Д е й с т в и е в т о р о е

Марта Давыдова

Моей маме, которая верит.

ЗАСТЫВШИЕ КРАСКИ

Детская история в двух действиях

Д Е Й С В Т У Ю Щ И Е Л И Ц А:

М а ш а – 9 лет.

Я р и к – 7 лет.

С е р е ж а – 6 лет.

В и т а л и к – 6 лет.

О л е г – 7 лет.

А р т е м- 7 лет.

В а н я – 4 года, брат Ярика

К а с с а н д р а. 5 лет

Д а м а – мать Кассандры.

Р а б о ч и е.

Д е д у ш к а Т о л я - дедушка Вани и Ярика

Л ю д м и л а . С т е ф а н о в н а

З и н а и д а П е т р о в на лавочные старушки

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а

Е л е н а – мама Маши

Н а т а л ь я - мать Ярика.

С о с е д М а ш и

С о с е д к а

О х р а н н и к

Б а б у ш к а С е р ё ж и

О к с а н а – мама Артема

Н и к и т а - друг детства Оксаны

Р у с л а н - Муж соседки

П р о х о ж и е

Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е.

Картина первая.

Старый дворик. Начало двухтысячных.

Сцена представляет пространство старого дворика, где сменилось не одно поколение жильцов, где каждую семью одолевают проблемы нового формата. Временное пространство будто шагает вперед, оставаясь прежним. Зрителю видны только окна трехэтажного дома. Где-то там в них горит свет, но каждый день неумолимо наступает утро летнего дня. Справа от зрителей расположен грузный дуб, на котором детям удобно сидеть, под ним есть самодельная лавочка. Слева от зрителей стоит натянутый тэн, так называемая «халабуда», где прячутся дети. Появление на сцене спорящих между собой мальчиков.

О л е г. Нет, я не пойду.

С е р г е й. Не пойдешь? Тогда все по честному должно быть.

Я р о с л а в. Давайте на цуефа.

В и т а л и к. Давайте.

Я р о с л а в: Камень, ножницы, бумага, цуефа.

Герои двигают кулаками вверх и вниз, после чего выстраивая фигуры.

О л е г: Ваня, не сбивай, Ярик, скажи ему, почему он хитрит?

Я р и к: Ваня, не хитри, понял, так не честно!

С е р е ж а: Еще раз. Камень, ножницы бумага, цуефа.

В и т а л и к: Ванька, ты проиграл, значит, ты идешь звать Машу.

Я р и к: Мы будем не далеко.

В а н я: А фто мне сказать?

С е р е ж а: Кому, Маше?

В а н я: Дя.

Я р и к. Спроси, выйдет она или нет.

В а н я (подумав). А вдруг выйдет ее мама?

О л е г. Спросишь то же самое.

В а н я. Хоросо.

О л е г. Ну, чего стоишь?

В и т а л и к. Иди, давай.

Ваня отправляется в подъезд дома, мальчики остаются, пристально вслушиваясь в происходящее. Раздается топот, потом два звонка, звук открываемой двери.

Е л е н а: Здравствуй, Ваня.

В а н я. А вы выйдете?

Я р и к. Вот тупица.

Е л е н а. Куда, на улицу?

В а н я. Дя.

Е л е н а. Нет, у меня дел много, может вечером.

Дверь закрывается. Ваня возвращается к друзьям.

В а н я. Она не выйдет.

Я р и к (отдает брату щелкан) Мы тебе как сказали сделать?

В а н я. Спросить, выйдет она на улицу или нет?

С е р е ж а. Кто выйдет?

В а н я. Маша.

Я р и к. А ты как спросил?

В а н я. Вы сами сказали, если откроет мама, спросить так же.

В и т а л и к. Иди еще раз.

Ваня вновь идет в подъезд, топот по лестнице. Звонок в один сигнал. Крик мужчины.

С о с е д. Да сколько можно, спать не даете.

На сцену выбегает Ваня, за ним сосед по квартире Маши, в руках у него скрученная газета, на ногах растянутые тапочки.

С о с е д: Еще раз увижу хоть за метр, руки вам откручу. Что за дети пошли. Вот помню, мать меня воспитывала, в ежовых рукавах меня держала, а сейчас….

Приговаривая, уходит в подъезд, размахивая рукой, в которой держит газету. Н сцене вновь появляются мальчики.

Се р е ж а. Почему он так на нас злиться?

О л е г. Что мы ему сделали? Подумаешь, один раз попали в него тютиной.

