Установление стандартов деятельности
Существует много способов установления стандартов деятельности. Наиболее популярными считаются:
• научный метод, который основан на современных научных подходах (исследование оптимального времени, анализа заданий и т. д.);
• экспериментаторский подход, сформированный на основе предыдущего опыта организации и менеджмента;
• авторитарный подход, зависящий от предпочтений и видения владельцев или топ-менеджмента;
• коллективный подход, созданный при активном и широком участии (представительстве) рабочих, команд и менеджмента.
Все эти подходы могут быть использованы для утверждения стандартов деятельности. Однако основным подходом является тот, который максимально учитывает особенности внешней среды, условий работы, специфики деятельности и персонала.
Утверждение стандартов предполагает:
• определение миссии организационных единиц, категорий работ, работников, которые должны способствовать
установлению стандартов;
• определение конечных результатов;
• определение промежуточных результатов и достижений по выполнению заданий, из которых состоит работа (что должно быть сделано для достижения окончательного результата);
• определение требований всех видов деятельности;
• выработка критериев измерения результатов для каждого вида деятельности на основе существующих требований;
• разработка стандартов для всех видов требований.
Методика разработки стандартов деятельности организацииоснована на прояснении требований ключевых факторов успеха.
Стандарты деятельности — это нормы, эталоны деятельности, которые принимаются как исходные для сопоставления с ними подобных видов деятельности.
Разработка ясных стандартов и последующее использование их для оценки качества работы позволяют совершенствовать результаты и повышать конкурентные преимущества организации
Прежде чем приступить к разработке собственных стандартов деятельности, следует внимательно изучить мировые и отечественные аналоги в области бизнеса, а также стандарты, которые используют конкурирующие организации.
Затем следует создать целевую группу; которая будет непосредственно заниматься разработкой стандартов.
Вовлечение менеджеров всех уровней и ключевых работников в разработку стандартов качества деятельности позволяет менеджменту прояснить способы достижения этих стандартов и оптимизации потенциала организации.
Данная методика включает индивидуальную работу членов целевой группы с инструментарием, затем последующие анализ и обсуждение результатов (табл. 1.7-1.11).
Для оценки эффективности деятельности менеджера разработаны стандарты управленческой деятельностии модели компетентности.Большинство западных подходов основаны на построении модели компетентности. Наиболее часто используются в практике менеджмента стандарты США и Великобритании.
Американская модель базируется на определении характеристик работы менеджера ишироко применяется не только компаниями США, но и транснациональными корпорациями. Стандарты Великобритании характеризуют другой подход к данной проблеме. Эта модель в большей степени фокусируется на деятельности, чем на личности менеджера. Британские стандарты определяют требования к менеджеру в терминах целец менеджмента (табл. 1.12).
Таблица 1.12
Основные различия подходов к оценке компетентности менеджера (на основе исследования Флетчера)
Критерии Великобритании | " Критерии США |
Стандарты деятельности в области индустрии Оценка рабочего места Должностные ожидания В основе—- последствия, исходный результат Современный уровень деятельности | Исследования лучших примеров Обучение и развитие Личностные характеристики В основе —продукт деятельности Образовательный процесс Спецификация деятельности определяется на основе исследований |
Утверждению стандартов управленческой деятельности также предшествует функциональный анализ, т. е. процесс идентификации управленческих функций, которые определяют успех организации. Эти функции, в свою очередь, детализируются по принципу «роль—функции—задания». Затем определяются требования к выполнению ролей, функций и заданий.
Примером может служить диагностический метод АУЭ, или анализ управленческой эффективности(англ. — Management Effectiveness Analysis) Гоусена и Махоуни. Этот метод выделяет 21 характеристику поведения менеджера, объединяя их в 6 блоков в соответствии с ключевыми управленческими функциями.
. 1. Функция оценки:
• традиционная;
• инновационная;
• техническая.
2. Функция принятия решений:
• директивных;
• консенсуальных;
• стратегических.
3. Функция реализации решений:
• тактических;
• структурирования;
• делегирования;
• коммуникации;
• управления командами;
• управления отдельными работниками.
4. Функция лидерства, состоящая из:
• фокусирования персонала
• обеспечения продуктивности;
• оптимального использования потенциала человеческих ресурсов;
• побуждения и активизации персонала;
• сдерживания деструктивного потенциала.
5. Сквозная функция, состоящая из:
• контроля;
• поддержания обратной связи.
6. Функция связи с общественностью:
• убеждения;
• сотрудничества.
Отметим, что в настоящее время менеджерам предлагается многообразие отечественных и зарубежных методик для измерения и оценки деятельности организации. Каждая из них имеет свои преимущества и ограничения, поэтому следует вдумчиво подходить к их выбору для практического использования в организации