Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию
Еще в конце XIX в. Цины пытались установить свою полную власть над восточно-тибетскими княжествами. С 1896 г. началось «освоение» Кама. В том же году китайские власти вмешались {216}в междоусобный конфликт между правителями Ньярона и вождями Чакла. Китайские войска под командованием Тан Ли заняли Дэргэ. Правитель Дэргэ бежал, его родители, взятые китайцами в плен, умерли в тюрьме в Сычуани. В 1903 г. китайские войска заняли Гартар. После того как в Ба монахи убили китайского амбаня Фэн Чэня, который находился там проездом и вмешался во внутренние дела монастыря, новая китайская армия под командованием Ма Дин-тая вступила в Кам из Сычуани и заняла Ба. 322 монаха были арестованы и казнены, их имущество конфисковано, часть монастырских строений сожжена. Вскоре в районах Ба и Чатин появились войска генерала Чжао Эр-фэна. Солдаты разрушали монастыри, убивали монахов и жителей, медные предметы культа были вывезены из Кама в Сычуань и перелиты в монету. Центром сопротивления захватчикам стал монастырь Санцилин в районе Сянчэна. В январе 1906 г. две тысячи солдат Чжао Эр-фэна с четырьмя пушками осадили Санцилин. Около полугода продолжалось сопротивление тибетцев. Только с помощью хитрости и обмана китайцам удалось ворваться в монастырь. Монахи приняли за своих сторонников отряд тибетцев из армии Чжао Эр-фэна и открыли ворота. Почти все защитники Санцилина были перебиты, а монастырь полностью разрушен [Кулешов, 1992, с. 114-115].
В 1906 г. Цины назначили Чжао Эр-фэна «верховным комиссаром по пограничным делам» и вторым амбанем в Лхасе. Чжао Эр-фэн упразднил институт тусы в Каме [Smith, 1996, р. 170]. Опираясь на помощь своего брата, будущего генерал-губернатора Сычуани Чжао Эр-сюня (назначен в марте 1908 г.), Чжао Эр-фэн начал создавать на землях тибетцев имперскую административную систему уездов с центром в Батане. Границы уездов не совпадали с границами владений бывших тусы. В Батане в том же, 1906 г. Чжао Эр-фэн создал Высшую комиссию по пограничным делам. Затем началась планомерная оккупация территории Кама китайскими войсками.
В 1910 г. китайские власти приняли решение о создании здесь провинции Сикан [Кулешов, 1992, с. 254]. Жителей Сычуани официально призывали переселяться на «свободные плодородные» земли Восточного Тибета. Однако организовать поток китайцев-переселенцев не удалось.
Цели Чжао Эр-фэня по колонизации Восточного Тибета хорошо видны из документа, относящегося к области Батан, в котором говорилось следующее: «Все население Батана отныне является подданным китайского императора; все налоги уплачиваются {217}китайцам; все население отныне живет по китайским законам; в ближайшее время в Батане открывается китайская школа для наставления местных жителей; каждая тибетская семья в Батане должна взять себе китайскую фамилию; жители Батана должны одеваться по-китайски» (цит. по [Кулешов, 1992, с. 117]). Осенью 1909 г. войска Чжао Эр-фэна захватили Чамдо. Из своей шеститысячной армии Чжао сформировал отборный отряд в две тысячи солдат во главе с генералом Чжун Ином для похода на Лхасу. 12 февраля 1910 г. отряд Чжун Ина вошел в столицу Тибета. Захват Лхасы китайцами сопровождался насилиями, грабежами и убийствами.
Военные успехи подталкивали Цинов к осуществлению давнего плана — превращению Тибета в обычную провинцию Цинской империи. Генерал Чжао усилил деятельность по созданию пров. Сикан, простирающейся «от Дацзяньлу на востоке до перевала Танта на западе и от Вэйси на юге до Кукунора на севере» [Кулешов, 1992, с. 255]. Летом 1910 г. Чжао Эр-фэн докладывал в Пекин о том, что граница между новой провинцией и Тибетом должна проходить не более чем в 100 милях к востоку от Лхасы.
Синьхайская революция помешала провести в жизнь решение о создании провинции Сикан. В 1914 г. на этой территории появился «пограничный район Чуаньбянь», но в 1924 г. он был переименован в провинцию Сикан. Однако повсеместные восстания тибетцев сковывали военные силы Чжао и китайского гарнизона в Лхасе. Летом 1911 г. Чжао Эр-фэн еще смог захватить Ньярон и изгнать оттуда тибетскую администрацию. Это был последний успех генерала, прозванного тибетцами за жестокие репрессии «Чжао-мясник». В декабре 1911 г. он был убит собственными солдатами.
Положение в Лхасе в условиях китайской оккупации оставалось нестабильным. Бесчинства китайских солдат вызывали сопротивление жителей. Еще в декабре 1909 г. в Лхасу возвратился Далай-лама. Но уже 13 января 1910 г. он вновь покинул столицу Тибета и в сопровождении более 100 человек (свита, охрана, слуги) ночью тайно бежал в Индию. Амбань Лянь Юй спешно организовал погоню, приказав принести ему голову Далай-ламы. 300 китайских всадников уже настигали беглецов у переправы Чхаксам через р. Цанпо, но были здесь задержаны на два дня тибетцами под командованием Дасан Дэюла. Когда караван Далай-ламы остановился у самой границы в Ятуне, преследователи вновь настигли беглецов, но не смогли помешать Далай-ламе перейти индийскую границу. Началась вторая эмиграция духовного лидера Тибета. {218}
25 февраля 1910 г. указом цинского императора Далай-лама вновь был «смещен со своего поста» и амбаню в Лхасе было приказано организовать избрание его преемника. Одновременно китайцы пригласили Панчен-ламу IX, Гелек Намгьял (1883-1937), приехать в Лхасу. Панчен-лама принял приглашение. В 1911 г. он приехал в столицу Тибета, остановился сначала в соборе Джокан, затем в Норбулинке и стал выполнять некоторые функции Далай-ламы. Однако он отклонил предложение китайцев стать регентом Тибета.
Далай-лама в Индии
Далай-лама находился в Индии около двух лет. Английские власти предоставили ему резиденцию в Дарджилинге, но старались ограничить его контакты вообще и с представителями России в особенности. Далай-лама по-прежнему стремился получить поддержку со стороны царского правительства. Когда в ноябре 1910 г. его посетил русский индолог и тибетолог Ф.И. Щербатской, Далай-лама заявил ему «о своей и тибетского народа преданности России» (цит. по [Белов, 1994, с. 104]). В феврале 1912 г. русский генеральный консул в Калькутте приехал к Далай-ламе в Дарджилинг и передал ему ответное письмо царя Николая II, составленное в общих, «неполитических» выражениях. Несмотря на настойчивые хлопоты в Петербурге посланника Далай-ламы Агвана Доржиева, его призывы о помощи в решении тибетских дел, правительство России уклонилось от вмешательства в какой-либо форме. Планы Далай-ламы о поездке из Индии в Европу также не смогли осуществиться.