В а н я. Может он злиться потому сто, у него лысина станет скоро видна?

Х о р ом. Вааня!

Я р и к. Помолчал бы лучше.

О л е г. Может ей в окно покричать?

С е р е ж а. А что, идея!

Х о р о м. Маша, Маша, Маша.

М а ш а. Что?

С е р ё ж а. Выйдешь гулять?

М а ш а . Нет, я музыкой занимаюсь, завтра экзамен. Потом, когда буду на каникулах.

Я р и к. Если что, мы гуляем.

М а ш а. Хорошо.

С е р ё ж а. Вечно у нее дела какие-то находятся.

Я р и к. Пойдемте на лавочке посидим.

С е р ё ж а. О, у меня со вчерашнего дня семечки остались. Бабушка вчера себе под сериал много нажарила, я тихо взял горстку.

О л е г. И что теперь будем делать дальше?

Я р и к. Давайте мяч погоняем?

О л е г. У меня брат мяч на два дня забрал.

Я р и к. Может на велосипедах погоняем?

В и т а л и к. У меня шину спустило, папа пообещал сегодня накачать, но пока он с работы придет…

Вздыхают, продолжая лузгать семечки в тишине. На сцене, на заднем плане появляется Артем. На его лице надета маска льва и парик из полиэтиленовых пакетов. Он передвигается робко, будто боясь напугать своих друзей.

А р т е м (с грустью). Привет всем.

О л е г. В кого ты вырядился?

В и т а л и к. Мне кажется это лев.

Я р и к. Чего кислый такой?

А р т е м. Услышал, как мама сегодня по телефону разговаривала.

С е р е ж а. И что?

А р т е м. Сказала, что дебит с кредитом связать не может, а папа только и делает, что подает надежды.

В а н я. Я знаю, что такое дебит. У моего дедушки есть, он от него уколами лечится. Еще видел, как папа твой от тети Нади выходил.

Я р и к. Ваня. Вечно ты лезешь! (Дает подзатыльник)

А р т е м. А что такое кредит?

О л е г. Я часто слышал о нем, но не понимаю. (Пожимает плечами)

С е р е ж а. А при чем тут кредит и Надежды?

О л е г. Была бы Маша с нами, может и помогла нам в этом.

Я р и к. Долго она там будет по клавишам стучать.

С е р ё ж а. Так я не пойму, что тебя расстроило?

А р т е м. Мама на папу злиться очень, он закрылся в своей комнате и сидит, даже меня не пускает.

В и т а л и к. Надо мирить. Я готов.

А р т е м. Да, только бы узнать, что такое дебит и кредит.

В а н я. Пойдемте у деды спросим?

Я р и к. Нет, к нему сейчас нельзя, у него важная процедура, он политическую газету читает и вслух возмущается. Даже можно услышать.

Мальчики прислушиваются. Издалека, слышатся возмущения.

Д е д у ш к а Т о л я. Хм. Валюту они продают, да раньше за такую валюту срок давали.

Я р и к. Слышите. Так что пока нельзя к нему.

С е р ё ж а. Пока он там читает, можно родителей лишиться.

В и т а л и к. Может, давайте побегаем пока?

Яр и к. Виталик, ты дурак? Нам нужен план действий, но для начала нужно узнать проблему.

В и т а л и к. Мама сказала я не дурак, просто мой мозг (умолкает в задумчивости) как же она сказала, развивается поступательно.

Х о р о м. Хихикают.

О л е г. Вот ты нам вчера так и не сказал, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

В и т а л и к. Легко. Когда я стану большим, я буду дяденькой.

Я р и к. Ага. И будешь подавать Надежды как дядя Вася.

А р т ем. Не надо, у меня папа хороший. Только в комнате иногда закрывается. А вообще я вчера выучил стихотворение. Будущему актеру надо развивать память. Вот послушайте.

Что ты мне подаришь, лето?

Много солнечного света!

В небе раду – дугу!

И ромашки на лугу

Что еще подаришь мне?

Ключ, звенящий в тишине.

Сосны клены и дубы.

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы выйти на опушку,

Ты погромче крикни ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ

Нагадала много лет.

С е р ё ж а. Тем, может ты родителям стих расскажешь? Внимание к себе прицепишь?

А р т е м (машет рукой) Думаешь, я не пробовал? Они-то умнее нас.

Я р и к. Может все дело не в этом непонятном кредите? Может из них кто-то влюбился?

О л е г. Такое бывает, а вдруг так получится, что кредит останется в семье, а папа твой уйдет? (Пытается залезть на толстую ветку дерева, но рвет себе штаны. )

Раздаются резкие звуки фортепиано.

