Обеспечение права на судебную защиту
Корни данного принципа также уходят в сущность демократического государства. Он тесно связан со значением суда как демократического органа, а также с природой государства, дело в том, что зачастую в отношениях между гражданами, гражданами и государственными органами, публичными организациями возникают ситуации, так или иначе приводящие к ущемлению чьих-то прав. Вследствие ошибки какого-либо чиновника или управляющего, взаимодействующего с гражданами, в действительности страдают люди. Правильным для того чиновника или управляющего было бы признать свою ошибку, исправить её и возместить ущерб. Однако особенности функционирования государственных органов, да и в целом психология людей таковы, что такое происходит крайне редко, а гораздо чаще возникает спор, где каждая сторона считает, что именно её позиция правильная. Обращаться в тот же орган, от которого гражданин претерпел ущемление прав, или в подобный ему, не имеет смысла, так как маловероятно, что кому-то захочется разбираться с жалобами обиженных граждан.
В таких условиях необходим специализированный орган, созданный именно для рассмотрения жалоб граждан и предоставления им правовой защиты. Орган, право обращения в который было бы незыблемым и неотъемлемым для всех людей. В качестве такого органа, в котором можно получить компетентную правовую защиту, выступает суд.
Статья 46 Конституции РФ говорит:
«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»1
Из этой статьи можно отметить несколько важных моментов. Во-первых, на законодательном уровне в конституции закрепляется, что каждый (что подразумевает не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства) без каких-либо ограничений может рассчитывать на справедливое удовлетворение своих интересов.
Во-вторых, особый акцент сделан на возможность защиты от неправомерных действий публичных образований, в первую очередь государственных органов. Это как раз характеризует суд, как орган, исправляющий ошибки других госорганов. Об этом говорилось выше. В свою очередь, этот пункт характеризует государство как демократическое, ведь оно способно признавать свои ошибки и настроено на диалог с гражданами, допускает возможность их правоты, а не безоговорочно диктует им свою волю.
Наконец, данная норма указывает на возможность обращения граждан в международные органы правосудия, что характеризует государство опять же как открытое и не боящаяся того, что граждане найдут справедливость за рубежом, если не нашли её в своей стране. К подобным органам относятся Европейский суд по правам человека, комитеты и комиссии при ООН: по правам человека, по ликвидации расовой дискриминации, против пыток и т.д.
Именно подобный открытый подход, возможность обращаться в многочисленные инстанции, как в России, так и за рубежом, помогает достичь важнейших целей:
1.Обеспечить каждому обширный ресурс возможностей по защите своих прав.
2. Улучшить эффективность работы государственных органов, осознающих неизбежность того, что их ошибки или небрежность в отношении граждан будут замечены, и им самим придётся их исправлять.
Также принцип неотъемлемости права на судебную защиту нашёл отражение в многочисленных международных декларациях и договорах. Статья 10 Всеобщей декларации прав человек гласит: «Каждый человек…имеет право, на основании полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.»1
Государства-члены международного сообщества договариваются о развитии собственных судебных систем и в обмене опытом, дабы обеспечить на территории всего земного шара развитое правовое пространство. По Международному пакту о гражданских и политических правах договаривающиеся стороны обязуются «развивать возможности судебной защиты»2.