Выпуск первый, 2 февраля 2017 года
Добро пожаловать в клуб! Возможно, вы несколько удивлены, что на ресурсе русских националистов появился блог, в названии которого фигурирует слово «богемский». В таком случае вы ещё больше удивитесь, ознакомившись со взглядами его автора. Вопреки принятым среди авторов «Спутника и Погрома» конвенциям, я считаю оптимальной формой организации социума не национальное государство, а империю. Принадлежность к нации для меня — всего лишь гражданское состояние, а ко всем без исключения национальным мифологиям и предрассудкам я отношусь с одинаковой иронией. Вопросы культуры интересуют меня куда больше, чем вопросы крови. Я не националист, не обессудьте.
Более того, меня трудно назвать даже патриотом. Идея провести отпущенное человеку на земле время в одном и том же месте всегда казалась мне слишком скучной. В 1995 году я покинул пределы нашего богоспасаемого отечества и вряд ли когда-нибудь вернусь. Мне хорошо в благословенной Богемии, но если бы я родился в этой стране, меня наверняка тянуло бы в какую-нибудь другую. В сладкую Францию, в прекрасную Италию, в старую добрую Англию… да мало ли на свете хороших стран? Я полагаю, что в идеале человеку следовало бы пожить лет по десять-пятнадцать в каждой из них. Наверное, я самый космополитичный автор, когда-либо публиковавшийся в «Спутнике и Погроме».
С моим космополитизмом может соперничать только мой экуменизм. Хуже того, я склонен к деизму. Если и этого мало, добавлю, что я редкий консерватор в вопросах эстетики, но стопроцентный либерал во всём, что касается гражданских прав и свобод, а также частной жизни граждан. К тому же мне кажется, что из всех существующих на нашей планете цивилизаций только западная создала приемлемый образ жизни. А определённые исторические вопросы я рассматриваю с ревизионистских позиций. В общем, некоторые мои тексты могут вам очень не понравиться. Тем не менее, я здесь. Чтобы объяснить, почему, я позволю себе привести две цитаты:
1: «По большому счету национализм является определенным этапом развития народа. Народ становится нацией в совершенно определенный момент, когда начинает претендовать на те права и обязанности, которые до сих пор всегда ассоциировались только с аристократией. Разумеется, народ не может претендовать на все права господ. Есть права, которые по своей природе эксклюзивны — например, право владеть крупной собственностью или рабами. Но такие права отрицаются за всеми вообще. Именно эта сторона дела обычно и замечается в первую очередь: революция — это отрицание некоторых аристократических прав, сопровождаемое обычно взрывом ненависти к аристократам. Но все остальные права присваиваются народом, который таким образом становится нацией. Условно говоря, нация — это проект всеобщей аристократии, когда все являются господами».
2: «В 1929 году Ортега-и-Гассет написал „Восстание масс“. Этот оборот до сих пор пользуется завидной популярностью, хотя вроде бы каждому должно быть ясно, что ни одно восстание не может продлиться 80 лет. Любой мятеж в течение куда более короткого времени либо достигнет своих целей, либо будет подавлен. Что произошло с восстанием масс? И то, и другое. С одной стороны, восставшие массы добились огромных успехов, выйдя на авансцену истории. С другой, они не только не устранили прежний правящий класс, но напротив, усвоили и многие его ценности, и образ жизни (хуже сложилась судьба высокой культуры; она понесла в боях с восставшим народом тяжёлые потери). В конце концов принадлежность к детям богов — это всего лишь доступ к информации и ресурсам. Наличие высшего образования и загородного дома в сочетании с неприкосновенностью личности и возможностью путешествовать сформируют аристократическое мироощущение у каждого человека».
Первая цитата принадлежит Константину Крылову. Он произнёс эти слова в 2011 году за круглым столом в журнале «Вопросы национализма», а мне они стали известны благодаря публикациив «Спутнике и Погроме» в 2016-м. Вторую реплику можно найти в «Богемских манускриптах», моём блоге в Livejournal, в одном посте 2012 года. Константин Анатольевич видит национальную революцию там, где я наблюдаю вызванную техническим прогрессом социальную эволюцию. Но мы определённо говорим об одном и том же. Более того, мы говорим об этом одними и теми же словами.
Разница между нашими взглядами вполне очевидна, но их сходство представляется мне куда более важным. Однако то же самое можно сказать и о многих других людях. Поэтому в «Спутнике и Погроме» появился «Богемский клуб» — место, где обладающие различными воззрениями и интересами люди могут попытаться найти точки соприкосновения. Примерно из таких соображений создавались многие объединения подобного рода, вплоть до «Богемской рощи». Их опыт показывает, что это было небесполезно.
Такие клубы часто носят закрытый характер. Наш — не исключение. Здесь будут преобладать материалы, написанные эксклюзивно для «Спутника и Погрома». Значительная часть их будет доступна только подписчикам издания. Правила поведения в клубе предельно просты. Здесь не следует произносить непристойности и оскорблять собеседников, вести пропаганду в пользу военных противников России или человеконенавистнических идеологий (да это и бесполезно — в крайних случаях комментарии будут модерироваться).
