Политика как общественное явление 5 страница
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.
Тема 11. Политическая культура
11.1 Политическая культура: сущность, функции, типы
Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую действительность. Она отражает степень цивилизованности общества и личности, их способности руководствоваться определенными правилами политического действия и поведения.
Структурно политическая культура предполагает ряд уровней. На мировоззренческом уровне человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия. На гражданском уровне человек оценивает собственные возможности защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. На политическом уровне человек вырабатывает отношение к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы.
Составные элементы политической культуры: познавательный (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления); нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения); поведенческий (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно- политической деятельности, политическое поведение); ценностные отношения (общекультурные ориентации, отношение к власти и политическим явлениям и процессам).
Через функции политической культуры можно отследить, как она влияет на общество, граждан и на власть.
Познавательная функция: вооружает людей знаниями о политике (политических и правовых нормах, законодательстве, политических принципах, способах политического управления обществом, структуре и функциях политической системы и т.д.). Воспитательная функция: формирует политическое сознание и умение осмысливать политические знания; прививает навыки практического участия в политической жизни; формирует навыки грамотного политического анализа; вырабатывает способности объективного анализа политических деятелей, партий и т.п. Регулятивная функция: обеспечивает гражданам способность компетентного участия в политических ассоциациях и процессах. Коммуникативная функция: обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с политическими традициями и историей, стереотипами политического мышления, опытом и идеями других стран и народов. Нормативно-ценностная функция: закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых подтверждена действующим законодательством; трансформирует эти новообразования в ориентиры практического поведения, общественного мнения и морали. Интегративная функция: политическая культура – устойчивая основа для объединения народа страны на патриотической основе, для эффективной интеграции во всех сферах общественной жизни, укрепления политической системы и политического режима страны. Защитная (охранная) функция сохраняет политические традиции и ценности, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, стабильность политической системы. Прогностическая функция: способствует определению возможных путей развития общества и политической системы, помогает прогнозировать будущее.
Ученые выделяют три классических типа политической культуры: патриархальный, подданический и активистский.
Патриархальный тип: у граждан нет интереса к политике, их интересуют только местные проблемы, низкий уровень активности и участия в общественной жизни, нет политической идентификации граждан. Подданический тип: граждане имеют лишь общие представления о политике, но не стремятся участвовать в ней; воспринимают государство, власть и политику как вышестоящую данность по отношению к их частной жизни; склонны ожидать от власти наказания за непокорность или поощрения за подчинение и дисциплину. Активистский тип: граждане грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, способны воздействовать на власть с целью удовлетворения собственных интересов.
Современная версия типологизации политической культуры предполагает наличие следующих типов: гомогенный тип (в демократической стране мирно сосуществуют на плюралистической основе различные системы ценностей и установок); фрагментированный тип (в обществе несколько различных и конфликтующих систем ценностей, общего согласия о политическом устройстве и политическом поведении нет, вероятным является насильственное свержение политического строя, общество расколото на различные враждебные кланы по национальным или религиозным признакам); смешанный тип (по отдельным вопросам согласие есть, а по другим – оно невозможно); тоталитарный тип (в обществе преобладает коллективистская психология и система ценностей, общая нетерпимость к инакомыслию, унификация интересов, культ государственной власти, ставка на силу в разрешении конфликтов, поиск внутренних и внешних врагов и мобилизация общества для борьбы с ними).
11.2 Политическая социализация личности
Под политической социализацией понимается процесс включения индивида в политическую систему, результатом которого становится формирование политического сознания и поведения личности.
Политическая социализация личности осуществляется на трех уровнях: биологическом (внутриличностном), психологическом (социально-психологическом) и социальном. На биологическом уровне формируется сознание и политическое поведение человека под влиянием ряда факторов: наследственности, темперамента, пола, возраста, состояния здоровья и т.д. На психологическом уровне политическое сознание и поведение человека оказывается под воздействием следующих элементов: эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и т.д. Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями – которые усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.
