Изучение нового материала. Некоторые другие методы исследования.

ЛЕКЦИЯ 23.

Некоторые другие методы исследования.

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о других методах исследования, не рассмотренных ранее: аналогии, модели, методе восхождения от абстрактного к конкретному».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Аналогия. Модель. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение индуктивного метода исследования.

3.2. Чем полная индукция отличается от неполной?

3.3. Как можно проверить достоверность индуктивных обобщений?

3.4. Как подразделяется неполная индукция по способам обоснования заключения?

Изучение нового материала.

4.1. Помимо рассмотренных ранее методов исследования (беседа, наблюдение, эксперимент и пр.), существует еще несколько методов, которые также могут пригодиться при проведении иследования в рамках учебного проекта. Под запись. «Аналогия (греч. anālōgía — соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в каких-либо свойствах. При умозаключении по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. п.) в каком-либо смысле, объект. По отношению к конкретным объектам заключения, получаемые по аналогии, носят вероятный характер; они являются одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений и играют важную роль в научных открытиях. Если же выводы по аналогии относятся к абстрактным объектам, то они при определённых условиях могут давать и достоверные заключения.

Моделирование, исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.). И материальная, и идеальная модель строятся по принципу аналогии, т.е. сходства фиксируемых в них свойств со свойствами изучаемого с их помощью явления или процесса. Полученные данные используются в дальнейшем исследовании этого явления или процесса.

Их изучение с помощью моделирования носит, как правило, эвристический характер, открывающий нечто новое. При анализе самой модели обнаруживаются свойства, которые отсутствуют у отдельных ее частей и их простой суммы. Модель кодирует ту информацию, которую люди раньше не знали, в силу этого модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических нуждах. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному как бы объединяет в определенном соотношении предыдущие общенаучные методы исследования. Различные процессы первоначально воспринимаются субъектом как некая совокупность явлений, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни. Возникающие при этом его эмпирические, чувственно-конкретные представления о данных явлениях отражают те или иные их стороны и содержат некие знания о складывающихся из указанных явлений социально-экономических и политических процессах, однако носят довольно поверхностный характер.

Процесс познания на этом не останавливается и движется дальше – от чувственно-конкретных представлений о том или ином явлении или процессе к мысленно-абстрактным знаниям о его отдельных сторонах, свойствах и т.д. Любая научная абстракция, выраженная в форме того или иного понятия, глубже отражает свойства изучаемого явления или процесса, чем эмпирические представления о них, ибо выражает необходимые и существенные их свойства, отделяя их от всего случайного и несущественного. Следовательно, происходит более глубокое познание содержания и сущности того или иного явления и процесса. Совершаются такие операции, как анализ и синтез, соответствующие индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогия, построение мысленных моделей. В результате абстрактные понятия, выстраиваясь в определенную систему, способствуют появлению целостного знания об изучаемом явлении или процессе, отражающего внутренние связи и взаимодействия составляющих их элементов. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетрадь тему вашего исследования, прочитайте ее и подумайте, возможно ли в вашем случае применение любого из методов исследования, рассмотренных сегодня на лекции. Если считаете, что возможно применение аналогии, запишите в тетрадь, аналогию с каким объектом можно применить для исследования по избранной теме. Если считаете, что возможно применение моделирования, запишите, модель какого процесса можно составить в рамках исследования по избранной теме. Если считаете, что возможно применение метода восхождения от абстрактного к конкретному, запишите: ваши представления о сущности избранной темы; возможные изменения этой сущности в благоприятных и неблагоприятных условиях; элементы, при условии взаимодействия которых сущность избранной темы проявляется в полном объеме. Если же в вашем случае некоторые или все указанные методы неприменимы, то запишите в тетрадь: «В моем исследовании метод (название) неприменим, потому что…» и обоснуйте, почему этот метод неприменим в вашем исследовании.

Наши рекомендации