Отмена крепостного права в беларуси 35 страница

Продвижение войск Красной Армии осуществлялось быстры­ми темпами. Подавляющее большинство польских войск не ока­зывало сопротивления и сдавалось без боя. Только отдельные ча­сти пытались организовать сопротивление. Это имело место в Гродно. Здесь около 3 тысяч солдат и офицеров совместно с поли­цейскими на протяжении суток держали оборону, но вскоре вы­нуждены были оставить город и уйти в Литву.

В нескольких районах Западной Белоруссии еще до прихода Красной Армии под руководством бывших членов КПЗБ создава­лись военно-революционные комитеты, которые организовывали вооруженные отряды рабочих и крестьян, разоружали полицейс­ких и осадников, брали под охрану железнодорожные мосты и другие военные объекты. Партизанские отряды действовали в районе Деречина и Зельвы под командованием А.С.Мазика, в рай­оне Пинска под командованием А.И.Приступы и других. В Скидельском районе крестьяне еще 18 сентября разоружили поли­цию, заняли почту, магистрат и железнодорожную станцию. Действиями крестьян руководил ревком, в состав которого входили бывшие члены КПЗБ М.Литвин, Г.Шагун, И.Мышко и другие.

Основная часть населения Западной Белоруссии — рабочие, крестьяне, ремесленники, трудовая интеллигенция — с радостью встречали советских солдат.

В городах и деревнях проводились многолюдные митинги, на которых трудящиеся горячо приветствовали своих освободителей. Все это обеспечило незначительные потери советских войск. Со­гласно официальному сообщению Главного командования Крас­ной Армии за время похода в Западную Украину и Западную Бе­лоруссию погибли 737 и были ранены 1862 солдата и офицера.

По мере освобождения территории Западной Белоруссии в воеводских и поветовых центрах создавались временные управ­ления, в деревнях и местечках — крестьянские комитеты. В их состав входили рабочие, представители городской бедноты, про­грессивно настроенной интеллигенции, беднейшие крестьяне. В создании временных органов власти активное участие принима­ли освобожденные из тюрем бывшие члены КПЗБ. В состав вре­менных управлений входили также представители Красной Армии.

Временные управления и крестьянские комитеты сразу же приступили к осуществлению революционных преобразований. Опираясь на поддержку масс, они устанавливали новый порядок. При них создавались отряды рабочей гвардии и крестьянской милиции.

В городах временные управления брали на учет фабрики и заводы, брошенные их владельцами, организовывали производ­ство. На остальных предприятиях были созданы группы и комис­сии, которые осуществляли контроль за их деятельностью.

Временные управления налаживали также обеспечение на­селения продуктами питания и предметами первой необходимос­ти, регулировали цены, вели борьбу со спекуляцией. В организа­ции этой работы им большую помощь оказывало Советское государство. Уже в первые месяцы после освобождения в Запад­ную Белоруссию было завезено тысячи тонн соли, керосина и дру­гих товаров широкого потребления.

Важнейшей задачей временных управлений и крестьянских комитетов в деревне было разрешение аграрного вопроса. Не дожидаясь законодательных актов, крестьянские комитеты при­ступили к разделу помещичьих и церковных земель среди беззе­мельных и малоземельных крестьян. В результате этих акций бат­раки, безземельные и малоземельные крестьяне получили 431 тысячу гектаров земли, они получили 14 тысяч лошадей и 33,4 тысячи коров. Выдавались и семена для посева.

Временные органы власти много сделали также в области народного образования и здравоохранения. Повсеместно откры­вались новые школы, куда пришли десятки тысяч детей рабочих и крестьян, которые ранее не могли учиться. Обучение переводи­лось на родной язык, осуществлялась демократизация школьной системы. Открывались больницы, амбулатории, медицинские пун­кты, которые бесплатно обслуживали население.

