Гос-во в политической системе общества.
Пол-кая система об-ва- система взаимодействующих и взаимосвязанных объединений людей, базирующихся на различных формах собственности, отражающих волю и интерес различных классов, слое, групп людей и наций, реализующих пол-кую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через гос-во.
Компоненты:
1) Совокупность политических объединений.
Пол-кие партии, движения.
2) Пол-кие отношения, складывающиеся между элементами системы.
Платный парламент существует в гос-ве.
3) Пол-кие нормы и традиции.
4) Пол-кое сознание.
Особенности гос-ва, как 1 пол-кой организации:
· Гос-во- авторитет бесплодной борьбы между различными соц-ными группами с их противоречивыми интересами.
· Гос-во – союз людей для совместного проживания.
· Гос-во-пол-кая организация экономически господствующего класса.
· Гос-во-1 результат пол-кой деятельности людей.
· Гос-во-интегрирующий фактор который связывает гражд. Об-во и пол-кую власть.
· Гос-во- пол-кая система об-ва в постоянном движении.
14)Форма гос-ва- способ организации пол-кой власти, охватывающий форму государственного правления, форму гос-го устройства и государственно-правовой режим.
Структурные элементы:
1) Форма правления
2) Государственное устройство (территориально-политическая организация власти в стране)
3) Пол-кий режим
15)Форма правления- организация вышестоящих органов гос-ной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами гос-ва, с пол-ми партиями, классами и соц-ми группами.
Виды формы правления:
1) Монархии
· Абсолютная, ограниченная, дуалистическая, теократическая, сословна-представительная.
2) Республики
· Президентская, смешанная, парламентская.
16)Республика- форма гос-го правления, характеризующаяся выборностью власти, её срочностью и зависимостью от избирателей.
Признаки:
1) Верховная власть осуществляется выборными органами.
2) Источник власти- народ (выборы высших и местных органов власти, органов местного самоуправления).
3) Срочность полномочий парламента и президента.
4) Юридическая и пол-кая ответственность главы гос-ва и других должностных лиц.
Виды:
v Президентская (США, Мексика, Ирак)
Президент избирается всем населением, президент формирует и возглавляет пра-во, является главой гос-ва и не подчиняется парламенту.
+президент обладает широкими полномочиями .
Стабильна и более эффективна.
-концентрация власти в руках президента.
Президент->культ личности.
v Парламентская(ИТАЛИЯ, фрг)
(правительство формируется парламентом; правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед президентом.)
· Верховная власть у парламента
· Президент избирается народом, а парламент специальной коллегией образуемой из парламента
· Правительство формируется парламентским путем, глава пра-ва-лидер правящей партии.
· Парламент может свергнуть правительство
· Сильная законодательная власть
-при многопартийной системе, возможны частые правительственные кризисы.
v Смешанная( Франция, РФ, Финляндия)
Президент и парламент избирается народом. Правительство избирается парламентом по рекомендации президента. Правительство подчинятся и президенту и парламенту. Президент не возглавляет пра-во, и не несет ответственность за его деятельность.
17)Монархия- форма гос-го правления, при которой высшая власть передаётся по наследству и осуществляется бессрочно.
Признаки:
1) Наличие единоличного правителя
2) Династическое наследование власти
3) Пожизненность правления
4) Вся власть в руках монарха
5) Монарх не несёт ответственность за управление страной, он несёт ответственность только перед Богом и историей.
Виды:
a. Дуалистическая(монарх не может принять пол-кое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха.)
b. Парламентская или конституционная
§ Власть монарха ограничена во всех сферах гос-ной власти.
§ Правление основано на принципе разделение властей и парламентаризма.
§ Исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом.
§ Пра-во формируется из представителей партии, глава пра-ва лидер правящей партии.
18.)Форма гос-го устройства- элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру гос-ва, способ его пол-го и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего гос-ва с органами его составных частей.
Все гос-ва разделяют на простые и сложные.
