Аттестации по дисциплине (модулю)

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет, периодизация, историография курса «Отечественная история».

2. Функции истории, методы и источники ее изучения.

3. Основные современные теории исторического развития.

4. Проблемы этногенеза восточных славян.

5. Основные этапы становления государственности в Древней Руси.

6. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

7. Древняя Русь в период феодальной раздробленности.

8. Золотая Орда и Русь: проблемы взаимоотношений.

9. Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва и ее последствия.

10. Образование Московского централизованного государства.

11. Иван Грозный: основные направления внутренней и внешней политики.

12. «Смутное время», его причины, сущность, последствия.

13. Развитие крепостного права в XVII в. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный век».

14. Реформы Петра I, их сущность и значение, особенности складывания российского абсолютизма.

15. Кризис власти в России после смерти Петра I.Эпоха дворцовых переворотов.

16. Век Екатерины: просвещенный абсолютизм и его противоречия.

17. Внешняя политика Российской империи в XVIII веке.

18. Российская империя в первой четверти XIX века. Основные направления внутренней и внешней политики Александра I.

19. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в первой половине XIX века.

20. Кризис феодально-крепостнической системы в середине XIX в. Крымская война и её последствия для России.

21. Буржуазные реформы Александра II в 60-70-ые годы XIX века.

22. Общественно-политические движения в России в пореформенное время. Народничество. Зарождение социал-демократии.

23. Контрреформы Александра III.

24. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века.

25. Русская культура XIX в. – начала XX в. и её вклад в мировую культуру.

26. Внешняя политика Российской империи на рубеже XIX и XX вв.

27. «Серебряный век» русской культуры на рубеже XIX и XX вв.

28. Социально-экономическое развитие Российской империи на рубеже XIX и XX вв. Реформы С.Ю. Витте.

29. Первая русская революция 1905-1907 годов.

30. Политические партии в России в начале XX века: генезис, классификация, программа, тактика.

31. Опыт российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в начале XX века.

32. Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и её результаты.

33. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

34. Россия от Февраля к Октябрю 1917 года. Альтернативы развития.

35. Становление советской власти. Первые социально-экономические преобразования (1917-1918 гг.).

36. Гражданская война и иностранная интервенция, их причины и последствия.

37. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы XX века. НЭП.

38. Формирование тоталитарного режима в СССР.

39. Советская модернизация в 30-е годы XX в. Альтернативы, ход, итоги.

40. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

41. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, итоги, уроки. Вклад Урала в победу над врагом.

42. СССР в годы послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.).

43. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

44. Попытки осуществления экономических и политических реформ в 1950-60-е гг. Политический портрет Н.С. Хрущева.

45. «Оттепель» в культуре и науке в СССР.

46. Политическое и социально-экономическое состояние общества в 1965 – 1985 гг. XX в.

47. Перестройка: поиск путей модернизации общества.

48. Распад СССР: причины и последствия.

49. Экономические и политические реформы в России в 90-ые годы XX века.

50. Внешнеполитическая деятельность РФ в условиях новой геополитической ситуации в 90-ые годы XX века.

Виды самостоятельной работы:

– составления компендиума, подготовка к семинарским и лекционным занятиям;

– подготовка групповых проектов малых групп на семинарское занятие;

– написание эссе;

– написание творческой работы по заданной теме;

– изучение терминологии.

Составление компендиума

Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный/практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:

- осуществить анализ периодической литературы и интернет-ресурсов;

-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;

-законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;

-интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.

КИМ компендиума

Наши рекомендации