Таким образом, уже в сентябре — октябре 1939 года в Запад­ной Белоруссии были проведены глубокие революционно-демок­ратические преобразования. Однако вопросы о форме государ­ственной власти, о законодательном закреплении проведенных преобразований могли быть решены только полномочным орга­ном, выражающим волю всего населения Западной Белоруссии. Поэтому 5 октября 1939 года временное управление города Бело­стока обратилось ко всем временным управлениям края с пред­ложением созвать Народное собрание для решения основных воп­росов государственного устройства Западной Белоруссии. Вскоре из представителей временных управлений был создан комитет по организации выборов. Комитет утвердил «Порядок организа­ции выборов Народного собрания Западной Белоруссии», по ко­торому к участию в выборах допускались не только трудящиеся, но и эксплуататорские классы. Провозглашались всеобщие рав­ные прямые выборы при тайном голосовании. Право выдвиже-

ния кандидатов в депутаты Народного собрания имели времен­ные управления, крестьянские комитеты, собрания коллективов предприятий, рабочей гвардии и интеллигенции.

Кандидатами в депутаты Народного собрания трудящиеся выдвигали тех, кто в годы господства польской буржуазии и по­мещиков вел революционную борьбу против угнетателей. Им ра­бочие и крестьяне давали наказы, в которых требовали воссоеди­нения Западной Белоруссии с БССР и вхождения ее в состав СССР, установления на ее территории Советской власти, скорейшей лик­видации наследия прошлого.

Выборы проходили 22 октября 1939 года. На избирательные участки в день выборов явились 2672 тысячи человек, что соста­вило 96,7% всех избирателей. За народных кандидатов было по­дано 90,7% голосов. Из 929 депутатов, избранных в результате выборов, 563 — крестьяне, преимущественно бедняки и батраки, 197—рабочие, остальные—представители интеллигенции. В чис­ле депутатов были 621 беларус, 127 поляков, 72 еврея, 43 русских, 53 украинца и 10 представителей других национальностей.

Заседание Народного собрания проходило в Белостоке 28 — 30 октября 1939 года. Оно обсудило 4 вопроса: о государственной власти, о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР, о зем­ле, о национализации банков и крупной промышленности.

Обсудив эти вопросы, Народное собрание приняло «Декла­рацию о государственной власти», в которой провозгласило, что «вся власть на территории Западной Белоруссии принадлежит трудящемся города и деревни в лице Советов депутатов трудя-щихся». В «Декларации о вхождении Западной Белоруссии в со­став БССР», принятой по второму вопросу, Народное собрание обратилось с просьбой к Верховным Советам СССР и БССР при­нять Западную Белоруссию в состав СССР и БССР, «чтобы воссо­единить белорусский народ в единое государство и положить тем самым конец разобщению белорусского народа». Чтобы быстрее решить эти вопросы, Народное собрание избрало Полномочную комиссию, которой поручалось передать Верховному Совету СССР и Верховному Совету БССР его решения и волю населения Запад­ной Белоруссии.

В «Декларации...», принятой по вопросу о земле, объявлялось о конфискации без выкупа помещичьих и церковных земель со всем живым и мертвым инвентарем и передаче их крестьянам, а вся земля с ее недрами, лесами и реками объявлялась всенарод­ным достоянием, то есть государственной собственностью. Была принята также «Декларация о национализации банков и крупной промышленности».

Сразу же после Народного собрания Полномочная Комиссия выехала в Москву на V Внеочередную сессию Верховного Совета СССР первого созыва. 2 ноября 1939 года сессия, заслушав заяв­ление Полномочной комиссии, постановила: «Удовлетворить просьбу Народного Собрания Западной Белоруссии и включить Западную Белоруссию в состав Союза Советских Социалистичес­ких Республик с воссоединением ее с Белорусской Советской Со­циалистической Республикой». Завершающим законодательным актом воссоединения белорусского народа явилось Постановле­ние Внеочередной Ш сессии Верховного Совета БССР от 12 нояб­ря 1939 года о принятии Западной Белоруссии в состав БССР. В состав БССР вошла территория площадью 101 тысяча квадрат­ных километров с населением 4,5 миллиона человек.

После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР и вос­соединения с БССР на ее территории было введено новое адми­нистративно-территориальное деление: образованы области, рай­оны, а в феврале — марте 1940 года — сельские советы. Было создано 5 областей — Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская, Пинская и 101 район.

