армия во главе с генералом Фу Кан-анем. Гуркхи ушли из Шигацэ. В битве у Кьирона они потерпели поражение, китайские и тибетские войска вступили в Непал. Вновь начались переговоры о мире. Непал согласился раз в пять лет посылать в Пекин посоль­ства с дарами императору. Непальцы должны были вернуть всех пленных и награбленное имущество. Шамар-тулку, не дожидаясь своей выдачи победителям, отравился. {154}

Часть II

Тибет в XIX в.

Наши рекомендации