Язык как социально-историческое явление
История древней руси
вопросы восточнославянского
Глоттогенеза
Учебно-методические материалы
И программы
Омск
История древней Руси: Вопросы восточнославянского глоттогенеза / Учебно-методические материалы и программы / Составитель к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ОмГПУ В.Н.Либуркин. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2007. 30 стр.
Учебно-методические рекомендации и программа и курса ‘История древней Руси: Вопросы восточнославянского глоттогенеза’ составлены в соответствии с учебными планами исторического факультета Омского педагогического университета.
Учебно-методические материалы включают расширенную программу курса лекций по основным вопросам истории древней Руси в контексте общей темы происхождения великорусского народа, иллюстративный материал, карты, списки литературы, тематику контрольных работ, вопросы к экзамену.
программа курса “история древней руси
(вопросы восточнославянского глоттогенеза)”
1. введение: Основные понятия и проблемы глоттогенеза
Восточных славян
1.1. Предмет, цели и задачи курса “История древней Руси”
Предметом курса является история восточных славян и Древней Руси в контексте проблемы происхождения русского народа.
Отношение предметов и задач языкознания и истории. Современное языкознание. Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика).
Понятие этноса. Этнос: язык, культура, физический тип населения. Этнос в синхронистическом и диахронистическом аспектах. Разнообразие антропологических типов и культурно-энографических групп великорусов.
Историческая преемственность русского, древнерусского и праславянского языков и этносов; праславянская и древнерусская эпохи как периоды предыстории великорусского и других восточнославянских языков (важнейшие особенности системы русского языка восходят к праславянскому и древнерусскому, как и причины, обусловившие формирование современной диалектной и социальной систем всех восточнославянских языков).
Языковые факты как источниковая база реконструкции древнешей истории восточных славян. Социально-историческая интерпретация языковых явлений и восточнославянского глоттогенеза в целом. Этногенез русского народа – носителя русского языка в контексте социально-политической истории народов Восточной Европы.
Проблемно-хронологический принцип построения курса: протославянский – праславянский – восточнославянский – древнерусский – поздне-древнерусский – великорусский периоды.
Язык как социально-историческое явление
Язык как знаковая система – совокупность ареально локализованных структурно-лингвистических особенностей; соответственно, великорусский язык – совокупность структурно-языковых особенностей речи русского народа.
Язык как средство общения – коммуникативная функция языка как особой системы социально обусловленных знаков; ареал функционирования языка определяется социальными и историческими причинами.
Язык как система говоров и диалектов взаимодействующих этнографических и социальных групп, образующих социальную систему языка, состав компонентов которой определяется внеязыковыми факторами и исторически изменяется.
Понятие социальной системы (структуры) языка – теоретико-методологическая основа научной реконструкции процесса глоттогенеза: тенденции языкового развития (изменения звуков и форм) определяют закономерности лингвистических процессов, этнические результаты языковых процессов определяются ходом событий социальной истории, т.е.осуществление реконструкции и объяснение происхождения языка возможно только на основании изучения истории его носителей.
Необходимость комплексного лингво-исторического метода реконструкции процесса восточнославянского этно- и глоттогенеза определяется географической приуроченностью диалектных явлений как основы реконструкции динамики социальной системы языка и возможностью диахронического соотнесения диалектных изоглосс с культурными (археологическими) комплексами[1].