С е р ё ж а. Я ж говорю, никакой пользы от Машиного бренчания нет.

Шорохи, хлопки дверью машины. Дети ближе подходят к дереву. Олег прикрывает порванную часть штанов руками. Появляется мужчина в рабочей форме, за ним дама в кепке и в спортивном костюме.

Р а б о ч и й. Какая квартира вы говорите?

Д а м а. Сорок шестая, берите ключи (отдает ему связки ключей, поворачивается и кричит в другую сторону). Осторожно, там хрусталь, не разбейте. Что вы как сонные мухи, лишние часы я не собираюсь вам оплачивать! Кассандра, не урони Нэнси, у нее лапки испачкаются, я смотрю, тут двор не часто убирают.

На сцене появляется девочка с кошкой в руках. Артем выходит на первый план и смотрит на незнакомую девочку. Рабочие носят мебель, дама в кепке отслеживает процесс, потом замечает, что дочь отвлеклась на Артема.

Д а м а. Кассандра, ты почему мне не помогаешь? Почему ты уставилась на этого мальчика? Он еще заразит тебя глупостью. Мальчик, иди, иди куда шел.

А р т е м. А я никуда не шел, я в своем дворе.

Д а м а. М…понятно, видишь, какие они тут не воспитанные, гулять с ними я тебе не разрешу. Так и знай. И впусти кошку в дом, наконец. Уважаемый, уважаемый. Не поцарапайте ножки у дивана, их недавно реставрировали.

Кассандра медленным шагом, уходит в подъезд. Дама суетится, бегает, это действо остается на заднем плане.

О л е г. Нет, вы слышали? Кассандра!

А р т е м. А мне показалось, красиво, не у кого такого имя не слышал.

Кашель. На балкон второго этажа выходит дедушка Толя в спортивных штанах, белой майке, его отличают жгучие черные усы, не сочетающиеся с седой шевелюрой.

Д е д у ш к а Т о л я. Привет, братва, уже отчебучить что-то успели? Чего такой шум и гам?

В и т а л и к. Это опять кто-то новый заезжает.

Д е д у ш к а Толя. Все им неймется.

В а н я. Деда, а у тебя есть дебет?

Д е д у ш к а Толя. Не совсем, у меня диабет. А что?

В и т а л и к. Мама Артема не может дебит с кредитом свести

Д е д у ш к а Толя. О, кредиты дело сложное, если не получается свести еще и с дебетом, то надо замаливать.

Докурив, д. Толя уходит с балкона.

Я р и к. Я видел, как надо молиться.

О л е г. Молиться и замаливать, это наверно разные вещи.

Открывается окно на втором этаже, затем на первом, потом опять на втором.

Г о л о с 1. Сережа кушать.

Г о л о с 2. Олег домой.

Г о л о с 3. Ярик, Ваня, дети обедать.

Г о л о с 4. Артем читать.

С е р е ж а. Скоро увидимся.

О л е г. По рукам.

Мальчики жмут друг другу руки.

Я р и к. Виталик, а ты не идешь?

В и т а л и к (удивленно).Нет, у меня родителей дома нет, не кому звать, я пойду в халабуду посижу.

В а н я. Ярик, я тоже хочу.

Я р и к . Пойдем, пойдем, еще насидимся там сегодня.

Дети заходят в подъезд, Виталик идет играть с машинкой в натянутый тэн.

Картина вторая

Освещение усиливается, из разных сторон выходят две бабушки, одна из подъезда в руках у нее табурет. Остальные усаживаются на лавочку.

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а. Людмила Стефановна, а по телефону, голос был бодрый, а выглядите так себе.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Ох, Евдокия понервничала, давление подскочило, таблетку нынче жевала (поглаживает колено).

З и н а и д а П е т р о в н а. А что такое?

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Можно подумать вы ничего не слышали и не видели. Сегодня новые жильцы заехали, да поди многодетная семья, столько от них топоту сразу.

З и н а и д а П е т р о в н а. И чего это Мининым не жилось? И работа рядом и рынок под носом, и белье посушить двор в распоряжении.

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а. Да в каком распоряжении, скажешь то же. Оболтусы вечно загадят все своими чумазыми руками, не успеешь повестить.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Ой, и хорошо, что они съехали, я все никак не могла с Наташей договориться, она все время пропускала свои дни уборки на лестничной площадке. И так, говорить бесполезно, все мимо ушей. А вы видели, как она на выпускной к дочери своей нарядилась?

