Г. Управляйте повелением коалиций
Что может сделать руководство компании в ситуации, когда оно столкнулось (или предвидит возникновение противоречий) с коалицией, оппозиционной по отношению к выбранной им стратегии? Есть два основных пути:
1. Научиться управлять коалиционной структурой организации с целью ог
раничить влияние оппозиции...
2. Пересмотреть стратегию и/или соответствующую ей политику таким об
разом, чтобы снять конфронтацию...
В распоряжении руководства имеется несколько возможностей:
1. Управление последовательностью решения вопросов. Этот путь может вы
звать образование самых различных коалиций...
2. Выделение важнейших вопросов. Во время деловых встреч, письменных об- *
ращений или церемоний необходимо постоянно подчеркивать значение от
дельных вопросов, что способствует образованию более управляемой коа
лиционной структуры. Коль скоро коалиции созданы и позиции определены,
тем или иным их участникам будет весьма непросто «отречься» от первона
чально заявленных точек зрения...
3. Разбиение проблем на отдельные подвопросы. Разбиение способствует
уменьшению противодействия оппозиционной коалиции по той простой
причине, что для ее формирования и поддержания требуются время и
силы. Чем менее значителен вопрос, тем меньше найдется охотников
вступать в борьбу за то или иное его решение. Быстро сменяющие друг
друга мелкие вопросы также могут затруднить поддержание стабильнос
ти коалиций.
Д. Прелпринимайте прямые лействия против оппозиционной коалиции
1. Создавайте упреждающие коалиции. Если руководство компании предви
дит возникновение оппозиционной коалиции, оно само может организо
вать «группу поддержки» своей стратегии из менеджеров среднего звена,
предварительно распространив в организации соответствующую инфор
мацию. Члены упреждающей коаяиции вряд ли окажутся впоследствии в
рядах активно действующей оппозиционной группы...
2. Если оппозиционная коалиция уже сформировалась, создайте контркоа
лицию. Инициатива первого шага в этом случае (со всеми ее преимуще
ствами) остается на стороне оппозиции.
3. Измените положение лидеров оппозиционной коалиции в организации...
Информация, относящаяся к позиции организации, и связанные с ней
стандартные схемы взаимодействий могут облегчить менеджеру созда
ние коалиции и управление ею... Так, перемещая или, в особых случаях,
даже понижая в должности лидера оппозиционной коалиции, можно ока
зывать существенное воздействие на его потенциальную эффективность.
4. Кооптируйте членов коалиции. Назначение членов коалиции в советы ди
ректоров, комитеты или рабочие группы приблизит их к новой информа
ции о ситуации, а новые схемы социального влияния в итоге могут приве
сти к пересмотру взглядов, приведших их в стан оппозиции.
Школа власти
Pound;?05
5. Усильте разъяснительную работу с членами коалиции... Данный метод
особенно эффективен в тех организациях, руководство которых не под
держивает тесных связей с персоналом, т. е. общается преимуществен
но с отдельными, ключевыми фигурами из числа подчиненных, которые,
возможно, не слишком эффективно информируют остальных работников
о предлагаемой руководством стратегии (при том, что сами эти посред
ники сочувственно к ней относятся).
6. Избавление от лидеров коалиции. Лидеры оппозиционной коалиции час
то имеют достаточно сильную мотивацию для того, чтобы не принимать
предлагаемую руководством стратегию. Ведь создание и руководство де
ятельностью коалиции требуют от лидера значительных энергетических
затраяг... А потому устранение лидеров коалиции часто является эффек
тивным способом борьбы с ней.
В том случае если при принятии решения руководство организации одержало верх над оппозиционной коалицией, ему необходимо подготовиться к серьезным трудностям при осуществлении стратегии, ведь у него нет полной поддержки среди сотрудников. В определенных ситуациях целесообразно признать поражение и изменить стратегию.
растущем числе ориентированных на ту или иную сферу их деятельности групп давления. Стратегия в перспективе макровласти заключается, во-первых, в умении отвечать запросам внешних участников игры и, во-вторых, использовать последних на благо организации.