Непосредственные причины переворота на Украине
Водоразделом, расколовшим современную историю Украины, стало решение президента Януковича осенью прошлого года отказаться от ассоциированного членства в Евросоюзе и пойти в направлении Таможенного союза с Россией и другими странами. Такое решение было совершенно обоснованным прежде всего с экономической точки зрения.
Однако в правящих кругах в Киеве придерживались сугубо идеологического прозападного курса. И только в самый последний момент, когда нужно было определяться, руководство Украины признало экономические реалии и заявило о намерении вступить в Таможенный союз. Между тем общественное мнение стараниями многочисленных «общественных организаций» и средств массовой информации, подконтрольных Западу, уже было развернуто в сторону Европы. Народ не имел достоверной информации о неизбежных тяжелейших последствиях второсортного членства в Евросоюзе. Но мечта о «воссоединении с Европой» уже давно туманила головы интеллигенции и обывателей, наивно ожидавших, что ассоциированное членство в ЕС автоматически приведет украинцев к европейскому уровню благосостояния. Потому решение о вступлении в Таможенный союз было воспринято этой частью украинского общества как крушение хрустальной мечты. Массовое раздражение выплеснулось на улицы столицы, которая уже давно подпала под влияние крикливой Западной Украины.
Однако заполыхавший в ноябре прошлого года Майдан постепенно выдохся. К январю этого года на нем еще кучковались две-три сотни фанатиков и полубомжей, которые нашли способ самовыражения и источник бесплатной «похлебки» в центре столицы. Между тем снижение градуса противостояния явно не входило в планы тех, кто реально управлял событиями на Украине. В затухающий костер общественного недовольства западные политики и спецслужбы начали вплескивать изрядные дозы воспламенителей. Повальная безработица и русофобство «западенской» интеллигенции разжигали радикализм, умело направляемый против России.
Конечно, было бы неверно сводить дело только к проискам западных политиков и спецслужб. Немалую долю вины за вспыхнувший пожар несут и г-н Янукович с его командой. Эта «команда», вернее, семья бывшего президента, с приходом к власти начала агрессивно конвертировать политическую власть в капитал. Алчность «донецких», как их называли в народе, не имела пределов. Недовольство народа постоянным ухудшением экономического положения слилось с острейшим негодованием весьма активной части населения – малого и среднего бизнеса – в связи с «грабиловкой». В общественном сознании Янукович ассоциировался с Россией. Отсюда и антироссийские обертоны Майдана.
Но есть ли у нас моральное право осуждать украинский народ за то, что он в большинстве своем еще не проникся осознанием необходимости возрождения братского союза с Россией? У нас было бы такое право, если бы РФ являла собой пример социального государства, если бы в ней были искоренены олигархия, тотальная коррупция, принципы бандитского капитализма. Вот тогда украинский народ без колебаний встал бы под одни знамена с Россией – под те знамена, которые были для него спасительными в прошлом.
Гремучая смесь, которая привела к социальному взрыву на Украине, состояла из нескольких основных элементов: законного недовольства основной массы народа постоянным ухудшением своего материального положения; негодования малого и среднего бизнеса «рейдерством» со стороны команды Януковича; стремления «западенской» интеллигенции еще плотнее оседлать общественное мнение Украины, а также интриг проамериканских политиков и спецслужб, направленных на усиление раскола между Украиной и Россией.
Между тем российская правящая группировка видела, да и сейчас видит, в Украине прежде всего территорию, по которой проложена газовая труба. Поэтому политика верхов РФ сводилась почти исключительно к обеспечению беспрепятственного потока газа в Европу. Общественные настроения на Украине не только не были предметом интереса и воздействия со стороны российской «элиты», но и полностью игнорировались как фактор абсолютно несущественный на фоне интриг «верхов» двух стран вокруг газовой трубы. За это народам братских республик приходится платить дорогую цену.