Первый этап революции (январь — август 1848 г.).
Революция 1848-49 гг. в Италии
Назревание революционного кризиса.
В 1846—1847 гг. в Италии обнаружились признаки надвигающейся революции. Голод и лишения народных масс — следствие неурожаев 1846—1847 гг. и европейского экономического кризиса — вызвали волнения городского и сельского люда, протестовавшего против дороговизны, спекуляции хлебом и безработицы. Либерально-буржуазная оппозиция настойчиво требовала проведения преобразований. Встревоженные нараставшим брожением правители Папского государства, Сардинского королевства и Тосканы приступили к проведению ограниченных реформ, чтобы ослабить бурно разраставшееся народное движение. Избранный летом 1846 г. на папский престол Пий IX объявил амнистию политическим заключенным и эмигрантам, учредил консультативный совет с участием светских лиц, ослабил цензуру и разрешил сформировать национальную гвардию. Осенью 1847 г. по инициативе Пия IX между этими тремя государствами было заключено соглашение о создании Таможенного союза. Поворот в позиции папства вызвал в Италии ликование, либералы поспешили объявить папу вождем национального движения. В Тоскане и Сардинском королевстве было разрешено издавать политические газеты, правительство Турина ввело на местах выборные муниципалитеты, несколько усовершенствовало судебную систему.
Вопреки надеждам монархов сделанные уступки не ослабили народного движения, оно даже приобрело еще больший размах. Во многих местах бастовали рабочие и поденщики, в Центральной Италии рабочие выступали с требованиями «права на труд» и «организации труда», в Риме в конце 1847 г. волнение луддитского типа охватило суконщиков. Учащались массовые
патриотические, антиавстрийские демонстрации, их участники несли зелено-бело-красные флаги — символ свободы и независимости Италии. С осени 1847 г. накалилась обстановка в Ломбардии. Чтобы выразить свой протест против иностранного господства, жители Милана отказались в начале 1848 г. покупать табак, монополия на продажу которого принадлежала Австрии. Дело дошло до кровавых стычек с полицией и войсками. Были убитые и раненые. Патриотические манифестации в Милане вызвали широкий отклик во всей стране. Возмущение против иноземных угнетателей прорывалось наружу в Тоскане, папских владениях и Пьемонте. На Юге королевским войскам пришлось подавлять попытку восстания в Калабрии. Италия была на пороге революции.
Первый этап революции (январь — август 1848 г.).
Война за независимость. 12 января вспыхнуло восстание на острове Сицилия, положившее начало итальянской революции. Восстание явилось ответом на политику неаполитанских Бурбонов, ущемлявшую интересы различных слоев сицилийцев, которые, как и в 1820 г., поднялись на борьбу за независимость от Неаполитанского королевства. Около двух недель горожане Палермо сражались с 10-тысячным королевским войском и заставили его отступить. Вскоре весь остров, за исключением крепости Мессины, оказался в руках восставших. Буржуазные либералы, возглавившие временное правительство в Палермо, хотели восстановить (в обновленном виде) сицилийскую конституцию 1812 г., объявлявшую самостоятельность острова, и включить его в дальнейшем в федерацию итальянских государств.
Известия о событиях в Сицилии вызвали восстание в соседнем с Неаполем районе. Сама столица была охвачена бурными демонстрациями, и напуганные власти не посмели их разогнать. Король Фердинанд II поспешил освободить политических заключенных, образовал министерство из умеренных либералов, а в конце января, стремясь унять народные волнения, объявил о даровании конституции.
Под воздействием революции на Юге главным лозунгом общественного движения в большинстве итальянских государств стало введение конституций. Нажим либеральной буржуазии и мощные народные манифестации позволили в течение февраля — марта добиться введения конституций в Тоскане, Сардинском королевстве и Папском государстве. Все эти конституции, подобно неаполитанской, были составлены по образцу французской конституции 1830 г. и носили весьма ограниченный характер. Они предоставляли сильную власть монархам, вводили двухпалатный парламент и высокий имущественный ценз для участия в выборах. Руководство новыми правительствами взяли на себя умеренные либералы; в Риме большинство в правительстве получили светские лица, что положило конец господству верхушки духовенства в центральном управлении, однако аппарат власти в целом остался прежним.
В марте революция распространилась на Ломбардию и Венецию. 18 марта началось стихийное восстание в Милане. Было сооружено 1600 баррикад. 5 дней плохо вооруженный городской люд под водительством демократов мужественно сражался с 14-тысячной австрийской армией под командованием фельдмаршала Радецкого. Восставшие рассылали на воздушных шарах призывы о поддержке. На помощь Милану двинулись отряды крестьян. 22 марта австрийцам пришлось покинуть город. Тем временем восстания вспыхивали по всей Ломбардии. Многотысячные толпы крестьян и горожан требовали оружия для борьбы с иноземным гнетом, однако уже тогда имущие, опасаясь перерастания вооруженной борьбы с австрийцами в социальную, уговаривали людей разойтись по домам. Умеренно-либеральные деятели во главе с графом Казати, возобладавшие из-за нерешительности демократов в миланском временном правительстве, вместо развязывания народной войны обратились к сардинскому королю Карлу Альберту с просьбой двинуть войска в Ломбардию. Правительство не воспользовалось народным подъемом для нанесения окончательных ударов по отступавшей армии Радецкого, что позволило ему укрыть свои потрепанные войска в сильных крепостях Вероны и Мантуи.
