ИКМ-3, тест на бланках, макс. балл 40, проходной 17.

Правоведение.

План курса с аннотациями

Лек., 14 сем.

Тема 1. Основы учения о государстве

Тема 2. Нормы права. Система права

Тема 3. Правоотношение. Реализация права

Тема 4. Конституционное устройство РФ

ПКМ-1, теста на бланках, макс. балл 30, проходной 13.

Тема 5. Гражданское право

Тема 6. Трудовое право

Тема 7. Семейное право

ПКМ-2 тест на бланках, макс. балл 30, проходной 13.

Тема 8. Налоговое право и предпринимательство

Тема 9. Информационное право. Правовой режим охраны государственной тайны

Тема 10. Уголовное право и административная ответственность

ИКМ-3, тест на бланках, макс. балл 40, проходной 17.

Тема 1. Основы учения о государстве

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Общим во всех данных определениях выступает то, что в качестве специфических видовых отличий государства называются такие его важнейшие характеристики, как народ, публичная власть и территория.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Государство проводит ту или иную политику посредством системы государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, для определения которой существует понятие механизм государства.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему - упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Тема 2. Нормы права. Система права

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение позволяет более четко обозначить их классификация по разным основаниям. Нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Изучение видов норм необходимо для уяснения правовых предписаний в каждом конкретном случае.

Право - строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Части права, объединяющие нормы, - институты и отрасли.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Главная форма российского права – нормативный правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Тема 3. Правоотношение. Реализация права

Реализация права представляет собой процесс воплощения юридических норм в жизнь посредством их индивидуализации в правоотношении. Внешне правореализация выражается в правовом поведении граждан и органзаций.

Понятие правовых отношений. Их соотношение с общественными связями и нормами права. Виды правоотношений.

Структура (элементы) правоотношения. Субъекты права и субъекты правоотношений.

Виды субъектов права. Индивидуальные и коллективные субъекты права. Граждане как субъекты права. Правосубъектность права. Особенности правосубъектности граждан в имущественных отношениях. Правоспособность и дееспособность. Правовой статус граждан. Особенности правового положения иностранцев. Коллективные субъекты права. Их виды. Соотношение понятий «соотношение понятий «коллективный субъект права» (организация) и «юридическое лицо».

Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений. Понятие субъективного права, его состав. Соотношение прав и обязанностей в правоотношении.

Объекты правоотношений: понятие и виды.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Понятие, виды юридических фактов. Юридический (фактический) состав как система юридических фактов. Понятие состава, виды составов.

Формы (способы) реализации норм права. Соблюдение, исполнение и использование норм права как формы (способы) его реализации.

Применение права как особая комплексная форма его реализации.

Понятие применения и основные его особенности. Стадии применения норм права.

Правоприменительные акты. Понятие акта, место правоприменительных актов среди других правовых актов. Формы и виды правоприменительных актов. Требования к правоприменительным актам.

Тема 4. Конституционное устройство РФ

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Наши рекомендации