Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе.

· Правотворческая процедура – должна иметь место обычная законодательная процедура (состоит в совместном принятии актов Е парламентом и Е советом), а также может иметь место специальная законодательная процедура - предполагает создание акта Е парламентом после консультации или с одобрения Е совета или Е советом после консультации или с одобрением Е парламента.

Т.е. правотвор.проц. приравнивается к законодат.

Под законодательным процессом в Европейском Союзе понимаются определенные в учредительных договорах процедуры принятия институтами и органами Европейского Союза нормативно-правовых и других актов вторичного права. Соответственно понятие законодательного процесса в Европейском Союзе синонимично понятию процесса принятия решений в международной организации.

Законодательный процесс в Европейском Союзе находит выражение в нескольких законотворческих процедурах. Эти процедуры в чем-то схожи, имея при этом существенные различия, что дает основания для их классификации.

По сфере распространения процедуры принятия решений в Европейском Союзе можно классифицировать на две группы: общие и специальные.

К общим относятся те, которые используются так или иначе при принятии решений в различных областях сквозь призму уполномочивающих статей (что иногда обеспечивает многовариантность этих процедур). Теоретически общие процедуры могут быть распространены на любую сферу деятельности Союза. Общими процедурами являются процедура "Комиссия - Совет", процедура консультаций, процедура совместного принятия решений, процедура санкционирования, процедура сотрудничества.

К специальным процедурам относятся те, которые используются только при принятии решения по определенному вопросу. Они не применимы к другим вопросам. Специальная процедура находится в зависимости от специфики проблематики, характер протекания процедуры органически связан со сферой принятия решения. Так, бюджетная процедура зависит от структуры статей расходов бюджета Союза, а, например, процедура заключения международных соглашений ЕС - от специфики заключения международных соглашений и трансформации их в правопорядок Союза.

Общие законодательные процедуры можно подразделить по степени их распространенности на основные и неосновные. Основными являются наиболее распространенные - процедуры консультаций и совместного принятия решений, к ним также можно отнести и процедуру "Комиссия - Совет". Не являются основными процедуры сотрудничества и санкционирования.

Общими чертами, характерными для законодательных процедур Европейского Союза, являются наличие одних и тех же субъектов, участвующих в принятии решения, а также то, что процесс принятия решения всегда проходит три этапа: подготовка проекта и законодательная инициатива, обсуждение проекта решения, принятие решения. При этом основные различия в законодательных процедурах Союза проявляются во второй фазе - фазе обсуждения.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза понятия "законодательный процесс" и "законодательные процедуры" будут относиться только к принятию юридически обязательных (как правило, нормативных) актов законодательными институтами Союза - Европейским парламентом и Советом (см. вопросы N 17 и N 35).

Остальные процедуры (процедуры издания "незаконодательных" актов в значении Лиссабонского договора - см. вопрос N 27) будут считаться иными правотворческими процедурами.

решения Европейского центрального банка), в том числе не имеющие юридически обязательной силы (рекомендации и заключения), включены в категорию "незаконодательных актов".

В свою очередь среди незаконодательных актов Лиссабонский договор выделяет "делегированные акты" и "исполнительные акты".

"Делегированные акты" - это акты, издаваемые главным исполнительным институтом Европейского Союза (Комиссией) на основании и в пределах полномочий, делегированных ей законодательными институтами (Европейским парламентом и Советом).

"Исполнительные акты" также, как правило, будут издаваться Комиссией с целью обеспечить единообразные условия исполнения законодательных и других юридически обязательных актов Союза.

В название делегированных и исполнительных актов в обязательном порядке должно включаться слово "делегированный" или "исполнительный" (например, "делегированная директива", "исполнительный регламент").

19.Понятие и природа европейского права.

Существует-несколько-значений-этого-термина:-

• Совокупность- национальных- правовых- систем- европейских- государств-

(редко,-слишком-широко-и-некорректно);-

• Право- европейских- международных- организаций- (европейское- право- в-

широком-смысле);-

• Совокупность- правовых- норм,- регулирующих- взаимоотношения,-

складывающиеся-в-рамках-такого-интеграционного-объединения,-как-Европейский-Союз-(европейское-право-в-узком-смысле-слова);-

• Право- Европейского- Союза- +- нацио

Подходы-к-определению-природы-европейского-права:-

• Федералистский-подход.-Правовая-система-ЕС-аналогична-государственной-

(федеративной);-

• Традиционный- подход.- Европейское- право- часть- международного-

публичного-права;-

• Автономный- подход.- Европейское- право- имеет- автономную- правовую-

природу.-Большинство-придерживаются-этой-точки-зрения;-

• Право- ЕС- имеет- смешанную- природу:- это- сочетание- (симбиоз)-

международного-и-внутригосударственного-права,-комплексная-отрасль-права.-

-

Решения-Верховного-суда-ЕС.-

1.- Van- Gend- en- Loos- (1963).- «Римский- договор- создал- новый- правопорядок-

международного-права»;-

2.- Costa/Enel- (1964).- «Договор- об- учреждение- ЕС- создал- свой- собственный-

правопорядок,- который- стал- составной- частью- правопорядка- государства[членов- и-который-национальный-суды-должны-соблюдать»;-

3.- «Frankovich»- (1991).- «Договор- об- учреждение- ЕС- создал- собственный-

оригинальный-правопорядок,-свою-особую-систему-права».-

-

20.Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза.

