Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.
Перечень развиваемых в дисциплине компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-19
описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.
5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Оценивание уровня сформированности компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-19у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки и направленности (профилю) согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).
Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета (во 2-ом семестре) соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом:
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета |
«Зачтено» | Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных рабочей программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки |
«Не зачтено» | Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов близким к минимуму. |
Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена (в 3 семестре):
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена |
«Отлично» | Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимуму. |
«Хорошо» | Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями, качество выполнения большинства заданий оценено числом баллов, близким к максимуму. |
«Удовлетворительно» | Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки. |
«Неудовлетворительно» | Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму. |
Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:
Диапазон баллов | Оценка |
0,0≤…<3,0 | не соответствует(-) |
3,0≤…<4,0 | в основном соответствует(+) |
4,0≤…≤5,0 | соответствует(++) |
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности.
5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации.
№ темы п/п | Тема, контрольные вопросы |
1 семестр | |
Раздел /тема 1: Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений | |
1.1 Общая характеристика теории государства и права, ее предмет, функции. 1.2.Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. 1.3.Методология теории государства и права. Основные методы изучения государственно-правовых явлений. | |
Раздел /тема 2: Закономерности исторического движения и функционирования государства и права | |
2.1. Особенности организации власти и социального регулирования в первобытном обществе. 2.2. Причины происхождения государства. 2.3. Сущность государства, его определение и признаки. 2.4. .Функции государства: понятие и классификация. 2.5. .Внутренние и внешние функции происхождения государства. 2.6. Организационные и правовые формы осуществления функций государства. | |
Раздел /тема 3: Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин | |
3.1 Характеристика теорий о происхождении государства 3.2 Соотношение конституционного, государственного и общественного строя. 3.2 Основные современные теории государства. Понятие и структура гражданского общества, его роль в формировании правового государства. 3.3.Правовое государство: понятие, основные признаки. Проблемы формирования правового государства. 3.4.Соотношение правового государства и гражданского общества. Правовое государство и гражданское общество в России, проблемы формирования. | |
2 семестр | |
Раздел /тема 4: Правовая система общества и правовые семьи | |
4.1 Понятие и значение типологии государства .Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. 4.2.Основные правовые семьи современности | |
Раздел /тема 5: Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека | |
5.1.Политический (государственный) режим и его разновидности. Соотношение политического режима и формы государства. 5.2.Демократические и недемократические государственные режимы. Демократия в современной России. 5.3.Государство в политической системе общества. Понятие и структура политической системы. 5.4.Общественные объединения в политической системе, их виды и взаимодействие с государством. | |
Раздел /тема 6: Понятийный и категориальный аппарат теории государства и права | |
6.1. Механизм государства: понятие, принципы деятельности. Понятие и элементы формы государства. 6.2.Формы правления государства и их исторические и современные виды. 6.3.Особенности монархической формы правления. Современные монархии. 6.4.Особенности республиканской формы правления. Современные республики. 6.5.Президентская республика как форма правления современного государства. 6.6.Парламентская республика как форма правления современного государства. Смешанные и нетипичные формы правления. 6.7.Формы государственного устройства: понятие и виды. 6.8.Федеративная форма государственного устройства. Особенности Российского федерализма. |
5.3.2.3. Задания промежуточной аттестации в форме экзамена включают вопросы, требующие устного или письменного ответа;
№ п/п | Задание |
1-6 | Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, О9, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Знать: Природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран. Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять. Владеть:юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина |
5.3.3. Курсовая работа.
Трудоемкость - 20 часов.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть основной комплекс вопросов по темам дисциплины.
Примерная тематика:
- Теория государства и права в системе научных знаний.
- Структура правоведения и функции юридической науки
- Этапы становления и развития теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических наук.
- Методологический плюрализм в изучении теории государства и права.
- Основные элементы социальных норм (мононорм) первобытного общества: содержание, способы регулирования (запреты, дозволения, обязывание), формы выражения, санкции.
- Причины, формы и закономерности возникновения государства и права, общее и особенное у различных народов.
- Неравномерность развития государственности у различных народов.
- Связь государства и права как предпосылка их взаимной классификации.
- Причины многообразия теорий происхождения государства, их характеристика.
- Государственная власть, ее отличие от первобытной демократии.
- Структура, функции, формы, способы осуществления государственной власти.
- Соотношение государственной и политической власти. Легитимность и легальность государственной власти.
- Государство: понятие, признаки, сущность. Плюрализм в понимании государства.
- Функции государства: понятие, объективный характер, соотношение с целями, задачами, принципами государства. Связь функции государства с его сущностью и социальной ролью.
- Эволюция функций государства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Характеристика функций современного Российского государства.
- Формы и методы осуществления функций государства: правовые и организационные.
- Форма правления как способ организации государственной власти и порядок ее образования.
- Конституционный статус формы правления РФ.
- Общество и публичная власть в условиях, предшествующих возникновению государства и права.
- Признаки отличия государства и права от организации власти и системы социального регулирования в первобытном обществе.
- Общая характеристика современных учений о государстве: элитарно-технократические концепции государства, теория конвергенции, теория национального государства, теория государства всеобщего благоденствия, теория благоприятствующего государства, глобалистские теории, теория правового государства.
- Классовое и общечеловеческое в государстве.
- Типология государств: теоретические основы и значение типологизации
- Государственный суверенитет: понятие, признаки, значение.
- Форма государственного правления в России.
- Механизм государства.
- Формационный и цивилизационный подход к типологизации государства.
- Буржуазное государство и право: этапы его развития.
- Социально ориентированное государство, пути формирования и виды.
- Механизм осуществления государственной власти в РФ: система "сдержек" и "противовесов".
- Республика как форма государственного правления.