24 марта 1940 года состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР и Верховный Совет БССР. В голосовании участвова­ли 99,3% избирателей. За выдвинутых кандидатов в депутаты проголосовали 98,1 % избирателей. Первыми депутатами высших органов Советской власти были избраны представители рабочих, крестьян, интеллигенции, активные участники революционно-освободительной борьбы, деятели культуры, партийные и советс­кие работники: А.И.Волынец, Я.Колас, Я.Купала, М.Лыньков, А.С. Малевич, Ф.Р.Марков, П.К.Понамаренко, С.О.Притыцкий, А.И.Фе-досюк, В.З.Царюк и другие.

В январе — марте 1940 года были созданы местные органы Советской власти путем выдвижения и назначения активистов из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, а также работни­ков, направленных сюда из восточных областей БССР. Формиро­вание местных органов Советской власти в западных областях БССР закончилось в конце 1940 года, когда в итоге выборов, про­ходивших 15 декабря, были созданы сельские, городские и облас­тные Советы депутатов трудящихся.

В конце 1939 — начале 1940 года были созданы также партий­ные органы. Для организации их работы из восточных областей были направлены 4500 коммунистов. Организованные областные, районные и городские комитеты партии взяли в свои руки руко­водство общественно-политической жизнью и хозяйственной де­ятельностью на своих территориях. В начале 1941 года в запад­ных областях республики действовали уже 1232 первичные партийные организации, объединяющие 16048 коммунистов.

Началось восстановление в партии бывших членов КПЗБ. Но в условиях подозрительности, связанной с роспуском КПЗБ, в пар­тии были восстановлены только 46 человек.

Одновременно с партийными создавались комсомольские организации. До мая 1940 года на работу среди молодежи Запад­ной Белоруссии из БССР были направлены 6200 комсомольцев. Начался прием в комсомол и местной молодежи. В сентябре 1940 года здесь действовала уже 2041 комсомольская организация. Они объединяли 23611 комсомольцев, в том числе 8771 — из местной молодежи.

Всего к концу 1940 года в западные области БССР прибыла 31 тысяча партийных, комсомольских, советских работников, де­ятелей культуры и специалистов народного хозяйства. Они сыг­рали болыпую роль в организации социально-экономических и культурных преобразований. Но имели место и отрицательные стороны в их деятельности. Многие из них не знали местных ус­ловий, традиций местного населения, часто с недоверием отно­сились к местным кадрам, выдвигаемым трудящимися.

Созданные партийные и советские органы продолжали осу­ществлять коренные преобразования, начатые еще временными органами народной власти. Продолжалась национализация про­мышленности. Национализировались не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, что противоречило реше­ниям Народного собрания. Развертывалось и новое промышлен­ное строительство. На эти цели были ассигнованы значительные суммы. В 1940 году государственный бюджет западных областей БССР составлял 730 миллионов рублей. Из этих средств на дей­ствующие и вновь строящиеся промышленные предприятия за­возилось оборудование из РСФСР, Украины и восточных облас­тей Белоруссии.

В конце 1940 года в западных областях БССР уже действова­ло 392 промышленных предприятия с количеством рабочих бо­лее 20 человек каждое. На них работали около 40 тысяч рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1938 годом. Ремесленное производство объе­динялось в промышленную кооперацию. На этой же основе орга­низовывалась и торговля. В конце 1940 года в западных областях БССР действовало 717 государственных магазинов, потребитель­ская кооперация объединяла 1250 человек. Развитие государствен­ной и кооперативной торговли резко сузило сферу частного ка­питала. Но закрытие мелкой розничной торговли отрицательно сказывалось на обслуживании населения.

В результате реконструкции действующих предприятий и нового промышленного строительства к 1941 году в западных областях была ликвидирована безработица.