З и н а и д а П е т р о в н а. Видели! Позор, а вырез какой на спине, это же просто уму непостижимо!

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а. Тц-тц-тц в наше время такого не было, сколько себя в молодости вспоминаю. Все двигалось, в каждом человеке чувствовался лидер. А сейчас никто никуда не стремится, серая масса просто, ох, зла на них просто не хватает.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Вот, вот. Куда президент смотрит, одно где-нибудь катается. Нет бы, людям помогать, пенсионерам пенсии прибавлять. А к этому мэру вообще не попасть. Мне вон ветка по стеклу стучит, который год стучит, к дындрологу никак не могу записаться. Скоро дом завалится.

З и н а и д а П е т р о в н а. А мне вчера Валька звонила. Не здравствуйте, не до свидания. Говорит: Сколько у тебя по счетчику? Я ей отвечаю, двести киловатт. Думаете что? Бросила трубку и все. Безобразие.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Не могу сердце выскакивает, Маша эта бренчит на своем пианино, и днем и ночью. Никакая скорая не спасет. (держится за сердце) .

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а. А мужики к Ленке ходят?

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а: Не видела, успокоилась девка, видать некогда ей. К Вальке начал один захаживать. Молодуха. Вы слышали, ее ж Маша с детства не бабушкой а Валей называет, это где такое слыхано? Совсем нет уважения к старшим.

З и н а и д а П е т р о в н а. Сейчас вспоминаю, как все заезжали в этот район, в эти дома. Так было хорошо. Все делились хлебом да солью. Сейчас не интересно это все. Только мужики на уме.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Четыре семьи осталось с тех времен только, и то Валькиных не считая, они в семидесятых только приехали, да и чего ее считать, она даже с нами не гуляет. А Петровна, вон все болячки в себе ищет. Опять какой-то аппарат купила для спины.

З и н а и д а П е т р о в н а. Мне сегодня программку принесли, скоро новый сериал начинается.

Е в д о к и я А н а т о л ь е в н а. Как называется?

З и н а и д а П е т р о в н а. Всегда говори, говори, Мария.

Л ю д м и л а С т е фа н о в н а. (машет рукой) Я их уже не запоминаю. Все в один сливаются.

Зинаида Петровна потирает очки, Евдокия Петровна закрывает глаза, Людмила Стефановна, потирает колено. На сцене появляется Дама, только уже без кепки.

Д а м а. О, и здесь эти мраморные старушки. От одних уехали, к другим приехали. Как с ними детей растить.

На сцене появляется представительный мужчина, в деловом костюме, в руке у него портфель, вид его с первого взгляда опрятный. Присмотревшись ближе, вызывает отталкивающие эмоции. Прыщи на лице, перхоть на пиджаке, имеет привычку поправлять зализанные волосы.

М у ж ч и н а. Здравствуйте леди.

Д а м а. Здоровей видали. Чего нужно?

М у ж ч и н а. Позвольте полюбопытствовать, как вам зовут?

Д а м а. Вам зачем?

М у ж ч и н а. Хотел рассказать вам секрет счастливой жизни.

Д а м а. Я его уже знаю, вы лучше этим расскажите.

М у ж ч и н а. Спасибо за рекомендацию.

Мужчина отправляется в сторону бабушек. Осматривает их, улыбается, поправляет прическу.

М у ж ч и н а. Здравствуйте, красавицы.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Ой, чего же ты такой резкий, как сквозняк.

З и н а и д а П е т р о в н а. Оголтелый. Тебе чего надо?

М у ж ч и н а. Девицы красавицы, а вы знаете секрет счастья (улыбается во весь рот)

Л ю д м и л а С т е ф о н о в н а. Чего хотел то? Говори уже, расчирикался.

М у ж ч и н а. Дорогие мои, у вас есть уникальная возможность приобрести чудо – крем, от любых болей. Стоит только намазать, то участок, который доставляет вам неудобства и через пару минут боль как рукой снимет.

З и н а и д а П е т р о в н а. Ох, если правдой было. Уже вся планета здоровой была.

М у ж ч и н а. Как думаете, для такого крема дорого пятьсот рублей? Вы можете покупать и десять и двадцать кремов от разных болей. И не уложитесь и в тысячу.

Е в д о к и я С т е п а н о в н а. Знаешь, что иди ты в сорок пятую квартиру, там наша старушка любит лечиться.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Так, бабоньки, пойду домой. Спать хочу.

Бабульки расходятся.