Виды:
a. Унитарное гос-во(простое)
Составные части не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами пол-ких международных отношений.(республика Беларусь, Польша, Болгария)
Единое суверенное гос-во, одна Конституция, единые формы власти, единое законодательство, единые вооруженные силы, единая налоговая и финансовая система.
§ Централизованное унитарное гос-во(местное самоуправление возглавляют должностные лица, назначенные центральной властью).
§ Децентрализованное унитарное гос-во( мест. самоупр. Возглавляют органы мест. самоуп., избираемые населением).
b. Федеративное гос-во(сложное)
Единое суверенное гос-во, субъекты которого, обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов гос-ной власти и своё законодательство.
c. Конфедерация
Временное содружество государств.
Союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей пол-го, эко-го или оборонного характера.
Общие на всех органах (состоящие их представителей субъектов).
При этом каждое гос-во сохранило свой суверенитет, свою систему гос-ной власти, своё законодательство и сове гражданство.
19.)Федеративное гос-во- сложное, союзное гос-во, части которого являются гос-ными образованиями и обладают относительной пол-кой самостоятельностью.
Состоит из ряда других государств или гос-ных образований (членов федерации). Каждое из них имеет свое административно- территориальное деление, свои высшие и местные органы гос-ной власти и управления, своя конституция и федеральные законы.
Признаки:
1) Территория федерации состоит из её отдельных субъектов: штатов, республик.
2) В союзном гос-ве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-ным органам, компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
3) Субъекты федерации могут принимать свою конституцию, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4) В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5) Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные гос-ные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
6) Двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата – орган общесоюзного представительства(депутаты в неё избираются со всей страны), вторая – признана представлять интересы членов федерации.
Основная статья: Федеративное устройство России.
20.)Унитарное гос-во- простое, единое гос-во, не имеющее в своём составе гос-ных образований, обладающих пол-кой самостоятельностью.
Признаки:
1) Единая конституция и единая правовая система.
2) Единые высшие органы власти.
3) Единая система законодательства.
4) Единая денежная единица, вооруженные силы, национальная символика и абсолютную международную правосубъектность.
5) Составные части унитарного гос-ва не имеют гос-го суверенитета.
6) Единый гос-ный язык.
Виды:
Ø Централизованное
Унитарные гос-ва, в которых во главе местных органов гос-ной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. ( пример- Туркменистан)
Ø Децентрализованное
Местные органы гос-ной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (осуществляется местное самоуправление), ( пример-Испания, Италия).
Ø Относительно децентрализованное
Территориальные органы высшего уровня носят исключительно административных характер, а самоуправляются лишь низовые единицы областной администрации (пример- Болгария).
Иногда выделяют:
o Гос-ва с одной автономией ( например, Украина с автономной республикой Крым)
o Гос-ва со многими автономиями( например, Испания с автономными сообществами (областями)).
o Гос-ва с разно уровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
21.)Демократический режим-система методов и приёмов, с помощью которых население участвует в осуществлении гос-ной власти по средствам прямой и представительной демократии, принимая решения большинством, с учетом меньшинства.
Признаки:
1) Народовластие (народ единственный источник власти).
2) Свобода предпринимательства и признание частной собственности.
3) Гарантия прав и свобод человека и гражданина.
4) Гос-ная власть осуществляется по принципу разделения властей.
5) Выборность и сменяемость органов гос-ной власти.
6) Централизация гос-ной власти.
7) Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов гос-ва и в контроле за ними.
8) Учёт интересов и мнений меньшинства.
9) Пол-кий плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений)
10) Наличие легальной оппозиции.
Виды:
§ Либерально-демократический
Плюрализм во всех сферах об-ной жизни
-экон. Основой служит рыночная экономика
-разделение властей
-равновесие в отношении личности и гос-ва
-высокое пол-кое, нравственное и правовое сознание человека.
§ Собственно-демократический
Равенство и свобода всех людей
-макс. использование в пол-кой жизни демократ. Институтов( митинги, петиции, шествия)
-принятие гос-ных решений по воле большинства, нос учетом мнений и интересов меньшинства.
-строгое разграничение полномочий между центрами и мест. органами( мест. органы решают все вопросы касающиеся мест. населения).
