Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию

Еще в конце XIX в. Цины пытались установить свою полную власть над восточно-тибетскими княжествами. С 1896 г. началось «освоение» Кама. В том же году китайские власти вмешались {216}в междоусобный конфликт между правителями Ньярона и вождя­ми Чакла. Китайские войска под командованием Тан Ли заняли Дэргэ. Правитель Дэргэ бежал, его родители, взятые китайцами в плен, умерли в тюрьме в Сычуани. В 1903 г. китайские войска за­няли Гартар. После того как в Ба монахи убили китайского амбаня Фэн Чэня, который находился там проездом и вмешался во внут­ренние дела монастыря, новая китайская армия под командованием Ма Дин-тая вступила в Кам из Сычуани и заняла Ба. 322 монаха были арестованы и казнены, их имущество конфисковано, часть монастырских строений сожжена. Вскоре в районах Ба и Чатин появились войска генерала Чжао Эр-фэна. Солдаты разрушали мо­настыри, убивали монахов и жителей, медные предметы культа были вывезены из Кама в Сычуань и перелиты в монету. Центром сопротивления захватчикам стал монастырь Санцилин в районе Сянчэна. В январе 1906 г. две тысячи солдат Чжао Эр-фэна с че­тырьмя пушками осадили Санцилин. Около полугода продолжа­лось сопротивление тибетцев. Только с помощью хитрости и обма­на китайцам удалось ворваться в монастырь. Монахи приняли за своих сторонников отряд тибетцев из армии Чжао Эр-фэна и открыли ворота. Почти все защитники Санцилина были перебиты, а монастырь полностью разрушен [Кулешов, 1992, с. 114-115].

В 1906 г. Цины назначили Чжао Эр-фэна «верховным комис­саром по пограничным делам» и вторым амбанем в Лхасе. Чжао Эр-фэн упразднил институт тусы в Каме [Smith, 1996, р. 170]. Опираясь на помощь своего брата, будущего генерал-губернатора Сычуани Чжао Эр-сюня (назначен в марте 1908 г.), Чжао Эр-фэн начал создавать на землях тибетцев имперскую административную систему уездов с центром в Батане. Границы уездов не совпадали с границами владений бывших тусы. В Батане в том же, 1906 г. Чжао Эр-фэн создал Высшую комиссию по пограничным делам. Затем началась планомерная оккупация территории Кама китай­скими войсками.

В 1910 г. китайские власти приняли решение о создании здесь провинции Сикан [Кулешов, 1992, с. 254]. Жителей Сычуани офи­циально призывали переселяться на «свободные плодородные» земли Восточного Тибета. Однако организовать поток китайцев-переселенцев не удалось.

Цели Чжао Эр-фэня по колонизации Восточного Тибета хоро­шо видны из документа, относящегося к области Батан, в кото­ром говорилось следующее: «Все население Батана отныне являет­ся подданным китайского императора; все налоги уплачиваются {217}китайцам; все население отныне живет по китайским законам; в ближайшее время в Батане открывается китайская школа для наставления местных жителей; каждая тибетская семья в Батане должна взять себе китайскую фамилию; жители Батана должны одеваться по-китайски» (цит. по [Кулешов, 1992, с. 117]). Осенью 1909 г. войска Чжао Эр-фэна захватили Чамдо. Из своей шеститы­сячной армии Чжао сформировал отборный отряд в две тысячи солдат во главе с генералом Чжун Ином для похода на Лхасу. 12 февраля 1910 г. отряд Чжун Ина вошел в столицу Тибета. Захват Лхасы китайцами сопровождался насилиями, грабежами и убий­ствами.

Военные успехи подталкивали Цинов к осуществлению давнего плана — превращению Тибета в обычную провинцию Цинской импе­рии. Генерал Чжао усилил деятельность по созданию пров. Сикан, простирающейся «от Дацзяньлу на востоке до перевала Танта на западе и от Вэйси на юге до Кукунора на севере» [Кулешов, 1992, с. 255]. Летом 1910 г. Чжао Эр-фэн докладывал в Пекин о том, что граница между новой провинцией и Тибетом должна проходить не более чем в 100 милях к востоку от Лхасы.

Синьхайская революция помешала провести в жизнь решение о создании провинции Сикан. В 1914 г. на этой территории появил­ся «пограничный район Чуаньбянь», но в 1924 г. он был переиме­нован в провинцию Сикан. Однако повсеместные восстания тибет­цев сковывали военные силы Чжао и китайского гарнизона в Лхасе. Летом 1911 г. Чжао Эр-фэн еще смог захватить Ньярон и изгнать оттуда тибетскую администрацию. Это был последний успех гене­рала, прозванного тибетцами за жестокие репрессии «Чжао-мясник». В декабре 1911 г. он был убит собственными солдатами.

Положение в Лхасе в условиях китайской оккупации оставалось нестабильным. Бесчинства китайских солдат вызывали сопротив­ление жителей. Еще в декабре 1909 г. в Лхасу возвратился Далай-лама. Но уже 13 января 1910 г. он вновь покинул столицу Тибета и в сопровождении более 100 человек (свита, охрана, слуги) ночью тайно бежал в Индию. Амбань Лянь Юй спешно организовал пого­ню, приказав принести ему голову Далай-ламы. 300 китайских всад­ников уже настигали беглецов у переправы Чхаксам через р. Цанпо, но были здесь задержаны на два дня тибетцами под командова­нием Дасан Дэюла. Когда караван Далай-ламы остановился у самой границы в Ятуне, преследователи вновь настигли беглецов, но не смогли помешать Далай-ламе перейти индийскую границу. Нача­лась вторая эмиграция духовного лидера Тибета. {218}

25 февраля 1910 г. указом цинского императора Далай-лама вновь был «смещен со своего поста» и амбаню в Лхасе было при­казано организовать избрание его преемника. Одновременно ки­тайцы пригласили Панчен-ламу IX, Гелек Намгьял (1883-1937), при­ехать в Лхасу. Панчен-лама принял приглашение. В 1911 г. он при­ехал в столицу Тибета, остановился сначала в соборе Джокан, за­тем в Норбулинке и стал выполнять некоторые функции Далай-ламы. Однако он отклонил предложение китайцев стать регентом Тибета.

Далай-лама в Индии

Далай-лама находился в Индии около двух лет. Англий­ские власти предоставили ему резиденцию в Дарджилинге, но ста­рались ограничить его контакты вообще и с представителями Рос­сии в особенности. Далай-лама по-прежнему стремился получить поддержку со стороны царского правительства. Когда в ноябре 1910 г. его посетил русский индолог и тибетолог Ф.И. Щербатской, Далай-лама заявил ему «о своей и тибетского народа преданности России» (цит. по [Белов, 1994, с. 104]). В феврале 1912 г. русский ге­неральный консул в Калькутте приехал к Далай-ламе в Дарджилинг и передал ему ответное письмо царя Николая II, составленное в общих, «неполитических» выражениях. Несмотря на настойчивые хлопоты в Петербурге посланника Далай-ламы Агвана Доржиева, его призывы о помощи в решении тибетских дел, правительство России уклонилось от вмешательства в какой-либо форме. Планы Далай-ламы о поездке из Индии в Европу также не смогли осуще­ствиться.

Наши рекомендации