М у ж ч и н а. Подождите, куда же вы? Я еще не все целебные свойства рассказал.

Мужчина устремляется следом за Людмилой Стефановной.

Д Е Й С Т В И Е В Т О Р О Е

Картина третья

Звуки проезжающей скорой помощи. Где-то неподалеку срабатывает сигнализация. Из подъезда выходит Ваня, в руках у него прозрачный полиэтиленовый пакет со сладостями, завязанный на тугой узел.

В а н я. Блин, не удёбноязить (разрывает пакет). Виталик, Виталик, я тебе конфет принес.

В и т а л и к (показывая голову из халабуды) М.м.м. от тебя так борщем пахнет. А я из овощей люблю только сок и мед.

Виталик запихивается конфетами и тянется еще за одной.

В а н я. Ещь, ещь у тебя есе есть. Я юблюсоколадки. Дявай от всех пятаться?

В и т а л и к. Давай тут прятаться, я боюсь выходить. Я слышал, что скорая помощь проезжала. Меня мама всегда пугает смертьсестрами.

В а н я. А меня врачами зубастыми (копается в пакете) О, смотри конхета как кондрантик. Ее бы конпонтиком запить.

Выходит Артем в костюме цыпленка, он садиться на лавочку, рассматривает книгу, лежавшую на лавочке, просматривает ее, убегает за кулису. Появляется Ярослав.

Я р и к . Ваня, куда ты подевался?

В а н я (Виталику) Тссс

Я р и к . Можно подумать я тебя не найду.

Детиу ходят из халабуды и начинают перемещаться, чтобы их не заметил Ярик. И перебежками бегут за дерево. Ярик заходит в халабуду.

Я р и к . Конфетки. Вкусные, интересно, чьи они?

Он начинает беспощадно поглощать конфеты. Из подъезда появляется Олег и Сережа.

Се р е ж а. У меня папа совсем не умеет футбол смотреть. У него лицо даже не меняется, как будто он бабушкин сериал смотрит.

О л е г. Мы с папой больше хоккей любим. Он обещал меня на каток сводить.

С е р е ж а. Так лето уже. Вы чего?

О л е г. Пока он разберётся со своими делами, зима настанет.

Ваня и Виталик подкрадываются к мальчикам и пугают их. Пугаются все. В том числе и Ярик, поглощающий конфеты. Олег от страха падет на пол и закрывает голову рукой.

С е р е ж а. Вы совсем дураки?

Я р и к (запрятав пакет с конфетами себе в карман, выходит из халабуды) Ваня будешь до завтра наказан.

В а н я. Ну и фто. Зато у меня есть игрушка, моя сабуляка. Я ее сейчас вынесу и буду играть.

Ваня убегает за игрушкой.

Я р и к . А где Артем?

В и т а л и к. Убежал в сторону магазина, да он сейчас в костюме цыпленка.

О л е г (отряхивая свои штаны) Я тоже переоделся. Правда, поругали меня, что я новые брюки порвал. Я не хотел, так получилось.

С е р е ж а. Хорошо бы он целым вернулся в этом костюме домой.

В и т а л и к. А что если он что-то задумал и побежал решать свои проблемы, ничего даже нам не рассказал. Вдруг его пацаны побьют, из соседнего двора. Они вчера к нам придирались, что мы дротики в их доску бросали.

О л е г. Надо его искать, скорее.

С е р е ж а. Да может его просто за хлебом послали.

В и т а л и к. За хлебом так не бегают.

С е р ё ж а. Давайте его подождем.

О л е г. И просто так сидеть его и ждать? Так не интересно.

На сцене появляется Кассандра в цветастом платье. Голова у нее постоянно опущена. Смотрит исподлобья.

К а с с а н д р а. Вы не видели мою маму?

Мальчики переглядываются между собой. Пожимают плечами.

С е р е ж а. Нет, не видели.

Кассандра достает из кармана карту мира, разворачивает ее. Мальчики перешёптываются между собой.

К а с с а н д р а. Покажите, где она? (грустным голосом)

О л е г. Вот здесь.

К а с с а н д р а. В Индии что - ли?

О л е г. Ты странная.

К а с с а н д р а. Мне это все говорят.

Из подъезда выходит Маша. Все ребята бегут к ней. Каждый из – них рассказывает свою историю. Стоит гул.

М а ш а . Стойте, стойте. По одному.

О л е г. У Артема родители разводятся.

С е р е ж а. Из за кредита, который тоже есть у дедушки Толи, и он лечит его уколами.