-утверждают верховенство закона, режима законности, высокая правовая культура об-ва.
22.)Авторитарный пол-кий режим.
Гос-вом руководит узкий круг лиц- правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Признаки:
1) Власть элиты не ограничена законом.
2) Народ отстранен от управления гос-вом и не может контролировать деятельность правящей элиты.
3) Многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются.
4) Имеются сферы свободные от пол-го контроля-экономическая и частная жизнь, контролю подлежит главным образом пол-кая сфера жизни об-ва.
5) Приоритет интересов гос-ва перед личными интересами.
6) Принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.
23.)Тоталитарный пол-кий режим.
Всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни об-ва, опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Признаки:
1) Единая для всей страны официальная идеология.
2) Инакомыслие в запрете.
3) Монополия на информацию, введение гос-ной цензуры.
4) Подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения.
5) Слияние гос-го и партийного аппарата.
6) Жёсткая централизация власти, которую возглавляет вождь.
7) Упразднение местного самоуправления.
8) Отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение гос-ной собственности.
Виды:
§ Левый тоталитаризм (коммунизм)
§ Правый тоталитаризм(фашизм)
§ Религиозный тоталитаризм (исламский фишизм)
24.)РФ с точки зрения формы гос-ва.
Характеристика
Форма правления- республика
Форма гос-го устройства- федерация.
Гос-ный режим –демократический.
Характеристика
Россия- федеративное гос-во.
Гос-ное устройство основано на принципе федерализма. Это означает, что гос-во состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конст. РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не зависимыми гос-ми.
Характеристика
Россия- правовое гос-во.
25.)Государственный аппарат-часть механизма гос-ва, представляющий собой совокупность гос-ных органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос-ной власти.
Структура:
Государственный аппарат
Ведомство
(совокупность гос-ных органов, специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль гос-го управления и линейно подчиненных единому центру (министерству, департаменту). Пример: Налоговая полиция, таможенная служба, прокуратура)
Гос-ный орган
(некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций гос-ва.)
Структурное подразделение
(отдел, управление, служба, задачей и функцией которого производны от гос-го аппарата.
Не обладает внешней самостоятельностью, т.е. не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.
Гос-ный служащей
(гражданин, занимающий должность в гос-ном органе и на профессиональной основе, реализующий задачи и функции этого органа)
Гос-ная служба
( профессиональное общественно полезная деятельность по реализации задач и функций гос-ва лицами, занимающими должность в гос-ных органах.)
26.)Механизм гос-ва-система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции гос-ва.
Весь гос-ный механизм, все гос-ные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные)-это организованные группы граждан, которые в определенном правовом-порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
Структура:
1. Гос-ные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени гос-ва.
§ Органы представительной власти
§ Органы исполнительной власти
§ Судебные органы
§ Контрольно-надзорные органы
2. Гос-ные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании гос-ной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и др..
ü Гос-ные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные функции и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки.
ü Гос-ные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны.
ü Гос-ные гражданские служащие-те лица, которые профессионально занимаются управлением гос-ва, поэтому занимают гос-ную должность.
ü Здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма гос-ва.
27.)Государственный аппарат РФ
Основывается на принципе разделения властей. В соответствии с ним все гос-ные органы России подразделяются на:
ü Законодательные( федеральное собрание, парламент РФ(гос-ная Дума и Совет Федераций)
ü Судебные( суды РФ)
ü Исполнительные( правительство, федеральные министерств аи ведомства)
С учетом федеративного устройства России гос-ные органы также делятся на :
ü Органы гос-ной власти РФ( федеральные гос-ные органы)
ü Органы гос-ной власти субъектов РФ
Центральной фигурой в системе органов гос-ной власти является ПРЕЗИДЕНТ. Также высшим органом исполнительной власти в РФ ( наряду с Президентом РФ и под его руководством) является правительство РФ( председатель правительства утверждается Гос-ной Думой РФ по представлению Президента РФ, а федеральные министры назначаются Президентом РФ.