В те дни, когда Милан совершил революцию, поднялся народ Венеции, заставивший австрийские власти освободить из тюрьмы популярного среди масс демократа Манина, который возглавил восстание. 22 марта под давлением вооруженных го-. рожан австрийцы капитулировали. На площади Святого Марка Манин объявил о восстановлении Венецианской республики, он же возглавил временное правительство. Вскоре вся территория Ломбардо-Венеци-анской области (кроме нескольких крепостей, где засели австрийцы) была освобождена.
Победа народной революции в Милане и Венеции отозвалась в Италии волной патриотического подъема. Во всех концах страны раздавались призывы к борьбе за полное изгнание австрийских войск. В Италию возвращались революционеры-эмигранты, среди них был Мадзини. Массовые патриотические манифестации в Сардинском королевстве вынудили короля Карла Альберта начать 25 марта военные действия против австрийцев. По требованию масс королю Неаполя, герцогу Тосканы и Пию IX также пришлось против их воли направить регулярные войска для участия в войне с Австрией. В Ломбардию отовсюду двигались отряды добровольцев.
Пьемонтская армия, вступившая в Ломбардию под трехцветным национальным знаменем с королевским гербом, была встречена населением как армия-освободительница. Однако подлинные цели короля Карла Альберта были ограничены: он намеревался вести не национальную, а династическую войну ради расширения Пьемонта и создания Североитальянского королевства. В мае в результате проведенного в Ломбардии плебисцита было вынесено решение о ее слиянии с Пьемонтом. За присоединение к нему высказалась затем Венеция, а также Парма и Модена, откуда ранее были изгнаны народом послушные Австрии правители. Местные буржуазно-дворянские слои приветствовали слияние с Пьемонтом, так как видели в Савойской монархии заслон против крестьянского движения, охватившего Ломбардию и Венецианскую область в апреле — мае 1848 г.
Деревенские массы в тот период связывали с революцией надежду на улучшение своих жизненных условий. Стихийный социальный протест крестьян, батраков, поденщиков выражался в захватах и разделе общинных угодий, в покушениях на земли огромных имений, в выступлениях против гнета крупных буржуазных арендаторов, в отказе платить налоги и продовольственные пошлины, в требованиях дешевого хлеба. Сельские рабочие добивались повышения оплаты, происходили волнения безработных. В некоторых венецианских селениях крестьяне избрали в коммунальные советы вместо богатых землевладельцев своих представителей.
Широкий размах крестьянское движение приняло и в Неаполитанском королевстве. Здесь особенно обострился давний конфликт в деревне, вызванный тем, что неаполитанская буржуазия, включая мелкую и среднюю, упорно стремилась увеличить свою земельную собственность, главным образом за счет произвольного присвоения общинных земель, которые крестьяне либо использовали под пастбища, либо хотели получить во владение путем раздела на участки. Этот конфликт отталкивал деревенские массы от участия в национальном движении, руководимом либеральной буржуазией. Необходимость удовлетворить потребность крестьян в земле сознавали отдельные демократы, однако из-за своей малочисленности они оказались не в состоянии возглавить борьбу сельских масс за общинные земли. Таким образом, чаяния крестьянства не были удовлетворены, и оно как на севере, так и на юге Италии стало отворачиваться от революции.
Из-за боязни социальной активности масс умеренные либералы сделали все возможное, чтобы не допустить народной революционной войны с Австрией. Такую войну хотел развернуть Гарибальди, вернувшийся из Южной Америки, где он прославился как предводитель итальянского боевого легиона, который сражался на стороне республиканцев. Усилия Гарибальди организовать партизанское движение в Ломбардии натолкнулись на противодействие пьемонтской правящей верхушки во главе с Карлом Альбертом. Другие монархи также боялись вооружения народа и, кроме того, не желали усиления Сардинского королевства в результате расширения его территории. Вследствие этого в конце апреля Пий IX объявил об отказе вести войну с Австрией и отозвал свои войска из Ломбардии, что означало фактический разрыв с освободительным движением. Примеру папы последовали герцог Тосканы и Фердинанд II. Осмелевший король совершил 15 мая контрреволюционный переворот в Неаполе и разогнал парламент. Идя на этот шаг, он воспользовался стремлением к сильной власти со стороны землевладельцев, устрашенных широким крестьянским движением на Юге, а также полной неспособностью неаполитанских либералов, полагавшихся целиком на «моральные средства», действовать в качестве руководящей силы революции.
Ход войны складывался неудачно для пьемонтской армии. Отвод папских и неаполитанских войск ослабил антиавстрийский фронт. Карл Альберт, не обладавший качествами военачальника, своей пассивной тактикой позволил Радецкому привести в порядок войска, получить подкрепление и перейти к наступательным операциям. В июле 1848 г. пьемонтская армия проиграла сражение у Кустоцы. Вопреки своим обещаниям защитить Милан Карл Альберт поспешно отвел войска из Ломбардии, предпочтя позорное перемирие с австрийцами широкому вовлечению в войну народных масс.