В и т а л и к. Еще он сказал его замаливать.

М а ш а . Что-то долго я музыкой занималась.

С е р е ж а. Еще нам нужен план.

М а ш а . Ничего не поняла, а это чья девочка.

К а с с а н д р а. Я Кассандра, я буду здесь жить. А ты не знаешь, куда пошла моя мама?

Я р и к. Так ты знаешь, что такое кредит?

М а ш а. Я по телевизору слышала, это когда деньги у банка берешь, а потом отдаешь, только две или три таких же суммы.

В и т а л и к. А мы думали, это человек.

С е р е ж а. Да ничего мы не думали. Мы ничего не знали.

На сцену выбегает Артем, с картонным юношей – рекламой. На юноше пестрит рекламный слога: « Банк наш – кредит ваш».

А р т е м (кричит) Я нашел, я вспомнил. Это из-за него мой папа закрылся в комнате. Надо с этим бандюком что-нибудь сделать. (показывает на рекламного юношу).

Я р и к . Где ты его откопал?

А р т е м. Возле магазина стоял. Я его и увел.

В и т а л и к. И тебе никто ничего не сказал?

А р т е м . Нет.

Выбегает взъерошенный Ваня.

В а н я . Вот, вот моя собачака. Ой, Какой дядя, у вас.

М а ш а. Я знаю. Представим, что это дух. И нам надо от него избавиться.

В и т а л и к. И тогда родители помирятся?

М а ш а. Думаю, что да. Только нам для этого кое-что понадобится.

Я р и к. Говори скорей.

М а ш а. Духи боятся громких звуков. Нам нужны кастрюли и ложки.

О л е г. Уже интересней.

К а с с а н д р а. Изгонять духов не просто.

О л е г. У нас получится.

В а н я. У нас мнёго кастюль, мама купива каши ловить.

В и т а л и к Мне негде взять, я не знаю, где у нас кастрюли.

М а ш а . Нам две хватит.

Я р и к. Мы принесем, Ваня пойдем.

М а ш а. Я принесу ложки

А р т е м. А мне что нести?

М а ш а. А вы придумайте, на чем нам сидеть.

С е р е ж а. Мы пеньки принесем из соседнего двора.

Картина четвертая

Начинается движение. Маша, Ярик и Ваня бегут в подъезд, остальные разбегаются по разным кулисам. Рекламный юноша стоит неподвижно. Выбегают с пеньками, и ставят их по кругу. Рекламного юношу ставят посередине. Из дома слышаться грохот посуды. Ругань родителей. Выходят с нужной посудой. Рассаживаются. Маша раздает ложки, Ярик кастрюли.

М а ш а. Ярик, Сережа и Олег и Кассандра будут стучать по кастрюлям. Ваня, ты будешь танцевать ритуальные танцы. Виталик и Артем, вы со мной будет произносить волшебные слова.

А р т е м. Ты думаешь это поможет?

М а ш а. Посмотрим.

В а н я. А собачаке сто делать?

Я р и к. Ваня, да помолчи ты!

М а ш а. Дя начала будем мычать. Поехали.

Все начинают мычать. Ваня танцует с игрушкой. Ярик, Сережа и Олег в так стучат по кастрюлям.

М а ш а. Все кредиты погашаем и богам мы обещаем, мыть посуду каждый день, чистить зубы через день. И мести метлою двор. Короли другого мира, погасите все кредиты, и заботы мирных дней принесете в дом Артема. Хей –гаой- хой – ей-ей. Тумба – юмга, зец эй дей.

Все начинают ходить вокруг картонного юноши. И производить странные танцы. На сцене появляется охранник магазина, подкрадывается, он хватает Артема и Виталика за уши. Жильцы открывают окна, наблюдают за происходящим.

О х р а н н и к. Что ж вы творите, воришки.

К а с с а н д р а. Мы не воришки. (Обиженно)

В и т а л и к. Мы духов выгоняем.

О х р а н н и к. Сейчас я вас так выгоню, родителям не поздоровится, куда они смотрят.

Крики соседей усиливаются. Из кулисы выбегает Дама. Из подъезда выходят родители Ярика, мама Артема, бабушка Сережи.

Н а т а л ь я. Что здесь происходит?

Д а м а. Кассандра, ты почему не дома. Я запретила тебе выходить, тем более играть с этими мальчиками.

О к с а н а. Это еще чем вам наши мальчики не угодили?

О х р а н н и к. Воришки потому что они у вас.

Б а б у ш к а С е р е ж и. Кто это тебе позволил, на детей наговаривать.

