Методические указания для студентов. Формы освоения учебного материала дисциплины традиционны и не имеют специфических особенностей по сравнению с другими учебными предметами.
Формы освоения учебного материала дисциплины традиционны и не имеют специфических особенностей по сравнению с другими учебными предметами.
Основными видами аудиторной работы студента, обучающегося по программе уровня бакалавриат, являются лекции и семинарские занятия. На лекцияхпреподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студентам следует внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для заметок при последующей самостоятельной работе. Изучение ряда тем завершаетсясеминарскими занятиями,которыепозволяютпреподавателям контролировать уровень подготовленности студентов; на них идет закрепление изучаемого материала; развиваются умения и навыки подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретается опыт устных публичных выступлений, ведения дискуссий.
Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам.
В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные (рекомендованные) темы рефератов и вопросы для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.
Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций с выступлениями студентов по отдельным вопросам государственно-правовой тематики. Основу докладов составляет содержание подготовленных студентами ранее рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Опыт показывает, что наибольшее затруднение при сдаче зачета вызывают темы 6, 11, 13, 14. Поэтому студентам нужно уделить особое внимание их изучению.
При осваивании дисциплины «История политических и правовых учений» очень важной является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Студенты не могут ограничиваться информацией, полученной в ходе лекций или семинаров. Необходимо закрепить и увеличить ее объем в результате индивидуальных занятий. Наибольший эффект при этом достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Ошибку совершают студенты, надеющиеся освоить весь материал только за время подготовки к зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, а знания – недолговечны.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей студенты должны ознакомиться на кафедре.
Самостоятельная работа включает изучение лекционного материала и рекомендованной тематической литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).
Самостоятельную подготовку следует начинать с изучения программы, содержащей основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Обязательно следует использовать рекомендации преподавателя, полученные в ходе занятий.
Необходимо переработать материал, используя конспект лекции и соответствующий раздел учебника, изучить первоисточники (или выдержки из них) – работы выдающихся мыслителей-философов, правоведов и политологов прошлого и современности. Полезно также составить их краткий конспект (оставляя поля в тексте для своих пометок).
Одним из видов самостоятельной работы является написание реферата – самостоятельной работы, обобщающей и анализирующей публикации по заданной теме, выражающую собственную позицию автора. Подготовка реферата – вид исследовательской деятельности, активирующий развитие творческого мышления. В основе лежит изучение и осмысление первоисточников, монографий, статей, возможно обобщение личных наблюдений.
Для студентов предусмотрено выполнение домашнего контрольного задания по темам раздела I, каждое рассчитано на четыре часа самостоятельной работы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