Продолжались преобразования и в сельском хозяйстве. Но конфискация помещичьих и церковных земель, ликвидация осадничества и изъятие излишков земли у кулаков, в результате чего крестьяне получили более 1 миллиона гектаров земли, не смогли ликвидировать земельный голод в западнобелорусской деревне. Основная масса крестьян пользовалась небольшими земельными наделами, явно недостаточными для нормального ведения хозяй­ства. Только дворов с площадью земли до 5 гектаров насчитыва­лось более 340 тысяч из общего количества 710 тысяч крестьянс­ких хозяйств. В связи с этим среди крестьянства получила поддержку идея создания коллективных хозяйств. К концу 1940 года в западных областях БССР уже было создано 646 колхозов, а к июню 1941 года— 1115 колхозов, которые объединяли 49 тысяч, или около 7% крестьянских дворов. Их обслуживала 101 машин­но-тракторная станция, которые располагали 997 тракторами и другой сельскохозяйственной техникой. На землях лучших поме­щичьих имений было создано 28 совхозов.

Переход к коллективизации, передача лучших земель колхо­зам и совхозам вызвало недовольство части крестьян, особенно зажиточных. Особое недовольство начали проявлять кулаки, в отношении к которым осуществлялась политика ограничения пу­тем повышения денежных и натуральных налогов, запрещения аренды и найма рабочей силы. В апреле 1941 года Советским пра­вительством и ЦК ВКП(б) с целью ликвидации земельного голода в западных областях БССР были установлены предельные нормы землепользования в размере 10,12 и 15 гектаров земли в зависи­мости от местных условий, состава семьи и так далее. Кулаков пока не раскулачивали, а ограничивали в землепользовании, ос­тавляя столько земли, сколько семья могла обработать собствен­ными силами.

Отрезка земли была осуществлена у 12,2 тысяч хозяйств из 26,4 тысяч, которые имели ее больше установленной нормы. В основном она затронула хозяйства площадью более 20 гектаров.

Там, ще кулачество начало оказывать сопротивление прово­димым мероприятиям, органами НКВД (в отдельных районах) было проведено выселение сопротивляющихся в восточные райо­ны страны. Но в большинстве мест выселение не проводилось.

Депортации (а их было проведено 4: в феврале, апреле, июне 1940 года и июне 1941 года) осуществлялись главным образом в отношении польского населения, в основном бывших помещиков и их семей, владельцев промышленных предприятий, руководи­телей и членов контрреволюционных партий, бывших полицейс­ких, жандармов, государственных чиновников, осадников и так далее. Это было связано с тем, что эти элементы не восприняли Советскую власть и активно включились в антисоветскую борьбу, являясь питательной средой для различных контрреволюционных организаций. В результате четырех депортаций из западных об­ластей БССР были выселены в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан и другие районы) более 120 тысяч человек. Еще около 5 тысяч человек были арестованы и подвергнуты наказанию в уголовном порядке.

Национализация промышленности, преодоление безработи­цы, повышение заработной платы обеспечили определенный рост жизненного уровня рабочих. Улучшилось и материальное поло­жение беднейших слоев крестьянства, особенно бедняков и бат­раков, получивших землю. Неплохие доходы имели колхозники. Урожайный 1940 год позволил колхозам обеспечить сравнитель­но хорошую оплату трудодня.

Значительным социальным завоеванием трудящихся Запад­ной Белоруссии было бесплатное медицинское обслуживание. Если в 1938 году здесь было только 60 больниц и не более 700 врачей, то в конце 1940 года здесь уже насчитывалось 243 боль-

ницы и родильных дома, где работали 1756 врачей и 5585 чело­век среднего медицинского персонала.

Значительные изменения произошли и в народном образова­нии. В 1940 —1941 учебном году в западных областях действова­ло уже 5958 общеобразовательных школ, в том числе 120 сред­них. В школах обучались 774,5 тысячи детей, в то время как в 1937 — 1938 учебном году на той же территории имелось только 4600 начальных и семилетних школ и 70 средних. Они охватыва­ли около 670 тысяч детей. В школы дополнительно пришли более 100 тысяч детей, которые ранее не могли учиться. За короткое время значительно расширилось семилетнее образование.

Началась работа и по ликвидации неграмотности. В начале 1941 года 169,5 тысяч человек уже занимались в школах для не­грамотных и малограмотных.