Д а м а. Кассандра, а ну марш домой.

К а с с а н д р а (уворачивается) Не пойду.

О х р а н н и к. Они украли нашу рекламу возле магазина. Вот этот странный мальчик (показывает на Артема)

Д а м а. Какие родители, такие и дети.

М а ш а . Мы духов изгоняли.

Из окна высовывается Людмила Стефановна.

Л ю д ми л а С т е ф а н о в н а. Они еще и колдуны к тому же? Я на вас в суд подам. Кто позволил делать это в общественном месте?

А р т е м. Мы хотели маму с папой помирить. У них дебит с кредитом не сходится.

С е р е ж а. Вот мы пытались убрать кредит.

Л ю дм и л а С т е ф а но в н а. Кастрюлями?

В и т а л и к. Нам дедушка Толя сказал замаливать, вот мы и уговаривали духов.

О к с а н а. Артем. Еще раз объясни, зачем вы украли рекламу?

А р те м. Мама, я хотел, чтобы папа из комнаты вышел, чтобы вы помирились, и стали со мной дружить. Хочу, чтобы у тебя ресницы хлопали, как у бабочки, когда ты меня целуешь. И чтобы нам не мешал никакой кредит и дебит. Я так вас люблю.

Пауза. Оксана плачет, обнимая сына, все внимательно за ними наблюдают.

Л ю д м и л а С т е ф а но в н а. От, до чего детей доводят, до воровства. А потом почему в России больше всего бед, мозги людям менять надо, мозги.

О х р а н н и к (растеряно) Так я могу забирать рекламу?

В а н я. Дя, собачака тебе разрешает.

Охранник берет за руку рекламного юношу и уводит.

Д а м а. Не успели заехать, уже приключения. Пошли домой, Кассандра.

Б а б у ш к а С е р ё ж и. Серёжа, живо домой!

С е р е ж а. А можно мальчики со мной пойдут, мы тихо играть будем.

Б а б у ш к а С е р ё ж и . Хорошо.

Картина пятая

Все расходятся, Людмила Стефановна захлопывает окно. На сцене остается Оксана, она садится на лавочку, Артем обнимает ее.

О к с а н а. Сынок, можешь пойти домой переодеться.

А р т е м. Я домой конечно пойду, но я еще не вжился в образ.

О к с а н а. Мне кажется тебе достаточно, пойди лучше выучи новый стих.

А р т е м. А какой?

О к с а н а. Я тебе хотела завтра подарить, но можешь ее взять сегодня. Книга Агнии Барто, выбери любой стих, который тебе понравится.

А р т е м. А можно я его вечером вам с папой расскажу? А какой костюм мне одеть к стихотворению, которое я выучу.

О к с а н а. Иди, пофантазируй, я тебе разрешаю.

А р т е м (целует маму) Ура, ура.

Оксана остается одна, садится на лавочку, плачет. За ней наблюдает Никита, подходит ближе, улыбается.

Н и к и т а. Оксан, ты что плачешь?

Оксана вскакивает с лавочки, вытирает слезы.

О к с а н а. Никита, ты? Как ты здесь оказался, я думала ты в другом городе.

Никита подходит ближе, смотрит ей прямо в глаза, Оксана опускает голову. Никита обнимает ее.

Н и к и т а. Да, я переехал в другой город. Я жениться собрался.

О к с а н а. Поздравляю!

Н и к и т а. Я сам себя поздравляю.

О к с а н а. Так какими ты судьбами здесь?

Н и к и т а. Я решил вспомнить все напоследок. Побывать в тех местах, где раньше жил.

О к с а н а. Не боишься, что какие-то воспоминания, иллюзии разрушаться? Ведь все мы выросли давно, все изменилось, даже двор этот.

Н и к и т а. Ты ошибаешься, все по-прежнему. Все как тогда, будто время застыло.

О к с а н а. Так говоришь, будто и мы остались прежними.

Н и к и т а. Возможно, хотя ты изменилась, уже не та веселая девочка, неужели так семейная жизнь повлияла?

Оксана молчит, садиться опять на лавочку.

О к с а н а. Отвечу твоими словами: «Возможно». Знаешь, когда у тебя появятся дети, старайся не допускать ошибок.

Н и к и т а. На ошибках учатся.

О к с а н а. Но только не на детских. Извини, Никит, мне пора.

Н и к и т а. Подожди, мы ведь так и не пообщались. Как там Боря?

