Археологический материал гомеровского времени.
Лекция 2. «Гомеровская» Греция.
Вопросы лекции:
1. Гомер и его поэмы. Археологический материал эпохи.
2. Общество гомеровского периода.
3. Духовная жизнь гомеровской Греции.
I. Гомер и его поэмы. Археологический материал эпохи.
Гомеровский вопрос.
Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «темными веками» или «гомеровским». Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом времени. В науке существует так называемый «гомеровский вопрос», включающий проблемы авторства и времени создания этих произведений.
У древних греков уверенность в исторической реальности Гомера была настолько велика, что что в уже хорошо известное нам время за право именоваться его родиной спорили семь полисов: Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос и Афины. Египетский царь Птолемей IV Филопатор ( 222 - 203 гг. до н. э.) велел соорудить в Александрии храм поэта, в центре которого стояла его статуя, окруженная аллегорическими изображениями упомянутых городов.
Согласно традиции, впервые познакомил греков с поэмами Гомера спартанский законодатель Ликург. В VII веке до н.э. они исполнялись в Афинах странствующими певцами - рапсодами («сшивателями песен») и аэдами. В VI веке до н.э., при афинском тиране Писистрате их записали и установили определенный порядок исполнения.
Отдельные эпизоды, излагаемые в поэмах, запечатлели отношения и быт, характерные для микенской эпохи. Ученые давно обратили внимание на то, что памятники микенской эпохи неизменно находят в местах, которые упоминаются в эпосе, тогда как в местах, эпосу незнакомых, они, как правило, не встречаются.
В других случаях фигурирующие в поэмах предметы, такие, например, как упоминаемый в «Илиаде» кубок Нестора (XI, 632-635), шлем с клыками вепря (X, 261—265) и ряд других, прямо подтверждаются находками при раскопках памятников микенской эпохи. Однако в науке утвердилось мнение о том, что в основном в поэмах отражены реалии более позднего времени.
При всем разнообразии высказанных по гомеровскому вопросу мнений, все историки, сейчас сходятся на том, что обе поэмы складывались постепенно, в течение длительного времени. Вероятно, отдельные греческие песни бытовали среди населения Балканской Греции еще в микенское время. Однако сложившиеся на основе этих песен эпические поэмы были связаны своим происхождением с западным побережьем Малой Азии.
Содержание поэм «Илиада» и «Одиссея».
Обе поэмы Гомера связаны с Троянской войной. Согласно хронологии Эратосфена она шла с 1194 по 1184 гг. до н.э. В греческих мифах предыстория ее начала выглядит следующим образом:
Боги праздновали свадьбу Пелея, царя мирмидонян и морской богини Фетиды, будущих родителей героя Ахилла. На этот пир не была приглашена богиня раздора Ирида. Обидевшись, она решила отомстить богам. Явившись на пир, Ирида бросила яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».
Находившиеся на пиру богини Гера, супруга Зевса, Афина Паллада, его дочь, и Афродита, богиня красоты и любви, начали спор о том кому плод принадлежит. По приказу Зевса они отправились в Трою, где встретили сына царя Приама - Париса, который должен был их рассудить. Каждая предлагала Парису нечто заманчивое: Гера - власть над Азией, Афина - военную славу и победы, а Афродита пообещала любовь прекраснейшей из женщин.
Этой женщиной была Елена, дочь Зевса и смертной женщины, супруга Менелая, царя Спарты. Афродита помогла Парису добраться до Греции. Воспользовавшись гостеприимством Менелая, Парис вероломно похитил его жену и бежал обратно в Трою. Спартанский царь, узнав о случившемся, решил отомстить. Его поддержали другие ахейские вожди. Огромное войско отправилось к Трое (Илиону) и осадило город.
Поэма «Илиада» начинается с десятого года осады. Ахейские вожди Ахилл и Агамемнон, брат Менелая и царь Микен, поссорились из-за плененной красавицы Брисеиды. В результате Ахилл вместе со своим другом Патроклом отказался участвовать в боевых действиях. Греки стали терпеть поражение за поражением от троянцев, которых возглавлял брат Париса - Гектор.
Во время одного из сражений он со своими воинами почти пробился к греческим кораблям. Патрокл, не выдержав, бросился в битву, в которой погиб от руки Гектора. Часть поэмы посвящена бою над телом Патрокла. Ахилл, горя жаждой мести за друга, мирится с Агамемноном и вновь вступает в ряды ахейцев. Поэма завершается поединком Ахилла и Гектора и гибелью последнего. Царь Приам отправляется в стан ахейцев и умоляет вернуть тело сына за выкуп. Последняя сцена в «Илиаде» - погребение Гектора троянцами.