Высшим законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание, парламент РФ, который состоит из 2 палат:
1) Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе).
2) Совет Федерации ( состоит из 178 членов, которые выдвигаются из субъектов федерации ( по 2 из каждого); по должностному принципу из глав субъектов РФ, председателей представительных( законодательных) органов субъектов РФ).
Правосудие в РФ осуществляется путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства- только судом.
Высшими органами судебной власти в РФ являются:
ü Верховный суд РФ ( судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции),
ü Высший арбитражный суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров).
ü Прокуратура РФ
Органы гос-ной власти субъектов РФ:
ü Глава субъекта РФ
ü Законодательный (представительный) орган субъекта РФ
ü Органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ
В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы.
В гос-ный аппарат РФ по мимо органов гос-ной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.
28.)Легальность гос-ной власти- юридическое обоснование власти, соответствие действий гос-ных органов существующему в стране законодательству.
Создана и функционирует на законном основании, т.е. власть, ограничена законом и действующая в рамках закона.
Легитимность гос-ной власти- качество взаимоотношений гос-ва и об-ва, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в её праве подчинять.
Власть признана населением страны, готовым ей подчиниться, это власть которой население доверяет. Легитимность власти – её нравственная оценка.
29.)Гос-ный орган-структурные звенья гос-го аппарата.
Для его создания, необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Система гусиных органов устанавливается Конст. РФ.
Виды:
1) Первичные( гос. Дума, президент)
Производные (правительство)
2) По объему властных полномочий
-высшие
-местные
3) По широте компетенции
-общие
-специальные
a) Законодательный орган->парламент->принимает законы
b) Глава гос-ва (президент, монарх)
c) Судебные(независимый орган, осуществляет правосудие)
Особенности:
1) Не смотря на- самостоятельность, гос-ные органы являются частью большой системы.
2) Гос-ный орган состоит из гос-ных служащих.
3) Органы гос-ва имеют внутреннюю структуру.
4) Наличие компетенции.
5) Для реализации этой компетенции, они имеют материальную часть.
6) Есть властные полномочия.
§ Издавать обязательные правовое акты.
§ Осуществлять меры по их исполнению.
30.)Правовое гос-во-организация пол-кой власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания гос-ной власти с целью избежать злоупотреблений.
Признаки:
1. Господство права во всех сферах жизни общества.
2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Принцип разделения властей
31.)Социальное гос-во- гос-во создающие фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, а также осуществление комплексных мер по поддержанию неимущих групп населения.
Принципы:
1) Создает достойный для человека уровень жизни.
2) Стремится обеспечить социальное равенство (равенство стартовых возможностей).
3) Социальная защита малоимущих (социальное страхование).
4) Стремится к подъему благосостояния всего об-ва (показатель уровня нищиты).
32.)Предпосылки формирования правового гос-ва в РФ.
¨ Обеспечение хорошего материального обеспечения граждан.
¨ Проведение разгосударствления социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
¨ Совершенствование законодательства и единой системы контроля и надзора за его провидение в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.
¨ Укрепление судебной системы, широкое введение суда присяжных.
¨ Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении гос-вом и общественными делами.
¨ Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
¨ Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.
¨ Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.
33.)Права человека –совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями гос-ной или иной власти. Естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах об-ной жизни. Свобода: совести, вероисповедания, мысли и слова.
Классификация:
1) Личные права и свободы
v Право на жизнь
v Право на свободу и личную неприкосновенность
v Право на неприкосновенность частной жизни
v Право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
v Право определить и указать свою национальную принадлежность
v Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества
v Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства
v Право на свободу совести, свободу вероисповедания
v Право на свободу мысли и слова
v Право на информацию
2) Политические права и свободы
v Право на массовую информацию
v Право на объединение
v Право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования
v Право избирать и быть избранным
v Право граждан на участие в управление делами гос-ва
-право избирать и быть избранным
-право участвовать в отправлении правосудия
v Право на обращение
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
v Право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности
v Право частной собственности
-право в сфере труда
v Право на отдых
-право на социальное обеспечение
-право на жилье
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь
-право на благоприятную окружающую среду
-право на квалифицированную юридическую помощь
-право на судебную защиты
v Право на возмещение гос-вом вреда
v Право на образование
v Право на участие в культурной жизни
34.)Правовой статус человека и гражданина-признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий гос-ных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за иными субъектами права.