- Форма государственного правления современной России.
- Современные модели президентства.
- Орган государства: предмет ведения, полномочия, компетенция.
- Теории происхождения государства и права.
- Федеративное устройство России: прошлое и современность.
- Законодательная власть в системе разделения властей по Конституции РФ.
- Форма государственного устройства. Российский федерализм.
- Демократические государственно-правовые режимы.
- Тоталитарные государственно-правовые режимы.
- Функции государства социальной демократии.
- Государственная власть как разновидность социальной власти.
- Правовой режим государственной службы в РФ.
- Признаки правового государства и их формирование в России.
- Политическая система общества. Государство в политической системе.
- Происхождение права.
- Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
- Право как результат и выход из конфликта интересов (Где в принципе не может быть конфликта интересов, там нет места и праву – Т.Гоббс ).
- Психологическая теория права
- Социологическая теория права
- Солидаристская теория права
- Историческая теория права
- Нормативистско - позитивистская теория права
- Марксистская концепция права.
- Теория естественного права.
- Современное понимание права: «широкое» (философское) и узконормативное (Либертарная теория)
- Социальное назначение права.
- Право и экономика.
- Право и политика.
- Основные теории права в России
- Демократия и самоуправление.
- Понятие права как общесоциального явления.
- Перспективы формирования правового государства в России.
- Социальная сущность отечественного права.
- Правовая система РФ. Направления осуществления правовой реформы.
- Право в системе социальных норм современного общества.
- Право и мораль: проблемы соотношения.
- Система социального регулирования общественных отношений. Право и другие социальные нормы.
- Право и мораль: общность, различие, взаимодействие, противоречия.
- Понятия: система права, правовая система, правовая семья, система законодательства.
- Методы правового регулирования.
- Развитие отраслей права.
- Юридическая процедура: виды юридических процессов.
- Современное состояние российского законодательства.
- Критерии разграничения частного и публичного права
- Материальное и процессуальное право
- Система права и система законодательства: различия, единство и взаимосвязь.
- Возникновение и определение понятий правовая система, правовая национальная система, правовая семья.
- Правовые семьи народов мира: романо-германская правовая семья
- Правовые семьи народов мира: англо-американская правовая семья
- Правовые семьи народов мира: религиозная правовая семья
- Правовые семьи мира: семья традиционного и международного права
- Юридический прецедент: возможности его формирования в РФ.
- Социальные и технические нормы, особенности взаимодействия.
- Отрасль права. Предмет правового регулирования отрасли права.
- Отрасль права. Метод правового регулирования.
- Структура права.
- Понятие и виды институтов права.
- Система права и система законодательства.
- Норма права, основные признаки, свойства, структура.
- Нормативные предписания: понятие, разновидности.
- Способы выражения и изложения правовых норм в законодательстве.
- Структура нормы права.
- Правовые формы государственной деятельности. Понятие и разновидности.
- Специализация предписаний отечественного законодательства.
- Юридическая процессуальная форма: природа и составляющие компоненты.
- Норма права и нормативное предписание законодательства.
- Система права в РФ.
100. Отрасль права в системе отечественного права.
101. Материальное и процессуальное право в системе права РФ.
102. Стадии законотворчества.
103. Признаки, понятия и виды правотворчества.
104. Стадии правотворческого процесса.
105. Понятие и функции правотворчества.
106. Правотворчество как правовая форма государственной деятельности.
107. Формы права, понятие и разновидности.
108. Основные виды форм (источников) права: правовой обычай
109. Основные виды форм (источников) права: административно-судебный прецедент
110. Основные виды форм (источников) права: нормативный договор.
111. Юридическая доктрина как дополнительный (вспомогательный) источник права.
112. Религиозное и каноническое право как источник права
113. Закон: понятие, юридические свойства, виды. Проблема правового закона.
114. Общие принципы и аксиомы права как источники права.
115. Понятие и основные признаки нормативных правовых актов.
116. Виды нормативных правовых актов.
117. Язык нормативных правовых актов.
118. Подзаконные нормативные правовые акты. Их общая характеристика и система.
119. Формы реализации норм права.
120. Субъекты применения норм права.
121. Понятие и виды актов применения норм права.
122. Стадии правоприменительного процесса.
123. Юридическая техника в правотворчестве.
124. Предпосылки, объект, цели и пределы толкования норм права.
125. Официальное толкование нормативных предписаний как правовая форма государственной деятельности.
126. Субъекты толкования нормативных предписаний.
127. Акты толкования нормативных предписаний.
128. Понятие правоотношения в юридической науке.
129. Юридические факты в отечественном праве. Понятие и виды.
130. Понятие и классификация объектов правоотношений.
131. Содержание правоотношений.
132. Понятие механизма правового регулирования и его элементы.
133. Правопорядок как цель и результат правового регулирования.
134. Пределы правового регулирования.
135. Свобода, законность, правопорядок и демократия.
136. Основные принципы законности.
137. Юридический прецедент как форма права.
138. Закон: признаки, понятие, виды.
139. Понятие и структура правосознания.
140. Систематизация нормативных правовых актов.
141. Правовое поведение: понятие и виды.
142. Правовая культура.
143. Правомерное поведение, его виды.
144. Порядок принятия законов.
145. Юридический состав правонарушения.
146. Юридическая ответственность. Понятие и виды.
147. Современные направления юридических исследований.
148. Применение норм права как правовая форма государственной деятельности.
149. Толкование норм права: понятие и субъекты.
150. Субъекты правовых отношений.
151. Правовое регулирование общественных отношений и его механизм.
152. Понятие, субъекты и принципы законности.
153. Признаки, понятие и виды правонарушений.
154. Юридическая процессуальная ответственность.
5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ООП.