Предмет права Европейского Союза - это общественные отношения, которые оно регулирует. Содержание права Европейского Союза складывается из отдельных правил поведения - юридических норм, среди которых особое место занимают нормы-принципы (см. раздел III).

В западной доктрине содержание права Европейского Союза принято делить на две части: институционное и материальное право*(6).

Предметом институционного права является сам Европейский Союз как интеграционная организация, статус его руководящих органов (институтов). Например, правила, регулирующие порядок формирования Европейского парламента или юрисдикцию судов Союза, - это нормы его институционного права.

Материальное право - право, создаваемое Европейским Союзом в целях регулирования общественных отношений, которые складываются на его территории между гражданами, юридическими лицами, государствами-членами и другими субъектами. Например, таможенное или уголовное законодательство Союза выступают источниками его материального права.

Материальное право Европейского Союза неоднородно по своему характеру и включает нормы разных отраслей, в том числе относимых традиционно к процессуальному праву (конституционное, административное, гражданское, трудовое, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное, аграрное и т.д.).

В праве Европейского Союза используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный методы; коллизионный метод.

В то же время, поскольку формирование права Европейского Союза осуществляется путем интеграции правовых систем разных государств, наряду с указанными выше для него характерны специфические методы воздействия - методы унификации и гармонизации.

Метод унификации предполагает установление Союзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения на всей его территории. Инструментом унификации служат регламенты (англ. regulation; франц. reglement) - нормативные правовые акты, сходные по своим признакам с федеральными законами.

Метод гармонизации означает издание Союзом основ законодательства, в соответствие с которыми государства-члены приводят свои внутренние законы и подзаконные акты. Посредством гармонизации Союз "сближает" правовые системы государств-членов друг с другом, но не вводит полное единообразие. Инструментом гармонизации служит директива (англ., франц. directive), а в сфере уголовного и уголовно-процессуального права - рамочное решение (англ. framework decision; франц. dеcision-cadre).

Регламенты, директивы и рамочные решения не подлежат ратификации со стороны государств-членов!

Регламенты вступают в силу на 20-й день после их опубликования в Официальном журнале Европейского Союза (если иное не предусмотрено самим регламентом).

Директивы и рамочные решения предусматривают так называемый срок трансформации - период времени, который дается государствам-членам на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с указанными актами (в среднем полтора года).

21.Система права Европейского Союза.

В зависимости от предмета:

· Инститциональное (сходно с административным и конституционным), включает предмет ЕП, институты и компетенцию

· Материальное право регулирует отношения в различных сферах (торговое, экономическое: инвестиционное и монопольное)

Структурный подход:

Два- основных- сегмента.- Наднациональное- право- и-«межправительственное»-право-(в-рамках-ОВПБ).-

Комплексный критерий :

В зависимости от происхождения норм, характера и условий их применения. До вступления в силу Лиссабонского договора ЕС делился на 3 опоры:

· Европейское сообщество

· Общая внешняя политика и политика безопасности

· Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Выделяют три основный сегмента:

1. Право Европейских сообществ:

• Эти нормы создаются как государствами-членами, так и институтами европейского союза.

• Имеют приоритет над национальным правом

• Нормы некоторых актов имеют прямое действие

• Оно ограничивает национальное право, так и государства не имеют права принимать акты, противоречащие праву сообществ.

• Субъектами являются государства, органы европейского союза, частные лица (юридические и физические лица)

• Правоприменительные органы: национальные суды, институты и суд европейских сообществ.

2. Право европейского союза в рамках второй и третье опоры:

• Создаются государствами-членами на основе международных соглашений

• Обязательная сила имеет политических характер а не юридический

• Они не имеют прямого действия

• Субъектами выступают государства-члены и органы европейского союза

• Юрисдикция суда европейского союза не распространяется на вторую опору, в некоторых случаях может распространяться на третью.

3. Положения европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах (1950).

В 2000 г была включена в право Европейских сообществ.

• Субъекты: государства-члены и частные лица

• Правоприменительные органы: национальные суды

• Юрисдикционный контроль осуществляет европейский суд по права человека

Наши рекомендации