Структурные элементы:
a) Правовые нормы
b) Правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом
c) Основные права, свободы и обязанности
d) Законные интересы
e) Гражданство
f) Юридическая ответственность
g) Правовые принципы
h) Правоотношения
35.)Права и свободы человека и гражданина в РФ.
Механизм защиты
36.)Внутригосударственные гарантии
В Конст. Закреплены основные гарантии.
Внутригосударственные-Общие гарантии:
1) Защита прав и свобод- обязанность гос-ва.
2) Самозащита прав и свобод. (не запрещенные законом-ст.45.ч.2)
3) Судебная защита(ст.46)
4) Возмещение вреда (ст.53)
5) Неотменяемость прав и свобод
6) Возраст ( с 18 лет, ограничение- признание недееспособности)
Гарантии правосудия:
1) Гарантии подсудности(разбор дела в том суде и тем судьей, которое предусмотрено законодательством)
2) Право на юридическую помощь
3) Презумпция невиновности(ст.49_любой человек считается невиновным, пока его виновность не доказана)
4) Запрет повторного осуждения (ст.50-нельзя осудить 2 раза за одно, и тоже преступление)
5) Недействительность незаконно полученных доказательств(ст.50,ч.2)
6) Право на пересмотр приговора ( а также просить о помиловании или смягчении приговора)
7) Гарантия от самообвинения( нельзя принудить к даче показаний против себя, а также против родственников)
8) Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.
9) Запрет обратной силы закона (ст.54)
Международно-правовые гарантии
Специальные органы, осуществляющие международный контроль, за деятельностью государств, в сфере обеспечения прав и свобод человека. Их решение не носят обязательный характер, но создают негативное общественное мнение мирового сообщества.
1) Общечеловеческая ценность.
2) По содержанию является общедемократическим(согласование гос-в).
3) Служит фактором сближения различных правовых систем.
Занимают подчиненное положение по отношению к Конст. Любого гос-ва, как к высшему акту страны.
4) Признание субъектом, международного права личности (=>личность может обращаться в междун. Судебные органы).
Начинают действовать только после того, ка исчерпаны возможности внутригосударственного механизма.
¨ ООН-Центр по правам человека
¨ Европейский суд по правам человека ( решение Европейского суда является окончательным и обязательным, если государство-участник не принимает решение суда, Европейский суд вправе наложить на него штраф или приостановление его членства в Совете Европы).
37.)Пределы вмешательства гос-ва в сферу и об-ных интересов.
Условно все отношения в об-ве можно разделить на 2 группы:
1) Отношения, урегулированные правом.
2) Отношения, урегулированные иными (неопределенными) нормами.
Пределы вмешательства гос-ва в сферу частных интересов:
1) Законодательные органы и их должностные лица, осуществляют правоприменительную деятельность, которая основана на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом».
2) «разрешено все, что не запрещено законом», не является правонарушительным действием.
В соответствии с законами РФ гос-ное вмешательство в сферу частных интересов возможно:
1) Чрезвычайные ситуации( стихийные бедствия, эпидемии).
2) Гос-ная целесообразность(решение обще социальных задач: поддержание обороноспособности страны, забота о бедных).
3) По инициативе заинтересованного лица, при разрешении кофликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений( взыскание долга с должника, признание лица дееспособным).
4) Реализация уголовной ответственности за преступление (лишение свободы, принудительные работы).
38.)Сущность современного государства.
Сущность гос-ва – главное, что определяет его содержание, назначение и функционирование ( заключается в наличие определенной власти, аппарата принуждения и управления).
39.)Право-система, общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование об-ных отношений («одни из видов регуляторов об-ных отношений; система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных гос-вом правил поведения, регулирующих об-ные отношения»).