О к с а н а. Все еще подает надежды (целует Никиту в щеку). Прощай, будь счастлив.

Н и к и т а. Да, дела, (поворачивается лицом к дому, потом говорит в зал) Интересно, как долго еще в этом доме, будет все по-прежнему.

Уходит. Крик. Стук дверей, кашель, звук набора телефонного номера.

Г о л о с 1 . Пожарная часть.

Г о л о с 2: Пожар на улице Российской, дом 15.

Г о л о с 1. Бригада выезжает.

На сцене появляются люди в ночных рубашках, все суетятся, бегают. Встревоженная выбегает Дама.

Д а м а. Кассандра, Кассандра. Вы не видели мою дочь?

С о с е д к а. А вы кто?

Д а м а. Я ваша новая соседка.

С о с е д к а. Извините, но мне не до вас сейчас. Руслан (мужу) ты документы успел взять?

Е л е н а. Маша, скорей. (выбегают с Машей из подъезда) Посмотри все ли дети на месте.

Л ю д м и л а С т е ф а н о в н а. Толя, черт, опять окурок не потушил? Я на тебя в суд подам! Что ты с людьми сделал? Хрыч старый. У тебя внуки остались без жилья.

Д е д у ш к а Т о л я. Да помолчи ты, сразу виновного нашла. Небось, уснула перед чайником, да и подпалила все! Стой и помалкивай. Ваня, куда пошел?

В а н я. Тям моя собачака осталась и конфетки кондрантиком.

Д е д у ш к а Т о л я. Купим новые тебе конфеты. Иди сюда я сказал.

Крик все больше нарастает, люди ругаются, некоторые плачут. Дама бегает, ищет свою дочь.

Д а м а. Кассандра, доченька, где ты?

Дама заглядывает в халабуду, находит спящую Кассандру.

Д а м а . Доченька. Что ты тут делаешь? Почему ты убежала. Ой, тут и Ненси с тобой. Как ты меня напугала, доченька.

К а с с а н д р а. Мам, ты знаешь, что детей воспитывать не обязательно, если не хочешь меня воспитывать, не воспитывай, ты просто люби.

Д а м а. Хорошо, как скажешь (целует в макушку)

Звуки пожарной машины. Люди начинают умолкать. Ваня выходит на первый план.

В а н я . Тифе, тифе. Не лугайтесь. Я вам скафку рассказу.

Зили-били дед да баба

У них была куничка ряба

Сиснила куричка яицко

Дид билль билль –не диньди,

Баба бина –бина – не диндина

Пазалили на полочку.

Миська бизала, хостиком махнула,

Яицко упаня и назбилось…

Дед, пачит, баба пачит, а

Куничка кудачит

Нипась деда – баба, сисну новое

Не постое а за-на-то-е.

Картина шестая

Все жильцы дома смеются, утирают слезы. Постепенно по одному расходятся. Последними уходят бабульки. Декорация сменяется на старый дом, уже потрескавшийся, на углу дома размещен большой отрывной календарь. Выходят прохожие. Слышна городская суета. Звук сообщения в социальной сети «Вконтакте»

Г о л о с М а ш и. Виталик? Какой он стал, никогда бы не узнала (набирает сообщение) Привет, как дела?

Г о л о с В и т а л и к а. Ура, приняла в друзья. Что же ей ответить? (набирает сообщение). Нормально, как твои?

В это время прохожие ходят мимо дома, срывая по листку календаря.

Г о л о с М а ш и. Как все передать? Так… (печатает) И мои не плохи дела. Кем стал?

Г о л о с В и т а л и к а. Вот незадача, и ответить нечего. О, точняк (печатает), как и обещал, дяденькой.

Г о л о с М а ш и. (печатает) Смешной ты.

Г о л о с В и т а л и к а. Я на днях (печатает) пацанов видел мельком. Говорят, что Олега найти не могут.

Г о л о с М а ш и. Жаль (печатает). А я слышала, что он вроде бы заграницу уехал, очень успешный там.

Г о л ос В и т а л и к а. Круто, чё. (печатает) А ты пианисткой стала?

Г о л о с М а ш и. Нет не стала (печатает) Так иногда в театре играю.

Г о л о с В и т а л и к а . Прикольно.

Прохожие исчезают, свет затемняется, все становится серым.

Г о л ос М а ш и . Может как-нибудь встретимся?

Г о л о с В и т а л и к а. Может быть, может быть.

Звуки смеющихся детей издалека. Последняя фраза Виталика повторяется несколько раз.

Апрель 2013 год

Наши рекомендации