Ну а я со своей стороны постараюсь быть нескучным.
— Искренне ваш, Богемик.
Свернуть приветственное слово
Мне захотелось высказать своё мнение о некоторых явлениях и процессах, затронутых в статье Егорa Погрома «О китайской Америке и русских викингах» от 5 января 2017 года. Напомню, в этом тексте Егор писал, что если бы он был масоном-глобалистом из теневого контура управления США, то поставил бы перед собратьями по ложе стратегическую, на десятилетия, задачу: формирование американо-китайской элиты, т. е. инкорпoрaция китайцев в высшие эшелоны управления Америки:
«И только попробуйте вообразить, как выглядела бы вся мировая политическая повестка (включая вопросы американо-китайского сотрудничества), если бы президентом США стал китаец. <…> Как вообще бы все поменялось с ног на голову, и вместо разговоров о грядущем противостоянии США и КНР пошел бы разговор об их интеграции, а сама дилемма „Восток-Запад“ была бы снята с повестки дня.<…> Но вместо этого американцы, как и положено патологическим расистам, уперлись в нахер никому не нужных негров, сначала избрав черного дебила, который начал превращать Америку в гетто, а затем выбрав белого дебила, который будет бороться с черным дебилом, и в общем и целом обеспечив себя внутренними проблемами на 100 лет вперед».
Если честно, я не думаю, что избрание китайца на пост президента США было бы способно как-то повлиять на американо-китайские отношения. В своё время назначение этнических немцев на командные посты в американской армии никак не повлияло на ход Второй мировой войны. К американцам немецкого происхождения принадлежали и Верховный главнокомандующий экспедиционными силами Союзников Дуайт Эйзенхауэр, и командующий стратегической авиацией США в Европе Карл Спаатс. Они подтвердили репутацию немцев как прекрасных солдат и отвоевали против Германии на отлично. Особенно постаралась авиация. Жителям Гамбурга и Дрездена до сих пор есть что вспомнить.
А уж разделение мира на Восток и Запад настолько старо и укоренено, что эту дихотомию не смогла бы устранить даже полная смена этнического состава населения хоть Америки, хоть Китая.
В 1721 году барону Монтескьё при создании сатирического романа «Персидские письма» не составило труда описать западный мир глазами восточного человека, и эта стилизация была воспринята французскими читателями как нечто само собой разумеющееся — в тy эпохy разница между Востоком и Западом была давно уже всеми признана и каждому понятна. Оппозицию Восток-Запад можно проследить по крайней мере до времён Геродота и Фукидида. Это базовое культурологическое понятие во многом определяет западное мышление со времён классической античности, причём создавшие сию дихотомию греки сразу же пролонгировали её на семьсот лет в прошлое, возведя начало противостояния Европы и Азии к легендарной Троянской войне.
Скажу больше, современные западные авторы заходят ещё дальше и даже древнейшие культуры описывают в таких тонах, что становится ясно: некоторые из первых цивилизаций они считают предшественниками Востока, а другие — предтечами Запада. Прямо это нигде не формулируется, но при сравнении литературы, посвящённой Древнему Египту и Мессопотамии, разница оказывается вполне очевидной. Дело дошло до того, что американский египтолог Джеймс Брэстед назвал Эхнатона «первой личностью в истории». Он имел в виду, что до этого фараона люди не обладали индивидуальностью и представляли собой нечто вроде живущих по обычаю муравьёв (а на Востоке такими и остались). При этом Третью династию Ура западные историки вполне стандартно называют тоталитарной, а Саргона Аккадского нарекли первым деспотом и прообразом всех восточных тиранов.
Восток и Запад, III тысячелетие до Рождества Христова
Кстати, кто-нибудь помнит, как звали жену этого Саргона? Ну хорошо, хотя бы его дочь? Она была жрицей и подписывала свои гимны к богам как Энхедуанна. Речь идёт о самых старших дошедших до нас текстах, написанных от первого лица и подписанных автором, но кто, кроме специалистов и немногочисленных любителей, хотя бы слышал о первой в истории поэтессе Энхедуанне? Напротив, жену Эхнатона знают все. Нефертити не прославилась ничем, кроме обнаруженного в 1912 году бюста, подлинность которого оспаривается. Однако она — популярный персонаж массовой культуры. Во времена моего детства чеканщики продавали портреты Нефертити на набережной в Сочи, в дни моей молодости она фигурировала в клипах Майкла Джексона, а сегодня тату-салоны предлагают нанести её изображение клиенту на бицепс или на лодыжку.
Я не берусь однозначно сказать, что представляет собой знаменитый бюст Нефертити — древний шедевр, оказавший заметное влияние на искусство ар-деко, или появившуюся на стыке ар-нуво и ар-деко подделку, определившую наше представление об искусстве амарнской эпохи. Но эта двусмысленность только подчёркивает связь современного Запада с Древним Египтом. Амарнскому периоду, занявшему в трёхтысячелетней египетской истории всего 20 лет, в египтологии уделяется особое внимание, ибо в нём при желании можно найти истоки всего, что делает Запад Западом — индивидуального мышления, реалистичного искусства, монотеистической религии и эталонов женской красоты. Ну а Россия, как ни крути, страна западного культурного округа, поэтому в наших школьных учебниках нет ни слова об Энхeдуанне, но есть портреты Нефертити.
