Подробности куликовской битвы
Битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле.
В ней участвовали воины многих русских княжеств. Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Завершилась разгромом монголо-татар Мамая.
Как только прояснилось, что Мамай намечает свое вторжение на конец лета, Дмитрий назначил сбор всех полков в Коломне на 15 августа 1380 года. Дмитрий Иванович пытался привлечь военную силу всех русских княжеств, но ни Тверь, ни Нижний Новгород (не говоря уже о Рязани, которая вступила в тайные сношения с Мамаем), не приняли участия в борьбе. Тем не менее мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность Дмитрию Ивановичу создать небывалую до того русскую рать (100-150 тысяч человек). Хан в это время разбил стан на реке Красивая Меча.
В Коломне были уряжены полки, проведен осмотр войску. Летописи отмечают, что такой огромной силы давно не видела Русская земля. Из Коломны путь соединенного войска лежал через Оку к Лопасне, за пределы рязанского княжества, в этом состоял стратегический замысел Дмитрия, который позволил расстроить планы Мамая соединиться с литовским князем Ягайлом и рязанским князем Олегом. Московское войско двигалось в полной тишине, 30 августа завершилось переправа через Оку, 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил встретить Мамая. Местом встречи было выбрано Куликово поле, и не случайно. Вся география Куликовского поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Мамай же двигался к Куликову полю с Красивой Мечи. В ночь с 7 по 8 сентября русские войска переправились через Дон, отрезав себе путь для отступления, и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и Нижним Дубиком.
Левый фланг русского войска, на который должен был пасть основной удар татар, переходил в топкие берега Смолки. Правый фланг был так же защищен болотистыми берегами р.Непрядвы, а также тяжеловооруженной псковской и полоцкой конными дружинами. В центре большой рати были сведены все городские полки. Передовой полк составлял все же часть большого полка, задача же сторожевого полка заключалась в завязывании боя и возвращении в строй. Оба полка должны были ослабить силу вражеского удара по главным силам. За большим полком был расположен частный резерв (конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный засадный полк под командованием опытных военачальников - воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.
Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. Поединок Челубея и Пересвета, которые оба погибли, положила начало битве ...
Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.
В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских.
Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными).
Иван III
ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (годы жизни: 1440—1505) — великий московский князь с 1462 г. СынВасилия II Васильевича Темного.
К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван был уже человек много повидавший, со сложившимся характером, готовый к решению трудных государственных вопросов. Он имел крутой нрав и холодное сердце, отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к избранной цели.
При Иване III почти завершился процесс объединения Руси в единое Российское государство во главе с московскими князьями.
В 1478 году Иван III присоединил Новгород. Вече, посадник были упразднены. Вся власть перешла к наместнику великого Московского князя. Вечевой колокол, символ былой новгородской независимости, был увезен в Москву.
В 1485 году было присоединено Тверской княжество – давний соперник Москвы.
При Иване русские земли, объединенные в рамках Московского княжества, свергли татаро-монгольское иго и обрели независимость.
Есть мнение, что Иван взошел на московский стол без ханского ярлыка. Но это мнение основано лишь на «молчании источников»; во всяком случае, после вокняжения Иван продолжил платить выход.
В конце XIII – первой четверти XIV века из Золотой орды выделились: Казанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская орда. Правопреемницей Золотой орды стала Большая орда, она то и была главным врагом Руси.
С 1476 Иван отказался ездить в Большую орду и посылать выход. Тогда хан Большой орды Ахмат договарился о совместном походе на Русь с литовским князем Казимиром IV на осень 1480.
Когда Ахмат пришёл на Русь и дошёл до Оки, его встретило русское войско. Ахмат не перешёл Оку, а двинулся вдоль реки к ее притоку Угре. Русские полки не отставали и шли параллельно. Ахмат встал на Угре и стоял до 11 ноября, как видно дожидаясь обещанной литовской помощи[1]. Но тут начались лютые морозы, так что нельзя было стерпеть; татары были наги, босы, ободрались, по выражению летописца. Литовцы так и не пришли, отвлеченные нападением крымцев, и Ахмат не решился преследовать русских дальше на север. Он повернул назад и ушел обратно в степи.
Современники и потомки восприняли стояние на Угре как зримый конец ордынского ига.
Возросло могущество великого князя, и вместе с тем заметно возросла жестокость его характера. Он сделался нетерпимым и скорым на расправу. Чем далее, тем последовательнее, смелее прежнего Иван III расширял свое государство и укреплял свое единовластие.
Новый титул
Еще Иван Калита именовал себя «великим князем всея Руси», но его власть над русскими землями была номинальной. Иван имел на это гораздо больше оснований и именовал себя не только «великим князем всея Руси», но и «государем».
После свержения монгольского ига, Иван III в дипломатических документах начал называть себя и «царем». До этого «царями» на Руси называли византийских императоров и монгольских ханов («царь» - ни от кого независимый, могущественный правитель). Принятие титула «царь» отражало новое политическое самосознание московских князей: они были могущественными, независимыми правителями, как бы наследовавшими византийским императорам. После завоевания Византии турками (1453), московский князь был единственным православным независимым правителем.
Что представляло собой Российское государство при Иване III?
Иван III, как и его предшественники, правил, советуясь с Боярской думой, куда назначались представители боярских и княжеских родов[2]. Однако мало кто в Думе смел перечить Ивану.
Иван III желал, что бы его жизнь соответствовала его новому положению «князя всея Руси» и «царя»: он держался величественно, при нём появился пышный придворный церемониал. Иван III пригласил из Италии мастеров для создания новых государственных и церковных зданий: был построен новый Кремль (тот, который мы видим сегодня), Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы Кремля.
При Иване III был создан первый единый свод законов нового Российского государств — «Судебник» (1497).
Однако, хотя русские земли и были теперь под властью московского князя, сохранялось много пережитков раздробленности. Продолжали существовать удельные княжества, со своими князьями (хотя эти княжества были небольшими и полностью подчинялись великому князю Московскому); не было единой системы мер и весов, единой монеты, даже единого списка святых.
Подлинное объединение Руси произойдёт лишь при внуке Ивана III — Иване IV, прозванного Грозным.
[1] Однако литовский князь Казимир так не пришёл на помощь союзнику, опасаясь набега из Крыма, так как Иван заключил союз с крымским ханом (он был врагом Большой орды, так как Ахмат стремился восстановить былую Золотую орду и подчинить Крым).
[2] Боярская дума родилась из «старшей» части дружины («боляре» и «отроки») Еще киевские князья IX века во всем советовались с дружиной, затем дружина увеличивается, а потомки старых дружинников составляют дружинную знать и входят в Думу (до нескольких сотен человек).