В поэме Гомера греки также именуются данайцами. Прежде всего это слово употребляется по отношению к жителям Арголиды. Данай в древнегреческой мифологии сын египетского царя. Вынужденный покинуть Египет, он бежал вместе с дочерями (Данаидами) на остров Родоc, а затем на полуостров Пелопоннес. Здесь он стал царем Арголиды.
Поздняя античная традиция донесла до нас продолжение событий, описанных в «Илиаде». Одиссей, царь острова Итака, находящегося к северо-западу от Пелопоннеса, решил обмануть троянцев. По его предложению был сооружен огромный деревянный конь. Внутри коня находился отряд, возглавляемый самим Одиссеем. Основная часть ахейцев отплыла к близлежащим островам. Оставшийся на берегу греческий лазутчик объявил троянцам, что конь должен принести им счастье.
Жители Илиона, несмотря на предостережения пророчицы Кассандры, всегда говорившей истину, в которую никто не верил, разобрали стену города и вкатили в него данайский подарок. Ночью греки выбрались из коня и, подав сигнал незаметно вернувшимся кораблям, открыли товарищам ворота. Город был сожжен, а его жители перебиты. Позже стало знаменитым выражение римского поэта Вергилия: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» (слова троянского жреца Лаокоона в поэме «Энеида»).
Поэма «Одиссея» посвящена возвращению царя Итаки на родину. Одиссей прогневал бога моря Посейдона тем, что ослепил его сына, циклопа Полифема. В результате ахейский герой был обречен путешествовать по Средиземноморью в течение двадцати лет. За это время Одиссей претерпел множество неприятностей. Восемь лет на одном из островов его удерживала нимфа Калипсо.
Потом Одиссей попал на остров ветров, где бог Эол подарил ему спрятанные в мешок ветры. Товарищи Одиссея развязали его, после чего буря долго носила корабль по морю. Затем ахейцы оказались на острове богини Кирки (Цирцеи), обратившей в свиней спутников Одиссея, которых ему пришлось спасать.
Отважный герой спускался в царство мертвых, проплывал между страшными чудовищами Сциллой и Харибдой. Первая была существом с шестью собачьими головами, тремя рядами зубов и двенадцатью ногами. Она пожирала всех проплывавших мимо нее мореходов. А Харибда представляла собой огромный водоворот напротив Сциллы, три раза в день поглощающий и извергающий морскую воду. Ничто не могло спасти попавший в нее корабль.
Тем временем на острове Итака Одиссея ждала верная жена Пенелопа. В связи с отсутствием супруга ее окружила толпа женихов. Пенелопа им заявила, что выйдет замуж лишь тогда, когда сошьет прекрасный ковер, который днем ткала, а по ночам распускала. Женихи же пировали и веселились во дворце Одиссея. Одиссей в итоге вернулся на родину и вместе со своим сыном Телемахом отомстил им.
Археологический материал гомеровского времени.
Археологический материал для этого периода крайне беден. Он показывает, что дорийское завоеваниеотбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений прежней эпохи сохранились лишь немногие навыки и приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда.
Основную массу археологического материала дают раскопки кладбищ - некрополей. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах и дешевые украшения в женских. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях.
Число известных сейчас поселений XI-IX вв. до н. э. крайне невелико, что свидетельствует о резком сокращении общей численности населения. Почти все они находятся в труднодоступных, укрепленных самой природой местах. Судя по всему, в них укрывались остатки местного населения, вытесненного завоевателями-дорийцами.
Приморские поселения гомеровского времени обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким перешейком. Они часто ограждаются стеной, что свидетельствует как о конфликтах с соседями, так и о распространении пиратства. Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших от дорийского нашествия, цитадель (Акрополь) была покинут своими обитателями уже в XII веке до н. э. После этого он долгое время оставался незаселенным.
Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась.
В гомеровский период греки освоили технику выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху оно было известно в Греции только как драгоценный металл и шло, главным образом, на изготовление разного рода украшений - колец, браслетов и т. п. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII-XI веками до н. э.
Столетием позже появляются первые орудия труда, изготовленные из этого металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений в Афинах, долото и тесло из могилы в некрополе Керамика, железный серп из Тиринфа и другие предметы. Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Однако его благотворное воздействие на развитие Древней Греции сказалось не сразу.
В целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи.