События 1911-1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу
Революция 1911-1913 гг. в Китае, провозглашение Китайской Республики, а в Урге в декабре 1911 г. независимости Монголии, отречение цинской династии от трона в феврале 1912 г., крупные перемены в самом Тибете побудили Далай-ламу XIII вернуться в Лхасу. Там после его бегства амбань Лянь Юй попытался взять в свои руки всю полноту власти. Однако его возможности были ограничены. Цинские войска в Тибете быстро превращались в неконтролируемую вооруженную силу. Солдаты в Лхасе, Гьянцэ и Ятуне не подчинялись приказам своих командиров. При получении {219}известий о начале Синьхайской революции взбунтовавшиеся солдаты в ноябре 1911 г. напали на резиденцию амбаня — маньчжура Лянь Юя. Амбань бежал, но был схвачен и доставлен в Ши-гацэ в качестве заложника. Солдаты избрали новым амбанем генерала Чжун Ина, кстати, также маньчжура. Чжун Ин выдал бунтовщикам 250 тыс. рупий, чем на некоторое время добился повиновения с их стороны. Но в Лхасу начали собираться солдаты из гарнизонов других тибетских городов и участники боев с восставшими тибетцами. Солдаты грабили жителей, постепенно они захватили всю южную часть Лхасы. Небольшие китайские гарнизоны в Шигацэ и Гьянцэ вскоре сложили оружие и через долину Чумби ушли в Индию. Но в Лхасе еще оставались китайский гарнизон, старый амбань Лянь Юй и новый амбань Чжун Ин с личной охраной.
24 июня 1912 г. Далай-лама выехал из Индии в Тибет. В конце июля он остановился в семи километрах от Лхасы, поддерживая постоянные контакты со своими сторонниками в столице Тибета.
Быстрому изгнанию китайцев мешала внутриполитическая борьба в правящих кругах Тибета. Если монахи монастырей Сэра и Ганден приняли активное участие в борьбе с китайцами, то руководители крупнейшего монастыря Дэпун (около 8 тыс. монахов), некоторые члены Кашага не желали порывать с китайскими властями. Конфликт привел к столкновению. Прокитайские лидеры были арестованы, и восемь человек из них казнены [Shakabpa, 1967, р. 241]. Так, монахи монастыря Сэра убили без всякого суда и следствия первого колона Царон-шапэ, одного из его сыновей и несколько других высших чиновников.
Многие богатые жители Лхасы спешно отправили свои семьи и ценности под защиту стен монастыря Сэра. 5 февраля 1912 г. сычуаньские солдаты окружили Сэра. В течение двух дней они обстреливали монастырь и пытались ворваться внутрь, но получили отпор от 5500 монахов, большинство из которых было вооружено. Отбив нападение, монахи монастыря Сэра вместе с другими группами вооруженных тибетцев двинулись в Лхасу [ibid., р. 240; Yа Наnhzang, 1993, р. 242-243].
Начиная с 8 февраля и до 19 июня в Лхасе шли бои. Наконец, 19 июня 1912 г. при посредничестве непальского резидента в Лхасе было достигнуто соглашение. Китайские солдаты должны были передать оружие и снаряжение тибетцам. Китайцам разрешалось покинуть Тибет южным путем через Индию; им обещали предоставить транспорт и продовольствие. В Лхасе мог оставаться китайский {220}резидент, но его охрана ограничивалась 20 вооруженными людьми [Yа Наnhzang, 1993, р. 243].
4 августа Лянь Юй и его эскорт выехали из Лхасы в Индию. После новых переговоров 12 августа 1912г. было достигнуто новое соглашение. Оно содержало следующие главные пункты: «1. Амбань с небольшой свитой остается в Лхасе. 2. Он сохраняет при себе 200 китайских солдат личной охраны. 3. Все остальные китайские войска сдают оружие и амуницию и возвращаются в Китай. 4. Оружие и амуниция остаются в Лхасе под печатями. 5. Тибетцам, бывшим на стороне Китая, обещается прощение. Около 500 китайских солдат с генералом Чжуном без оружия возвращаются в Китай через Индию» [Кулешов, 1992, с. 160].
14 декабря 1912 г., после переговоров при посредничестве непальского представителя тибетцы и китайцы заключили еще одно соглашение. В нем назначался день (16 декабря), когда китайские солдаты должны покинуть Лхасу и направиться в Китай через Индию, не делая остановок на тибетской территории. Их оружие и амуниция оставались в Лхасе под контролем непальской стороны. Тибетцы обещали предоставить транспорт и продовольствие китайским солдатам и офицерам на время их эвакуации. 19 декабря 1912г. новый амбань генерал Чжун Ин со своим отрядом под охраной гуркхов покинул Лхасу и в апреле 1913 г. пересек границу Сиккима. В 1914 г. он был обвинен во всех неудачах китайцев в Тибете, осужден и казнен в Пекине.
При содействии британской миссии по репатриации китайцев через сиккимо-тибетскую границу было переправлено более 2 тыс. человек. 6 января 1913 г. последние китайские солдаты ушли из Лхасы. В 1913 г. китайское правительство упразднило институт амбаней.
23 января 1913 г. Далай-лама вернулся во дворец Потала в качестве общепризнанного лидера Тибета. По возвращении в Лхасу он издал Декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Владыка Будда из священной страны Индия предсказал, что перевоплощения Авалокитешвары будут, посредством преемственного ряда правителей от ранних царей веры до наших дней, править Тибетом... Во времена монгольских Чингис-хана и Алтан-хана, при китайской династии Мин и при маньчжурской династии Цин Тибет и Китай сотрудничали на основе отношений священника и покровителя. Несколько лет назад китайские власти в Сычуани и Юнънани попытались превратить страну в китайскую колонию. Они послали крупные воинские отряды в Тибет под предлогом {221}охраны рынков. Поэтому я оставил Лхасу и вместе с несколькими министрами уехал на индо-тибетскую границу в надежде разъяснить маньчжурскому императору по телеграфу, что существующие между Тибетом и Китаем отношения являются отношениями покровителя и священнослужителя и не основываются на подчинении одной страны другой...
Из Индии я послал несколько телеграмм императору, однако ответа не последовало из-за препятствий, чинимых бесчестными чиновниками в Пекине. Тем временем маньчжурская империя пала. Это помогло тибетцам изгнать китайцев из Центрального Тибета. Я также смог вернуться в Тибет... по моему приказу ныне остатки китайских войск изгнаны из Докама (Амдо и Кам. — Б.М.) в Восточном Тибете. Таким образом, замыслы китайцев угнетать Тибет путем извращенного истолкования отношений священник — покровитель исчезли, подобно радуге в небе...
Мы небольшая нация, независимая и религиозная. Нам предстоит защищать свою страну. Мы знаем из прошлого, что, защищая свою страну, наш народ может встретиться с некоторыми трудностями. Он должен пренебречь этими трудностями. Мы все должны трудиться во имя сохранения независимости страны» [Богословский, Москалев, 1984, с. 41; Shakabpa, 1967, р. 246-247].
Вернувшись в Лхасу, Далай-лама XIII щедро наградил тех, кто способствовал его возвращению. Монастырь Сэра за верную службу получил восемь имений кочевников в области Дам, монастырь Ганден — половину области Цзон. Своим сторонникам Далай-лама пожаловал имения и титулы. В то же время верховный правитель Тибета покарал поддерживавших контакты с китайцами монахов монастыря Тэнгьелин (один из четырех лхасских «лингов»). Настоятель именно этого монастыря был когда-то регентом при малолетнем Далай-ламе XIII и был обвинен в заговоре против жизни «перерожденца». Еще в то время земли монастыря были конфискованы, а монахи подверглись репрессиям. Монастырь возродился в 1910 г. с помощью китайских властей. На этот раз (в 1913 г.) монастырь Тэнгьелин был закрыт, его здания вскоре переданы Управлению почт и телеграфа, монахов этого монастыря разослали по другим монастырям Тибета.