Признаки:
· Социальность
· Нормативность( система норм- правила поведения, меры поведения)
· Обязательность( правовые нормы обеспечиваются возможностью гос-го принуждения- держим ответ за нарушение)
· Формализм(законы-работа над ними (порядок его создания, изменения, отмены))
· Процедурность(создание, применение, защита( процедурные правила, процессуальный порядок (суд, полиция))
· Неперсинфицированность
· Институциональность
· Объективность
40.)Право в системе социального регулирования.
«формальная определенность, т.е. определенность по форме».
Определяет возможное и обязательное поведение индивидов и их коллективных образований. Осуществляет различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции.
Под социальным регулированием понимается упорядоченность об-ных отношений.
Виды социального регулирования:
1) Нормативное.
Индивиду или группе в целом задается определенный вид поведения, его форма , тот или иной способ достижения цели, реализиции намерений и т.д., задается должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в об-ве, а реальное поведение людей и отношение членов об-ва и различных социальных групп, оцениваются в соответствии со стандартами-нормами.
Осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения.
Основные характеристики нормативного регулирования:
· Носит об-щий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц.
· Рассчитано на неоднократно долгое применение во времени.
· Рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций.
2) Индивидуальное.
Осуществляется через задание объекту требуемого результата, путей его достижения; оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия.
Характеристика:
· Относится к конкретному лицу или группе одноименных лиц.
· Рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации.
· Разовое применение, не относится ко всем подобным ситуациям.
41.)Право- система, общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Сущность права-главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.
Сущность права- система общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласий и снятия об-ных противоречий.
Функции права: -основные направления правового воздействия на об-ные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности.
1) Определяются сущность права и его соц-ным назначениям.
2) Характерно необходимое воздействие права на об-ные отношения.
3) Направлены на осуществление, наиболее важных, корректных задач стоящих перед правом на данном этапе развития об-ва.
4) Активное воздействие на об-ные отношения.
5) Характерна- непрерывностью, длительного действия.
Внутренние функции права:- способы юридического воздействия на поведение людей и об-ные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют юридические функции права.
Внешние функции права: -характеристика права, как социального регулятора, к ним относятся обще-социальные функции:
1) Культурно-историческую (достижение мировой культуры)
2) Воспитательную (воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правового поведения)
3) Специальный контроль ( удержание от совершения неправомерных действий)
4) Информационно-регулирующею(информирует о социально значимом поведении и способом соц-но полезного поведения)
42.)Источник права- официальные формы выражения и закрепление норм права, действующих в данном гос-ве (официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения).
Виды:
1) Правовой обычай (обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его гос-вом).
2) Судебный прецедент (решение суда, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при рассмотрении аналогичных дел)
3) Правовая доктрина (система взглядов на проблемы правового регулирования об-ных отношений и иные государственно-правовые явления).
4) Договоры нормативного содержания (нормативные договоры).
Соглашение 2 или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются правила.
5) Религиозные нормы ( гос-ные законы не могут противоречить религиозным нормам (относятся к теократическим гос-вам-мусульманские страны)).
6) Принципы права (основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития об-ных отношений).
7) Судебная практик - основана на Конст. РФ.
8) Международное право (укрепление сотрудничество между гос-ми).
9) Нормативно-правовые акты (главные институты права; акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в соподчиненности с другими актами).
43.)Правовой обычай.
Исторически первый источник права. Правовой обычай-обычай, признаваемый или допускаемый гос-вом. Обычаи становятся правовыми, если отвечают интересам гос-ва.
Правовой обычай-исторически сложившиеся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного применения, которому гос-во придает обще-обязательный характер. Пример: Великобритания-формирование правительства, институтов королевской власти.
44.)Судебный прецедент.
Решение суда по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательно правило при рассмотрении аналогичных дел.
Характеристика:
· Обладает обще-обязательной юридической силой.
· Результат правотворческой деятельности судов.
· Подчиняется закону
a) Законом может быть отменен- прецедент.
b) После принятия закона, прецедент прекращает свое действие.
c) Суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом.