Несмотря на то, что большинство старых специалистов про­должали работать и при Советской власти, а из восточных облас­тей прибыли специалисты разных профессий, народное хозяй­ство и культура западных областей остро ощущали нехватку кадров. К тому же нужны были местные кадры, хорошо знающие специфику региона. В связи с этим встала задача открытия сети высших и средних специальных учебных заведений. Уже в 1940 году в Белостоке начали работать педагогический и вечерний учительский институты, в Гродно, Барановичах и Пинске — учи­тельские институты. Было открыто также 25 средних специаль­ных учебных заведений, в их числе 8 педагогических, 8 медицин­ских училищ, 7 народнохозяйственных техникумов. Преимущество при поступлении в них отдавалось детям рабочих и крестьян.

Развертывалась и культурно-просветительная работа. Публич­ные библиотеки перешли в собственность государства. В городах и местечках открывались новые библиотеки, а также клубы, избычитальни, кинотеатры. В ноябре 1940 года в западных областях БССР уже работало 220 библиотек с книжным фондом 446 тысяч книг. Хотя это было явно недостаточно, но это было уже значи­тельным шагом вперед. К началу 1941 года уже действовало 211 киноустановок.

Начался новый период в творчестве западнобелорусских пи­сателей. В сентябре 1940 года в Белостоке было создано бюро от­деления Союза писателей БССР. В конце этого же года вышли сбор­ник стихотворений П.Пестрака «На страже», книга стихов поэтессы Н.Тарас «На восток идя», первое советское издание про­изведений М.Танка «Избранные стихотворения». Поэты и писа­тели горячо приветствовали освобождение, начало новой жизни.

Развивался также театр. В 1940 году начали работать бело­русские областные драматические театры в Барановичах и Пин­ске, Белостокский еврейский драмтеатр и театр миниатюр, отде­ление Белорусской государственной филармонии в Белостоке. Коллективы новых театров учились на опыте лучших театров рес­публики — имени Я.Купалы и Я.Коласа, получали большую по-

мощь от ведущих режиссеров и артистов московских и минских театров.

Большой подъем переживала и художественная самодеятель­ность. На предприятиях, в городах и деревнях возникали много­численные драматические и музыкальные кружки, хоры, оркест­ры. Проводились вечера, а в областных и районных центрах — смотры художественной самодеятельности. Лучшие номера их были представлены на заключительном концерте в Минске и де­каде белорусского искусства в Москве в мае 1940 года.

С воссоединением с БССР в составе СССР западные области Белоруссии включились в общесоюзный и общереспубликанский процессы социально-экономического развития. Основным со­держанием преобразований, проведенных здесь в конце 1939 — первой половине 1941 года, были ликвидация помещичьего зем­левладения, национализация банков и промышленности, коллек­тивизация сельского хозяйства, широкое культурное строитель­ство. Опираясь на экономический и научно-технический потенциал всей страны, западные области БССР за год и десять месяцев после воссоединения сделали значительный шаг вперед в социально-экономическом и культурном развитии, несмотря на некоторые издержки командно-административной системы.

БССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В 1938 году началась третья пятилетка. Перспективы социально-экономического и политического развития страны на 1938 — 1942 годы определил ХVIII съезд ВКП(б), проходивший в марте 1939 года. Планом предусматривалось расширить объем промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшить организацию труда, в области политической—совершенствовать советскую демократию, воспитательные функции Советов. Боль­шое внимание уделялось укреплению обороноспособности стра­ны. Однако главная задача — догнать и перегнать развитые ка­питалистические страны по производству продукции на душу населения, носившая явно пропагандистский характер, не под­креплялась существующей материальной базой.

В соответствии с третьим пятилетним планом СССР был со­ставлен и план народнохозяйственного развития БССР на 1938 — 1942 годы. В нем предусматривалось продолжение курса на даль­нейшую индустриализацию республики, наращивание темпов экономического развития, оснащение промышленности и сельс­кого хозяйства новой техникой. Планировалось строительство крупных предприятий. Общий объем валовой продукции промыш­ленности предполагалось увеличить в 1,5 раза по сравнению с

1937 годом. Особое внимание уделялось развитию энергетичес­кой базы. В области сельского хозяйства предусматривалось удвоение урожайности сельскохозяйственных культур, рост про­изводства на 60 процентов, повышение продуктивности живот­новодства, укрепление колхозов. Важнейшей социальной задачей было повышение материального и культурного благосостояния народа.