Удревняя дихотомию Восток-Запад до самого рассвета человеческой истории, западный мир делает заявку на её вечность. Понятно, что всё рано или поздно кончается, и что глобализация — это процесс, в ходе которого многие культурные и ментальные различия между населяющими нашу планету популяциями рано или поздно сотрутся. Однако оппозиция Восток-Запад носит столь фундаментальный характер, что будет сопровождать нас ещё долго. В ближайшую тысячу лет я бы не торопился снимать эту дилемму с повестки дня. У меня достаточно богатое воображение, дабы представить исчезновение границ и появление мирового правительства, но я полагаю, что даже в планетарной империи (или республике) одни провинции (или федеральные земли) будут иметь западный, а другие — восточный характер.
1990 год, Чехословакия, город Злин. Ивана и Дональд Трампы на похоронах отца Иваны Милоша Зельничека. В Чехии говорят, что Трамп — первый из сорока пяти президентов США, знающий, что на свете есть город Злин (в 1949–1990 годаx Злин носил название Готвальдов). Мальчик справа — это Дональд Трамп Младший. Он проводил в Готвальдове каждое лето, научился свободно говорить по-чешски и никогда не выбрасывать еду (так его воспитала чешская бабушка, Мария Зельничкова)
Если с дихотомией Восток-Запад всё понятно, то c человеком, на днях приступившим к исполнению обязанностей президента Соединённых Штатов, остаётся много неясного. Порой o нём говорят удивительные вещи. Mеня больше всего поражает популярность мнения о его «несистемности». Сама идея, что в стабильной стране может прийти к власти человек со стороны, представляется мне нонсенсом. Чисто теоретически такое было бы возможно в демократии. К счастью или к несчастью, в реале демократий не существует, зато существуют демократические системы, предназначение которых, помимо прочего, состоит именно в том, чтобы не допустить подобного развития событий.
Чтобы показать, насколько же глубоко системен Трамп, я могу привести цитату из одного любопытного доклада, хранящегося в архиве бывшей чехословацкой госбезопасности:
«Зельничек сообщил, что его приехавшая в Прагу дочь была довольно нервозна. Для неё это несколько необычно. Находясь в квартире своих родителей в Готвальдове, она рассказала отцу, что её пребывание в Праге контролируется сотрудниками дипломатического представительства США. Она сообщила, что как супруга Д. Трампа постоянно находится в центре внимания, ибо на её мужа оказывается давление с целью выдвижения его кандидатуры на пост президента США».
Доклад агента датирован 21 января 1988 года.
1988 год… Девятая рота 345-го гвардейского полка ещё сражалась у высоты 3234 в Афганистане, Берлин ещё был разделён стеной, в Москве Горбачёв ещё проводил свою Перестройку, а в США Рональд Рейган ещё сокрушал Империю Зла. Я только что впервые съездил в ещё коммунистическую Чехословакию (это был первый шаг к тому, чтобы однажды стать Богемиком). Республиканцы ещё собирались выдвинуть на предстоящих выборах кандидатуру Джорджа Буша Старшего… A чехословацкие спецслужбы уже сообщали, что кто-то оказывает давление на Дональда Трампа, дабы убедить его баллотироваться на президентский пост. Кто это мог быть? Определённо не разгневанные рабочие из Ржавого Пояса, который в 1988 был ещё не таким уж и Ржавым.
Чешская эмигрантка Ивана Зельничкова была супругой Дональда Трампа в 1977–1992 годах. Сразу же после заключения их брака чехословацкая госбезопасность завела на чету Трампов досье. Любопытная деталь: в сообщениях сотрудников спецслужб (подписанных такими именами, как «агент Любош», «агент Милош» или «агент Лангер») даже знакомство этой пары описывается совсем не так, как в таблоидах. Сама Ивана неизменно утверждает, что встретила Дональда в одном нью-йоркском ресторане. По версии агента Любоша, их встреча произошла в Австрии, на шоссе недалеко от Инсбрука. У такси, в котором ехала Ивана, заглох мотор, а случайно проезжавший мимо американец остановился, чтобы подбросить жгучую блондинку до города. По стечению обстоятельств, он оказался наследником риэлтoрской империи и советником в избирательном штабe демократического президента Джимми Картера.
Да, в конце 70-х Дональд Трамп сотрудничал с демократами. А на выборах 1988 года (Джордж Буш-старший против Майкла Дукакиса) Трамп финансировал обе стороны. 22 октября 1988 года агент Лангер сообщил: пока Трамп отказывается баллотироваться в президенты, считая себя слишком молодым для этой должности (тогда ему было сорок два), но выражает уверенность, что сможет выиграть президентскую гонку в 1996-м, в год своего пятидесятилетия. Как вы думаете, от какой партии Трамп собирался выдвинуться в 1996 году? Нет, не от этой. И не от этой тоже.