Понятие и виды форм права. Источники права.

Юридические нормы содержатся в тех или иных формах, зафиксированы в них. В таком виде они становятся общеобязательными. Приобретают юридическую силу.

Как правило это происходит в документальной форме.

Форма права – это внешнее выражение правовых предписаний, связанные с их закреплением в определенных официальных актах.

В формах право упорядочивается его содержание. Придается юридическая сила.(государственно-властный характер)

В литературе существует 2 точки зрения на соотношение формы права и источника права.

1.-одно и тоже

2.источники права более широкое понятие, чем форма права, здесь форма права один из источников права

Под источниками права понимают истоки формирования права, т.е. его основания и причины, факторы, предопределяющие его содержание и формы выражения.

Виды форм права.

В материальном смысле это экономические отношения, способ производства материальных благ. К ним также можно отнести материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей и др. (материальные условия жизни в ВОВ – разруха-меняется зак-во)

Источники права в идеологическом смысле – правосознание законодателя (Н. Александр Освободитель-идея освобождения крестьян из зависимости), правовые доктрины (Советская доктрина не признавалась суд.приц.источником права), традиции (суд присяжных-засед. В Англии-прецедент, запрет в Чечне ходить с автоматом калашникова), религиозные представления(в исламе запрещено пить-смерть) и др.

Источники права в юридическом смысле это нормы права, т.е. формы внешнего документального закрепления права, под которой понимается юридически значимая деятельность правотворческих органов.

Виды формы права.

1. Правовой обычай – исторически- сложившееся и вошедшая в привычку в силу длительного использования, правила поведения. Санкционируемое гос-ом.

Применяется в семейном, гражданском, земельном и др. отраслях права, никогда не употребляется в уголовном( ст15 ГК обычай делового оборота.)

2. Правовой прецендент – решение государственного органа, принимаемое за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел(админ и суд)

3. Договор с нормативным содержанием(нормативный договор) – это соглашение между равноправными субъектами, содержащие нормы права(федеральный договор, международные договоры. Договор между администр предприятием и трудовым коллективом в лице его профсоюзов)

4. НПА – принятый в особом порядке официальный акт – документ правотворческого органа, содержащий нормы права.

5. Принципы права – исходные положения начала выражающие сущность и назначение права. Применяемые в особой форме, как аналогия права.

6. Общепринятые принципы и нормы международного права. Международные договоры.

Часть 4 ст15КРФ закрепило положение, согласно которому «общепризанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу источников норм и принципов относят документы, принятые генеральной ассамблеей ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и др.

При С.Е. создан европейский суд по правам человека. Его решения являются окончательными и обязательными для гос-в, допустивших нарушения конвенции по защите прав человека и его основных свобод.

Часть 1 ст5 ФЗ о международных договорах РФ повторяют положения чт15 КРФ о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Ратификация международных договора осуществляется в форме ФЗ.

В тоже время ч.6. ст125 КРФ закрепляет положения согласно которому, несоответствие КРФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению

Признание консит-ти международных договоров входит в компетенцию Конституционного суда РФ.

Правовые акты МНГ не имеют прямого действия на территории РФ. Для признания их юридической силы они должны быть признаны в установленном законом порядке и приоритетом по отношению к законодательству РФ не пользуются. Т.е. носят рекомендательный характер.

44. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество – осуществляемая в особом порядке гос-властная деятельность компетентных органов, направленная на создание. Изменение и отмену юридических норм.

Признаки:

1. Государственно – властная деятельность, составляющая монополию гос-ва(прерогатива правотворчества) делигирование подобных полномочий назыв санкционирование

2. Интеллектуально- волевая деятельность людей, осуществляющих правотворческую деятельность.

3. Она осуществляется в особом процедурном порядке. Она точно и полно регламентируется в НПА, перечень субъектов правотворчества и их полномочия имеют исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

4. Содержанием этот деятельности является создание изменение и отмена юридических норм.

Функции правотворчества.

1.изменение содержания и структуры действующей системы права.

2. восполнение пробелов в праве

3. упорядоченная систематизация НПА

Принципы:

1.демократизма. он означает широкое участие народа в правотворческой деятельности гос-ва(обсуждение законопроектов. Референдум)

2.научности. При подготовке и принятии НПА необходимо учитывать тот эффект, к которому стремится законодатель. Не только те цели, для достижения которых принят НПА, но и побочные последствия. Необходимо рассчитывать кадровые, финансовые, организационные и др.ресурсы, которые нужны для внедрения в жизнь.

Здесь же учитывается требования к технике: НПА должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Необходимо учитывать различные факторы(юридическую силу , орган, который должен его принять). В настоящее время законопроекты проходят ряд экспертиз: лингвистическую, антикоррупционную., гендерную (половая)

НПА должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Необходимо учитывать различные факторы. Н. юр.силу НПА, орган, который должен его принять и др. Н. Август-44, вводится Закон, в котором признается только зарег.брак сложилось ППЖ (походно-полевая жена), т.е. несколько женщин: одна дома, др. рядом с мужчиной.

3.Законности. Правотворческая деятельность должна осуществляться в точном и неуклонном соблюдении законов: не должно допускаться превышение полномочий. Соблюдение процедуры правотворческой деятельности. Ее строгая дифференциация.

4. Системность. Означает. Что принятый НПА должен органически входить в систему действующего законодательства. Недопустимо принятие дублирующих или коллизионных НПА.-Н. тур.путевка: все документы на аэропорту не пускают, потому что недоимка, лабирование (колизии)

5. Оперативности(своевременности).

Виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа(референдум. Сельский сход)

2. Правотворчество государственных органов

3 уровня: федеральные, региональные, локальные.

3. Санкционированное правотворчество негосударственных органов(органы местного самоуправления, профсоюзы)

4. Совместное правотворчество гос-х органов и негосуд-х учреждений.

5. Нормативные договоры.

Наши рекомендации