Третья пятилетка, как и предыдущие, выполнялась как за счет энтузиазма рабочего класса и крестьянства, так и усиления ко­мандно-административных и репрессивных мер. Массовый харак­тер приобрело социалистическое соревнование. В республике получило распространение движение за многостаночное обслу­живание, за совмещение профессий, досрочное выполнение тре­тьей пятилетки. В 1940 году новаторы производства составляли почти половину всех рабочих промышленности.

С другой стороны, в предвоенные годы усиливалась репрес­сивная политика, проводимая под маркой обличения лодырей, прогульщиков, бракоделов, нарушителей дисциплины, резкой критики безответственности, бесхозяйственности. В 1938 году администрация предприятия получила право увольнения работ­ников за опоздание на 20 минут, а в 1940 году за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применя­лась уголовная ответственность. Выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Устанавливался вось­мичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя. Рабочий фактически лишался права на свободный выбор трудовой дея­тельности и юридически прикреплялся к предприятию.

И все же, несмотря на трудности, экономика Белоруссии наращивала темпы роста. Осуществлялось значительное по мас­штабам строительство. Возникали новые фабрики и заводы, элек­тростанции, реконструировались предприятия деревообрабаты­вающей, текстильной, пищевой промышленности, транспорта. В числе крупнейших предприятий, построенных за пятилетку, были Минская, Могилевская, Кричевская ТЭЦ, Бобруйский, Гомельский, Борисовский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельский стеклозавод, Могилевский завод искусственного волокна, Витеб­ская швейная фабрика «Знамя индустриализации» и ряд других. Произошли изменения в территориальном размещении промыш­ленности. Помимо важнейших индустриальных центров (Минск, Гомель, Витебск, Могилев), выросли новые — Бобруйск, Борисов, Речица, Кричев и другие.

В целом к 1941 году Белоруссия представляла собой индуст­риально-аграрную республику. Ее промышленность выпускала металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственную технику, радиоаппаратуру, цемент, трубы, стройматериалы, швейные из­делия и другую продукцию. Удельный вес промышленной продук­ции в 1940 году составил 80 процентов в общем объеме продук­ции народного хозяйства.

Прирост промышленной продукции по БССР к 1940 году уве­личился в 8,8 раз, по СССР — в 7,7 раза, мощность электростан­ций соответственно в 24,3 и 9,8 раза.

Экономика Белоруссии была составной частью единого на­роднохозяйственного комплекса СССР. Она поставляла в другие республики сельскохозяйственные машины, станки, различные виды обработки древесины, изделия легкой промышленности, лен, спирт, а также продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства. Из промышленных центров страны в Белоруссию вво­зилось промышленное оборудование, черные и цветные метал­лы, каменный уголь, нефтепродукты. Союзные республики ока­зывали помощь в подготовке специалистов, направляли кадры квалифицированных рабочих и инженеров.

Рост промышленности требовал постоянного пополнения рабочего класса. В 1940 году он составлял 239 тысяч человек, что в 4 раза больше, чем в 1928 году. Как и в предыдущие годы, основ­ным источником пополнения рабочего класса были выходцы из деревни. Значительно повысились квалификация и культурный уровень рабочих. Однако в целом их профессиональная подго­товка оставалась низкой. В 1940 году квалифицированные рабо­чие сложных профессий составляли только 1/6 часть от общего числа промышленных рабочих. Тогда же были приняты меры по организованной подготовке новых рабочих. В соответствии с по­становлением СНК СССР от 2 октября 1940 года «О создании Глав­ного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР» уча­щиеся школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленных и железнодорожных училищ составляли трудовые ресурсы госу­дарства, которые в плановом порядке распределялись по отрас­лям народного хозяйства. Все учащиеся, независимо от вида на­бора, считались мобилизованными. Они не могли самовольно оставить школу или училище и по окончании учебы обязаны были отработать четыре года на государственном предприятии.