Для судов обязательно не все судебное решение или приговор, а лишь правовая позиция судья.
Применение прецедента судьями:
ü Не применять судебный прецедент из-за особенностей рассмотрения дела.
ü Выбрать существующий прецедент и по-своему объяснить.
ü Создать новую норму.
Прецедентное право- право создаваемое судьями, судебное право.
45.)Правовая доктрина.
Система взглядов на проблемы правового регулирования об-ных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.
Признаки:
1. Результат профессиональной научной деятельности
2. Способы выражения позиций ученых по проблемам правового содержания.
3. Имеет особую форму выражения-научного исследования текстового изложения каких-либо право положений.
4. Обще значимость т.е. отражает потребности социально-экономического, пол-го и духовного развития гос-ва и об-ва на конкретные исторические этапы.
Виды:
· Общеправовая
· Отдельной отрасли права
· Отдельного правового института
Правовая доктрина:
ü Правотворческая ( деятельность-разработка законопроектов; проведение юридической экспертизы законопроекта; влияние на правосознание законодателя).
ü Право применение ( исполнение и дополнение пробелов в праве ( с помощью доктиры). Судебное усмотрение-судья выбирает из закрепленных альтернативных правовых норм, решений по судебному делу ( существует только в пределах закона)).
46.)Нормативный договор ( договоры нормативного содержания)
Соглашение 2 или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Особенности:
ü Цель – реализация об-го интереса (например: обеспечение прав и свобод человека и гражданина)
ü Представляет собой согласованное волеизъявление не менее 2 субъектов, 1 из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями.
ü Содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных индивидуальных субъектов.
ü Заключается на основе норм публичного права- конституционного, административного, финансового и др..
ü Подлежат обязательной публикации в силу общеобязательных договорных условий.
ü Оформляются по определенным процедурно-процессуальным правам.
ü Занимают место близкое к нормативно-правовым актам, т.к. дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средствам решения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании об-ных отношений.
Нормативные договоры играют роль дополнительного источника права, т.к. не могут противоречить законодательству, выходить за пределы законов.
Виды:
a) О компетенции.
Федеральный договор « О разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ».
b) О взаимодействии.
Межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности.
Договорная форма распространена в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений (ст. 40 трудового кодекса РФ, коллективный договор- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и между работником и работодателем).
Самая перспективная форма, т.к. отвечает интересам сторон регулируемого об-го отношения, способствует децентрализации гос-го управления.
47.)Нормативно-правовой акт.
Главный источник права.
Признаки:
1) Письменная форма.
2) Содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения.
3) Исходят от гос-ва (гос-ных органов и должностных лиц, наделённых правом изменять, принимать, дополнять нормы права).
4) Принимаются в особом порядке ( «правотворческий процесс»).
5) Иерархическая подчиненность актов.
Нормативно-правовой акт-акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит отношениях соподчиненности с другими актами.
Конституция
Законы(конституционные)
Подзаконные акты (указы президента, акты министерств и ведомств, постановления правительства)
Виды:
v Законы
Конституционные
-конституция
-законы, которые изменяют и дополняют текст конституции
-законы, необходимость изменения которых предусмотрена самой конституцией.
Обыкновенные
-кодифицированные(основы законодательства, кодексы)
-текущие
В федеральном гос-ве законы делятся на :
1) Федеральные (общефедеральные).
2) Законы субъектов федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты.
Должны быть основаны на законе и должны ему противоречить.
В РФ подзаконные нормативно-правовые акты:
ü Указы президента РФ
ü Нормативные акты правительства РФ
ü Нормативные акты центральных органов исполнительной власти
48.)Действие во времени: определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта ( и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.
Действие в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного гос-ва.
Действие по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта ( его норм), исключение, например: право избирать и быть избранным-только граждане данного гос-ва.
49.)Правотворчество-деятельность компетентных органов по принятию, решению и отмене юридических норм.
Принципы:
1) Законности.
-принятие нормативно-правовых актов субъектами соответствующими полномочиями и в их пределах.
-оформление определенной процедуры
-выбор формы акта должен соответствовать содержанию выбираемого акта.
