Полномочия Генерального Секретаря
Генеральный Секретарь – это символ Организации Объединенных Наций. Сочетая в себе качества дипломата и поборника прав, главного административного лица ООН и ее гражданского служащего, идеала, олицетворяющего лучший мир, и человека, который работает, чтобы воплотить эти мечты в жизнь, Генеральный Секретарь Организации объединенных Наций – это надежда всего населения Земли на лучший мир. В рамках Санкт-Петербургской международной студенческой Модели ООН Генеральный Секретарь также играет ряд очень важных ролей, по сути, являясь “связующим звеном” между делегатами и секретариатом.
В рамках настоящей Модели Генеральный Секретарь обладает следующими полномочиями: выполнять роль эксперта в любом из органов Модели; выступать в качестве арбитра при любых спорах между представителями Секретариата и участниками; открывать, закрывать и вести пленарные заседания Генеральной Ассамблеи; обращаться с речью к участникам любого органа Модели; лишать права слова любого участника Модели на срок не более одного дня работы Модели; удалять неконструктивные пункты из текстов проектов Резолюций.
Полномочия Президиума
Председатель руководит работой комитета на настоящей Модели, контролирует посещаемость, выносит постановления по порядку ведения заседания, в соответствии с настоящими правилами полностью осуществляет руководство ходом каждого заседания и поддерживает порядок на заседании. Во время обсуждения любого пункта Председатель может предложить комитету Генеральной Ассамблеи ограничить время, предоставляемое ораторам, ограничить число выступлений каждого представителя, прекратить запись ораторов или прекратить прения. Он может также предложить прервать или закрыть заседание или предложить прервать прения по обсуждаемому пункту. Постановления председателя могут быть оспорены квалифицированным большинством делегатов.
Председатель в случае своего отсутствия или по любым иным причинам может передавать свои полномочия сопредседателю.
Секретарь комитета: проводит перекличку для установления кворума; работает с документами Комитета (проекты резолюций, доклады, информационные письма, поправки и пр); ведет подсчет голосов при голосовании; выполняет другую работу по поручению Председателя и Секретариата.
Типы вопросов и выступлений:
Вопрос личной привилегии.
Вопросы, касающиеся исключительно области комфорта делегатов, их здоровья и самочувствия. Хорошими примерами могут служить “Мне душно. Нельзя ли открыть окно?”, “Плохо слышно. Не мог бы делегат говорить громче?”, “Мне нехорошо. Можно покинуть заседание?” и так далее. Это единственный тип вопроса, который может быть задан когда угодно, в том числе во время выступления другого делегата, во время голосования и так далее.
Процедурное предложение.
Все, что касается формы, но не содержания. Не может прерывать выступающего, однако не учитывается при ограниченном количестве вопросов к выступающему. Может как содержать вопрос относительно соответствия того или иного поступка правилам процедуры, так и предложение по их изменению.
Делегат может выдвинуть любое процедурное предложение, предусмотренное настоящими правилами. В качестве примера можно привести следующее предложение: «Уважаемые делегаты, предлагаю увеличить число вопросов к выступающему до N». В случае, если его предложение поддерживается еще хотя бы одной делегацией, и если после выступления ни один из делегатов не возражает против принятия предложения, то оно считается принятым консенсусом. Если возникает возражение, то Комитет переходит к голосованию.
Вопрос к председателю.
Может являться разновидностью вопроса к эксперту или процедурного вопроса.
Информационное сообщение.
Всегда задается в форме фразы, начинающейся словами “Осведомлена ли уважаемая госпожа/уважаемый господин представитель страны/делегат о том, что…” либо «Известно ли представителям Третьего Комитета о том, что…». По сути является исторической справкой, указывающей на какой-либо факт, который задающий считает важным для обсуждения проблемы. Информационное сообщение не требует ответа.
Вопрос к эксперту.
В случае наличия эксперта в Вашем комитете каждый делегат, не уверенный в легальности формулировок/точности следования фактам и т.д. может задать вопрос эксперту о уместности/значимости того или иного утверждения.
Право на ответ.
В случае, когда делегат полагает, что стране, интересы которой он представляет, было нанесено прямое оскорбление, он может потребовать права на ответ. Оно действительно только в случае, когда оскорбление достаточно очевидно и напрямую затрагивает честь конкретного государства. Председатель вправе отказать в этом праве в случае, когда оскорбление неочевидно. Также в целях экономии времени Председатель вправе определить форму предоставления права на ответ только в письменном виде.
В случае предоставления права на ответ делегат оскорбленной страны получает возможность использовать это право сразу по окончании рассмотрения вопросов по рассматриваемому пункту. Не стоит во время ответной речи отвечать оскорблением оскорбившего. Лучшей тактикой будет высказывание официального несогласия. Вопросы к выступающему с правом на ответ не задаются.
В случае нехватки времени Президиум комитета имеет право перевести некоторые виды вопросов в письменную форму. Иные виды вопросов или высказываний регламентом не предусмотрены. Вопросы к ораторам под видом процедурного предложения, информационного сообщения и т.д. не допускаются.
[1] См. список видов вопросов в конце документа.