В целом в предвоенные годы достижения республики в эко­номике были значительными. Это явилось результатом напряжен­ного созидательного труда белорусского народа. Они могли быть и значительно выше, если бы не сталинский волюнтаризм, пороч­ные методы руководства, неимоверные людские жертвы.

К концу 30-х годов произошли существенные перемены и в белорусской деревне. Оценивая их критически, не умалчивая не­гативных последствий коллективизации, необходимо отметить, что они носили характер настоящей революции в социально-эко­номических отношениях, во всем укладе крестьянской жизни. Преобразования в сельском хозяйстве на основе коренной техни­ческой реконструкции в конечном итоге должны были привести к подъему общей культуры деревни, повышению благосостояния крестьян.

Несомненно, определенные положительные достижения кол­лективизация имела. В предвоенные годы в сельском хозяйстве Белоруссии появилось много новых тракторов, комбайнов, авто-

мобилей и другой техники. Только за три года третьей пятилетки в республике было создано 116 МТС. Оснащение сельского хозяй­ства новой техникой, развитие его энергетической базы дали возможность осуществить механизацию основных сельскохозяй­ственных работ. В 1940 году МТС республики обрабатывали 94 процента посевных площадей обслуживаемых колхозов. В МТС и совхозах работали более 27 тысяч трактористов, комбайнеров, шоферов. Был достигнут некоторый сдвиг в развитии колхозного животноводства. Началось осушение болот.

К 1941 году в республике насчитывалось более 10 тысяч кол­хозов, 92 совхоза, 316 МТС. Коллективной формой хозяйствова­ния было охвачено 93 процента единоличных хозяйств.

В структуре сельскохозяйственного производства существен­ная роль принадлежала подсобному хозяйству. Оно было основ­ным источником поступления в государственный фонд мясомо­лочных продуктов, картофеля. За счет подсобных хозяйств семьи колхозников обеспечивались основными продуктами питания.

Однако утверждение новых форм хозяйствования продолжа­ло сопровождаться беззаконием. За малейшую провинность кре­стьян штрафовали, в колхозах утвердилось единоначалие пред­седателей, массовый характер приобрело исключение из колхозов отходников и их семей. Невыработка минимума трудодней так­же влекла исключение из колхоза и очень часто уголовное пре­следование.

Размеры крестьянских приусадебных участков ограничива­лись. Превышение установленной нормы расценивалось как из­вращение политики партии в области колхозного землепользова­ния, как разбазаривание общественных земель и подвергалось административным мерам воздействия.

Символической была оплата труда колхозников. Так, в 1940 году в среднем на 1 трудодень с дополнительной оплатой выдава­лось 0,9 кг зерна, 1,8 кг картофеля, 0,95 кг фуража. Денежная оплата не превышала 1 рубля. Экономически развитые колхозы выдавали на 1 трудодень до 2 кг зерна и 5 кг картофеля.

Тяжелым бременем для большинства крестьян была налого­вая политика. Она предусматривала (с 1939 года) прогрессивное обложение доходов крестьян от личного подсобного хозяйства. Годом ранее (1938 год) был введен налог на лошадей в подворьях крестьян.

Как и в предыдущие годы, продолжалось выкачивание денеж­ных средств и трудовых ресурсов у крестьян на нужды индустри­ализации. Миллиарды рублей в виде государственных займов были направлены в промышленность. Тысячи сельских жителей выезжали на новостройки, большинство оставалось в городе на­всегда.

Слабым звеном являлось общественное животноводство. У подавляющего большинства колхозов не было животноводческих ферм. В 1939 — 1940 годах развернулась кампания по их созда­нию и расширению. Однако упор делался на экстенсивный путь развития и количественные показатели.

Глобальные изменения в промышленности и сельском хозяй­стве, происходившие в Белоруссии, несмотря на определенные успехи, в целом не смогли обеспечить более высокую по сравне­нию с капитализмом производительность труда, а значит, и пре­имущество нового строя над старым. Созданная Сталиным, а в последующем усовершенствованная его преемниками система обрекала народное хозяйство на отставание, а население — на дефицит того, что нужно для обеспечения нормальной жизнеде­ятельности человека.

Наши рекомендации