Основные факторы политической социализации: усилия по политическому просвещению граждан и вовлечению их в политическую жизнь; стихийное влияние социальной и политической практики на макроуровне; влияние микросреды; личное участие индивида в общественно-политической жизни и его собственный социальный опыт.
Результатом политической социализации личности становится ее политическое участие (или неучастие) в политическом процессе, преодоление отчуждения личности от власти и политики (или сохранение политической инертности человека). Критерием политического участия выступает политическая активность граждан, проявляющаяся в голосовании на выборах представительных органов власти, выборных должностных лиц, референдумах и в местном самоуправлении; вовлеченность в различные формы политической активности (сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги, демонстрации, иные формы активности).
Типы политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. Гармонический тип: психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов, рациональное и уважительное отношение личности и политической системы (развивается в культурно-однородной среде, зрелых демократических традициях и гражданском обществе). Плюралистический тип: опосредованный характер взаимодействия личности с политической системой, когда решающим фактором воздействия на личность становится многообразие различных субкультур, что не препятствует, в конечном счете, достижению консенсуса между обществом и личностью на основе признания всеми сторонами политического процесса либерально-демократических ценностей как основы компромисса. Конфликтный тип: политическая социализация формируется на основе противостояния и межгрупповой борьбы; над индивидом довлеют групповые интересы, что затрудняет достижение консенсуса с властью и другими группами (в этих условиях высока угроза политического насилия и ожесточенной борьбы между носителями различных политических субкультур). Гегемонистский тип: индивид негативно относится к любым политическим и социальным системам, признавая ценности своей социальной группы, религиозной системы или политической идеологии единственно верной и совершенной; чужой опыт воспринимается откровенно враждебно, поэтому компромисс невозможен.
Стадии политической социализации: политизация, персонализация, идеализация, институализация. Политизация: у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей, которые к этой власти относятся с трепетом. Персонализация: информация о политике и власти, полученная от родителей, в силу естественного познавательного интереса, приобретает форму ассоциативных образов власти (президент, политический деятель, милиционер и т.п.). Идеализация: на основе сложившихся ассоциаций формируется устойчивое эмоциональное отношение к политической системе (патриотизм). Институализация: власть начинает восприниматься в форме обезличенных институтов (государство, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении политических представлений и зарождению способности человека самостоятельно участвовать в политике.
Тема12. Политические идеологии
12.1 Либерализм и неолиберализм.
Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.
Термин «либерализм» в переводе с лат. языка (Liberalis –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.
Либерализм– как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтер, Ш.Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А.Волана и Л.Сапеги.
Принципы либеральной идеологии:
- индивидуальная свобода человека;
- ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;
- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;
- деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;
- взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;
- верховенство закона и равенство всех перед законом;
- разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;
- частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;
- свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;
- развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.
Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и другие.
С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:
- зрелое гражданское общество и правовое государство;
- активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;
- использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;
- консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.
Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешивается, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.
12.2 Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм– (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII века в Англии как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э.Берк, Ж. де Местер, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С.Будного, жившего в эпоху Ренессанса.
Принципы консервативной идеологии:
- нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется;
- традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорового общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия;
- элитарность как продолжение аристократизма;
- свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;
- сильная власть, сильное государство, которое не должно злоупотреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству;
- сильная экономика, основанная на частной собственности, рыночных отношениях и свободном предпринимательстве
- приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям;
- закономерность социального неравенства, так как люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития.
Во второй половине XX века консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Неоконсерваторы предлагают: усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой помощи для проявления частной инициативы; предоставить возможность выбора, где учиться и учить детей, где лечиться; развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии.
Консервативная идеологи, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии.
12.3 Современная социал-демократия
Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889-1914). Родоначальниками по праву считаются Э.Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX века, с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х годов XX века одной из авторитетных идеологий современности.