-новый акт не должен противоречить конституции, законом и т.д.
2) Демократизма.
Население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях; особенно если это касается прав и свобод личности.
-референдум
-СМИ- обсуждение проектов актов, законопроектов.
3) Научности.
-разработка научно-обоснованной стратегии правотворчества в стране.
-планирование приоритетности принимаемых актов.
-прогнозирование соц-ных последствий действия новых актов и норм.
-учет достижений юридической науки отечественной и мировой.
-учет научных рекомендаций.
4) Профессионализма.
Профессионалы в сфере правотворчества (образование, опыт, знания).
5) Гласности.
Все принимаемые акты подлежат обязательному публикованною, т.е. доведению до сведения населения.
6) Системности.
Новые акты должны «вписываться» в систему законодательств, не противоречат действующим актам.
Цели: обоснование и совершенствование законодательства. Отменяет, изменяет и создает нормы в связи с динамикой развития об-ва( соц-ные изменения: духовные, социальные, пол-кие, соц-но-экономические потребности).
50.)Законодательный процесс- это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих соц-ных, пол-ких, экономических интересов.
Этапы:
- законодательная инициатива (закрепленное в Конст. РФ право определенных субъектов на внесение законопроекта в законодательные органы, влекущие его обязательное рассмотрение).
-подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепций, создание текста, правовая экспертиза, пояснительная записка).
-обсуждение (выступление в комиссиях и комитетах законодательного органа, заключения, опубликования для обсуждения).
-принятие закона (голосование ( принятие большинством голосов) тайное, открытое, письменное).
-подписание закона (главой гос-ва).
-опубликование закона (ведомости, газеты и т.д.).
51.)Проблемы в праве-отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Единственный способ устранить пробелы в праве-принятие соответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм.
Воспаление пробелов:
1) Аналогия закона.
Существование аналогичных норм, т.е. норм, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем с которыми столкнулся правоприменитель (применяется при отсутствии норм, регулирующих конкретные об-ные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие об-ные отношения).
2) Аналогия права.
Отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права (принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом).
Юридические коллизии-противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные об-ные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе право применения и осуществление гос-ми органами и должностными лицами своих полномочий.
Способы устранения:
¨ Принятие нового акта взамен спорящим или отмене 1 из противоречащих друг другу.
¨ Разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать правотворческие и правопринимательные органы.
¨ Судебный порядок (рассмотрение споров в суде).
¨ Официальное толкование, судебное толкование.
¨ Согласительно-примени тельные процедуры.
¨ Временные или специальные режимы ( постановление действия акта или функции отдельного органа или должностного лица).
52.)Закон- нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные об-ные отношения.
Признаки:
1) 1 место в системе законодательства, т.к. обладает высшей юридической силой.
2) Регулирует об-ные отношения.
3) Действует сразу, без последующих актов.
4) Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами (ст.104 Конст.РФ-налоги¸выпуск гос-займов).
5) Гос-ный надзор за его исполнением (прокуратура).
6) К подготовке и происхождению более строгие требования, чем к другим актам.
53.)Система законодательства-совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права; внешняя форма выражения закона.
Элементы: нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).
54.)Система законодательства в РФ.
55.)Система права- внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подо рослей и отраслей права.
Элементы: нормы права, субъинституты права, правовые институты, под отрасли права, отрасли права.
-отрасли права.
-институты права.
-нормы права.
-элементы нормы права.
56.)Отрасль права- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род об-ных отношений.
В состав отрасли входят институты, под институты, под отрасли, регулирующие однородные об-ные отношения.
1.) Предмет.
Какие об-ные отношения регулирует данная отрасль. Об-ные отношения могут стать предметом правового регулирования, если :
-они отличаются устойчивостью, повторяемостью.
-гос-во и об-во, заинтересованы в придании этим об-ным отношениям правовой формы, в их охране и защите.
-отличаются способностью к внешнему контролю- судебному, административному со стороны гос-ва.
2.)метод.
Какими способами , средствами, приемами регламентируются данные об-ные отношения.